Дело №2-59/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2014 г г.Краснознаменск
Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Филаткина Ю.М., с участием прокурора Краснознаменского района Неживого С.Б., представителя истца и третьих лиц- Соловьева И.А., действующего на основании доверенностей, ответчиков ФИО5, ФИО2, при секретаре Андросовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Калининградской области», к ответчикам ФИО5, ФИО6, несовершеннолетнему ФИО7, его законному представителю ФИО2, третьим лицам ФИО3, ФИО4, о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л
Истец обратился в суд указывая на то, что постановлением главы администрации Краснознаменского района Калининградской области № 44 от 08 февраля 1995 года квартира № 10, расположенная в доме № 4 по ул. Майская в г. Краснознаменске Калининградской области была признана «служебной» для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области. Пограничное управление владеет вышеуказанной квартирой на основании договора от 31 августа 1994 года и акта приема-передачи от 16.11.1994 года, заключенного между ТОО «Ратонда» и ОКПП «Советск» пограничного управления. До настоящего времени права собственности Пограничного управления не зарегистрированы. Собственником квартиры № 10 в доме № 4 по ул. Майская в г. Краснознаменске Калининградской области продолжает являться ФИО15, которая прав пограничного управления на владение и повторное заселение вышеуказанной квартиры не оспаривает и гарантирует содействие в государственной регистрации права собственности пограничного управления на эту квартиру без обременении, для чего требуется фактическое освобождение квартиры.
В период прохождения военной службы по контракту вышеуказанная служебная квартира решением жилищной комиссии № 8 от ноября 1994 года ОКПП «Советск» пограничного управления была предоставлена, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, ФИО5 и членам его семьи – супруге ФИО6, дочери-Надежде, 1977 г.р., сыну- Александру, 1981 г.р. В настоящее время дочь и сын в вышеуказанной квартире не зарегистрированы и не проживают.
В 1999 году ФИО5 утратил связь с ФСБ России и обеспечен другим жильем на праве собственности за счет государства. При увольнении с военной службы в 1999 году ФИО5 на состав семьи приобрел в собственность путем реализации ГЖС жилое помещение по адресу: Калининградская обл., г. Краснознаменск, ул. Кирпичная, д.З, кв. 12.
Льгот при выселении из служебного помещения без предоставления иного жилого помещения, предусмотренной ст. 103 ЖК РФ, ФИО5 не имеет.
Истец указывает на то, что согласно п.5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений. При этом ответчики под действие части 2 статьи 103 ЖК РФ не подпадают.
ФИО5 дважды были направлены письма (исходящий от 21.11.13 года № 21/106/6-5109 и от 10.01.14 года №21/106/6-54 ) с требованием освободить и сдать занимаемую им и совместно проживающими с ним членами его семьи квартиру № 10, расположенную в доме № 4 по ул. Майская в г. Краснознаменске Калининградской области в срок до 05.12.2013 года и до 22.01.2014 года. Однако, по истечении указанных сроков ФИО5 никаких действий по освобождению и сдаче жилого помещения пограничному управлению не предпринял.
Таким образом, ФИО5 и члены его семьи препятствуют осуществлению гарантированного ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» права пограничного управления на повторное заселение в спорную квартиру других военнослужащих.
В судебном заседании представитель истца ФИО10 поддержал исковые требования и пояснил суду, что ФИО5, с членами своей семьи был заселен в указанную служебную квартиру в 1994 году как во временное жилье в связи с прохождением им службы в пограничных органах. Данная квартира находится в собственности пограничного управления, однако право собственности на нее в установленном порядке не оформлено. После увольнения из пограничных органов в 1999 г. ФИО5 с членами своей семьи реализовал свое право на обеспечение жильем путем получения государственного жилищного сертификата, по которому приобрел в г.Краснознаменске трехкомнатную квартиру для себя и членов своей семьи, однако продолжает проживать в служебной квартире, чем нарушаются права других сотрудников пограничного управления на вселение в служебное жилое помещение в связи с прохождением службы в пограничных органах.
ФИО5 неоднократно предлагалось добровольно освободить занимаемую им служебную жилую площадь, однако, он отказывается это сделать. В связи с чем истец просит выселить его и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Ответчик ФИО5 с заявленными требованиями не согласился и пояснил суду, что командование ОКПП «Советск» по договору от 31 августа 1994 г. приобрело у ТОО «Ротонда» в лице директора ФИО17 две благоустроенные трехкомнатные квартиры в г.Краснознаменске. В ноябре 1994 г. на основании акта приема-передачи квартиры были переданы ОКПП «Советск». В феврале 1995 г. квартиры были оформлены через администрацию Краснознаменского района как служебные и переданы для заселения сотрудникам ОКПП «Советск», в том числе и его семье. В 1999 г. он был признан негодным к военной службе по заболеванию и уволен на пенсию. Имея общую выслугу 36 лет и в календарном исчислении 25 лет, считает, что в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих» имеет право на проживание в данной квартире с переоформлением ее в собственность. В 1999 г. по договоренности с командованием ОКПП «Советск» Калининградского пограничного управления, им была по ГЖС приобретена квартира в собственность по адресу Краснознаменск, <адрес> последующим заселением ее сотрудником ОКПП «Советск» ФИО16, в которой тот проживал с семьей. Впоследствии в указанной квартире длительное время проживали другие семьи пограничников, а в настоящее время проживает семья прапорщика ФИО12 момента приобретения квартиры по ГЖС и по настоящее время, он фактически квартирой не владеет и ею не пользовался. Его квартира заселялась командованием без его уведомления и участия. Квартира приведена в антисанитарное состояние. Вопрос об обмене квартирами до настоящего времени с командованием пограничного управления не решен. В 2000г. и 2001 г. он обращался в администрацию Краснознаменского района с документами о выводе квартиры из служебного фонда и оформлением ее в собственность, однако ему было отказано по тем основаниям, что право собственности на данную квартиру за пограничным управлением не зарегистрировано. Он неоднократно пытался решить вопрос с собственниками квартир ФИО11 и ФИО3 об окончании оформления права собственности пограничного управления на переданные им квартиры, на что получил отказ. В настоящее время он продолжает проживать в спорной квартире, содержать ее, произвел в ней хороший ремонт.
Ответчики ФИО6 с иском не согласилась, подтвердила данные объяснения ответчиком ФИО5 Законный представитель несовершеннолетнего ФИО7, ФИО2 просила рассмотреть дело без ее участия, о чем подала суду соответствующее заявление.
Третьи лица, ФИО15, ФИО4, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещены, предоставили свои интересы в суде защищать ФИО10
Суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд считает, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч.3 ст.101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя, при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно ст.103 ЖК РФ, в случае расторжения или прекращения договоров найма специализированного жилого помещения граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке.
В соответствии с ранее действовавшим Жилищным кодексом РСФСР, служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находились данные помещения (ст.105 ЖК РСФСР). Согласно ст.ст. 105,106 ЖК РСФСР гражданину выдавался ордер на заселение служебного помещения и заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя.
Часть 1 ст.92 ЖК РФ предусматривает, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные помещения. Частью 2 данной статьи установлено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.
Судом установлено, что постановлением главы администрации Краснознаменского района от 29 августа 1994 г. № 414 трехкомнатная квартира по адресу г.Краснознаменск Калининградской области, ул.Майская, д.4, кв.10 была передана в совместную собственность ФИО3 и несовершеннолетнему ФИО4, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ между ОЖКХ администрации <адрес> и ФИО3, действующей в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего ребенка –ФИО4, был заключен договор передачи спорной квартиры в их совместную собственность (л.д.58,59). 5 сентября 1994 г. данное право собственности за ФИО3 и ФИО4 было зарегистрировано Бюро технической инвентаризации <адрес> и выдано регистрационное удостоверение №238 от 05 сентября 1994 г (л.д. 57).
Между ОКПП «Советск» и ТОО «Ротонда» в лице ФИО11 был заключен 31 августа 1994 г. договор на приобретение двух квартир по <адрес> для заселения семей пограничников (л.д.8). 16 ноября 1994 г. по акту приема-передачи указанные квартиры были переданы ТОО «Ратонда» в лице директора ФИО11 ОКПП «Советск» в пользование (лд.7). В соответствии с решением жилищной комиссии ОКПП «Советск» от 1994 г. (дата и месяц не указаны), данные квартиры были распределены Майская 4-10 –майору ФИО5 с семьей, Майская 2-6 старшему прапорщику ФИО13 с семьей (л.д.9). После распределения данных квартир ОКПП «Советск», постановлением Администрации Краснознаменского района Калининградской области от 8 февраля 1995 г. №44 указанные квартиры наряду с другими были включены в число служебных квартир жилого фонда Федеральной пограничной службы (л.д.13). Письменный договор найма служебного жилья, как было установлено ст.106 ЖК РСФСР, между истцом и ФИО5 не заключался.
Согласно ст.213 ГК РФ ч.1 в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов…..
Ст. 214 ГК РФ ч.1 определяет, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут выступать органы государственной власти, которые могут приобретать и осуществлять личные имущественные и неимущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника.
В соответствии со ст.288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением.
Как было установлено судом, несмотря на то, что спорная квартира постановлением администрации Краснознаменского района от 8 февраля 1995 г. без отсутствия собственника -государственного органа (ст. 92 ч.2 ЖК РФ, ст.ст. 101,105 ЖК РСФСР), включена в число служебного жилья, собственником <адрес> в г.Краснознаменске Калининградской области по настоящее время являются граждане ФИО15 и ФИО4, (л.д. 43). За истцом, на спорную квартиру, право собственности не зарегистрировано. Согласно акта передачи спорной квартиры от 16 ноября 1994 г., она была передана истцу в пользование.(л.д.7). Между истцом и ответчиком письменный договор о найме специализированного жилья, в нарушение закона не заключался (ст.106 ЖК РСФСР). Своего права собственности истец в установленном законом порядке не оспорил. Каких либо доказательств передачи ему собственниками имущества в доверительное управление и в связи с этим делегирование истцу своих прав на защиту интересов собственника (ст.209 ГК РФ), суду не представил, в связи с чем суд считает, что истец самостоятельно не вправе заявлять требование о защите интересов собственника, в том числе и о выселении из служебного жилого помещения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Калининградской области» о выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета ответчиков ФИО5, ФИО6, несовершеннолетнего ФИО7, в исковых требованиях, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд, через Краснознаменский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено 6 мая 2014 г.
Судья Ю.М.Филаткин