Дело №2-2451/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2014 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Хаматьяновой Р.Ф.,
при секретаре Хубайбуллиной О.Е.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Уфы РБ Юлдашева Р.Р., истицы Яминовой В.Г., представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа Тимербулатовой Э.И. (доверенность №1/2453-13 от 23.07.2012 г.), представителя третьего лица Администрации Ленинского района ГО г. Уфа Ильгамова А.Д. (доверенность №74-04-00513 от 28.02.2014 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Уфы, действующего в интересах Яминовой В.Г., к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан, действуя в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Яминовой В.Г., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит обязать ответчика предоставить Яминовой В.Г. жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
В обоснование иска истец указал на то, что прокуратурой Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан проводилась проверка по обращению Яминовой В.Г.
В ходе проверки было установлено, что распоряжением главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № над Яминовой В.Г. установлено попечительство в связи со смертью ее родителей – матери ФИО3 (дата смерти ДД.ММ.ГГГГ) и отца ФИО2 (дата смерти ДД.ММ.ГГГГ).
С 01 сентября 2009 года Яминова В.Г. обучается в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет».
В настоящее время Яминова В.Г. обучается на 5 курсе. Дата окончания обучения – 30 июня 2014 года.
Яминова В.Г. является ребенком – сиротой, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке с ДД.ММ.ГГГГ в Администрации Ленинского района городского округа город Уфа.
Распоряжением главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № за Яминовой В.Г. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Распоряжением главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ №№ отменено распоряжение главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № «О сохранении права пользования жилым помещением за несовершеннолетней Яминовой В.Г.», в связи с тем, что <адрес>, принадлежавшая матери Яминовой В.Г. – ФИО3 (1/2 доля в праве собственности), в результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ пожара уничтожена.
Яминова В.Г. принята на учет граждан, в качестве нуждающейся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ, право на обеспечение жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ не реализовала. В связи с изложенным, в отношении Яминовой В.Г. распространяется п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающий предоставление вне очереди жилого помещения детям-сиротам по договору социального найма.
В настоящее время Яминова В.Г., согласно справке №18, проживает в общежитии УГАТУ по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение действующего законодательства Яминова В.Г. не обеспечена жилой площадью, чем грубо нарушены права последней.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Уфы РБ Юлдашев Р.Р., истица Яминова В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа Тимербулатова Э.И., представитель третьего лица Администрации Ленинского района ГО г. Уфа Ильгамов А.Д. с иском не согласились.
Исследовав и оценив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года – на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Яминова В.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти II -AP № от ДД.ММ.ГГГГ), мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти II -AP № от ДД.ММ.ГГГГ)
Установлено, что распоряжением главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № над Яминовой В.Г. установлено попечительство в связи со смертью ее родителей.
С ДД.ММ.ГГГГ Яминова В.Г. обучается в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет».
В настоящее время Яминова В.Г. обучается на 5 курсе. Дата окончания обучения – 30 июня 2014 года.
Яминова В.Г. является ребенком – сиротой, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке с ДД.ММ.ГГГГ в Администрации Ленинского района городского округа город Уфа.
Распоряжением главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № за Яминовой В.Г. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Распоряжением главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ №67-р отменено распоряжение главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № «О сохранении права пользования жилым помещением за несовершеннолетней Яминовой В.Г.», в связи с тем, что <адрес>, принадлежащая матери Яминовой В.Г. – ФИО3 (1/2 доля в праве собственности), в результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ уничтожена.
Суд считает, что обязанность обеспечения Яминовой В.Г. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому обязанность обеспечения Яминовой В.Г. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з ( в редакции от 06 декабря 2011 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан … по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)…
Суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что Яминова В.Г., которая в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила пребывание в образовательных учреждениях и имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления - Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08 июня 2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа», площадью не ниже 14 кв.м..
Так как государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации ГО г. Уфа, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ, то обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией ГО г. Уфа.
В остальной части требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Яминовой В.Г. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Хаматьянова Р.Ф.