РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 05 сентября 2017 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Тушина А.С.,
с участием помощника прокурора Якобчук Е.В.,
при секретаре Иващенко Я.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-6264/2017 по иску Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени к Подчувалову С.А. об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилыми помещениями путем выселения без предоставления иного жилого помещения, и по встречному иску Подчувалова С.А. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец в лице своего представителя обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику. В обоснование требований указано, что распоряжением Администрации г. Тюмени № 3028 от 19.12.1995 года в реестр муниципальной собственности включено жилое помещение по адресу: <адрес>
По данным Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени сведений о заключении в письменной форме договора социального найма указанного выше жилого помещения не имеется, ордеры на право вселения в данное жилое помещение отсутствуют, заявление о приватизации не поступало. Жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, <адрес> не включалось в специализированный жилищный фонд города Тюмени. Заявления о приватизации указанного выше жилого помещения в департамент не поступали, в собственность в порядке приватизации не передавались.
По данным ОАО «ТРИЦ» поквартирная карточка по адресу г. Тюмень, ул<адрес> на хранении в архиве ОАО «ТРИЦ» отсутствует.
Согласно выписке из финансового лицевого счета на жилое помещение по адресу: г. Тюмень, ул. <адрес> долг по оплате коммунальных услуг составляет 2672,87 руб.
В рамках мероприятий по контролю за использованием муниципального жилищного фонда проведена проверка, в ходе которой установлено, что в жилом помещении фактически проживает Подчувалов С.А. Правоустанавливающие документы у ответчика отсутствуют.
С учетом того, что согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и
не были соединены с лишением владения, истец просит:
устранить препятствия в пользовании и распоряжении Департаментом имущественных отношений администрации г. Тюмени жилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы дом 78 кв. 40А путем выселения Подчувалова С.А. из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Ответчиком Подчуваловым С.А. подано встречное исковое заявление к ДИО Администрации города Тюмени о признании за ним права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма. В обоснование встречного иска указано, что 30.10.2004 года истцу Подчувалову Сергею Анатольевичу, работнику (электросварщику) ЖЭУ-9 (с 15.01.2003 - Муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания по эксплуатации жилищного фонда»), в целях улучшения жилищных условий было выделено нежилое помещение общей площадью 8,7 кв.м, расположенное на первом этаже во втором подъезде жилого дома по <адрес> для дальнейшего перевода в статус жилого и заселения на состав семьи - один человек, что подтверждается копией трудовой книжки Подчувалова С.А. серии AT-VIII №8677761 от 03.10.2001 и выпиской из протокола заседания администрации и профсоюзного комитета Муниципального унитарного предприятия г.Тюмени «Управляющая компания по эксплуатации жилищного фонда» (далее - МУП г.Тюмени «УК по ЭЖФ») от 30.10.2004.
На основании распоряжения Территориального управления Администрации г.Тюмени по Ленинскому административному округу №1114 от 29.07.2004 года Департаментом имущественных отношений Администрации г.Тюмени нежилое помещение (колясочная) общей площадью 8,7 кв.м на 1 этаже по; <адрес> переведено в жилое помещение - квартиру <адрес> расположенная по адресу: г.Тюмень, <адрес> общей площадью 8,7 кв.м, жилой - 8,0 кв.м, после перепланировки и переустройства введена в эксплуатацию, что подтверждается актом приемки законченного переустройством и перепланировкой помещения межведомственной комиссией Администрации г.Тюмени от 04.07.2005 года, распоряжением Территориального управления Администрации г.Тюмени по Ленинскому административному округу №1003 от 21.07.2005, приказом №231 от 22.11.2005 и техническим паспортом жилого помещения по состоянию на 13.12.2005.
В 2004 году Подчувалов С.А. на законных основаниях был вселен в указанное жилое помещение,; получил от МУП г.Тюмени «УК по ЭЖФ» в целях оформления договора социального найма жилого помещения документы, подтверждающие законность перевода предоставленного ему нежилого помещения в жилое, возместив МУП г.Тюмени, «УК по ЭЖФ» расходы в сумме 6000 рублей, что подтверждается
распиской в получении документов от 28.04.2007 и квитанциями к
приходному кассовому ордеру №000003 от 12.02.2007 года в сумме 3000 рублей и №000008 от 28.03.2007 в сумме 3 000 рублей.
Однако, получить ордер и прописаться в данной квартире не успел, так как МУП г.Тюмени «УК по ЭЖФ» было ликвидировано, В настоящее время квартира №40 «а», расположенная по адресу: г.Тюмень, <адрес>, включена в реестр муниципальной собственности.
До настоящего времени в соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации Подчувалов ФИО14 постоянно проживает в спорном жилом помещении, использует его по назначению - для проживания, поддерживает его надлежащее достояние, оплачивает коммунальные услуги, то есть, несет бремя расходов по его содержанию. Поэтому у него возникло право пользования данным жилым помещением. В Тюменском расчетно-информационном центре открыт финансовый лицевой счет № на квартиру №40 «а» в доме №<адрес> в г.Тюмени, по которому Подчувалов С.А. оплачивает коммунальные услуги. Но поквартирная карточка на данное жилое помещение со слов работников Тюменского расчетно-информационного центра отсутствует.
Таким образом, поскольку Подчувалов С.А. был вселен в спорное жилое помещение в установленном законом порядке, проживает в нем постоянно, пользуется им в соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, он приобрел право пользования данным жилым помещением, и, соответственно, вправе требовать заключения с ним договора социального найма жилого помещения.
В связи с изложенным просит признать за Подчуваловым С.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Тюмень, <адрес> Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени заключить с Подчуваловым С.А. договор социального найма указанного выше жилого помещения, расположенного по адресу: г.Тюмень, <адрес>
Представитель истца (ответчика по встречному иску) в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил иск удовлетворить, в удовлетворении встречного иска отказать.
Ответчик (истец по встречному иску) Подчувалов С.А., представитель ответчика (истца по встречному иску) Панова-Богомолова Л.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований, встречные исковые требования удовлетворить.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым исковые требования удовлетворить, отказать в удовлетворении встречных исковых требований, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, встречные исковые требования не
подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что
распоряжением Администрации г. Тюмени № 3028 от 19.12.1995 года в реестр муниципальной собственности включено жилое помещение по адресу: г. Тюмень, <адрес>
По данным Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени сведений о заключении в письменной форме договора социального найма указанного выше жилого помещения не имеется, ордеры на право вселения в данное жилое помещение отсутствуют, заявление о приватизации не поступало. Жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, <адрес> не включалось в специализированный жилищный фонд города Тюмени. Заявления о приватизации указанного выше жилого помещения в департамент не поступали, в собственность в порядке приватизации не передавались.
По данным ОАО «ТРИЦ» поквартирная карточка по адресу г. Тюмень, ул. <адрес> на хранении в архиве ОАО «ТРИЦ» отсутствует.
Согласно выписке из финансового лицевого счета на жилое помещение по адресу: г. <адрес> долг по оплате коммунальных услуг составляет 2672,87 руб.
В рамках мероприятий по контролю за использованием муниципального жилищного фонда проведена проверка, в ходе которой установлено, что в жилом помещении фактически проживает Подчувалов С.А. Правоустанавливающие документы у ответчика отсутствуют.
30.10.2004 года истцу Подчувалову С.А., работнику (электросварщику) ЖЭУ-9 (с 15.01.2003 - Муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания по эксплуатации жилищного фонда»), в целях улучшения жилищных условий было выделено нежилое помещение общей площадью 8,7 кв.м, расположенное на первом этаже во втором подъезде жилого дома по ул. 30 лет <адрес>, для дальнейшего перевода в статус жилого и заселения на состав семьи - один человек, что подтверждается копией трудовой книжки Подчувалова С.А. серии № от 03.10.2001 и выпиской из протокола заседания администрации и профсоюзного комитета Муниципального унитарного предприятия г.Тюмени «Управляющая компания по эксплуатации жилищного фонда».
На основании распоряжения Территориального управления Администрации г.Тюмени по Ленинскому административному округу №1114 от 29.07.2004 года Департаментом имущественных отношений Администрации г.Тюмени нежилое помещение (колясочная) общей площадью 8,7 кв.м на 1 этаже по; <адрес> переведено в жилое помещение - квартиру <адрес> расположенная по адресу: г.Тюмень, ул<адрес>
кв.м, после перепланировки и переустройства введена в эксплуатацию, что подтверждается актом приемки законченного переустройством и перепланировкой помещения межведомственной комиссией Администрации г.Тюмени от 04.07.2005 года, распоряжением Территориального управления Администрации г.Тюмени по Ленинскому административному округу №1003 от 21.07.2005, приказом №231 от 22.11.2005 и техническим паспортом жилого помещения по состоянию на 13.12.2005.
Согласно решению Ленинского районного суда г. Тюмени от 19.11.2012 года за Подчуваловым С.А. признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Тюмень, ул. <адрес> состоящим из одной комнаты общей площадью 17,10 кв.м., жилой площадью 11,40 кв.м., на Администрацию г. Тюмени возложена обязанность заключить с Подчуваловым С.А. договор социального найма указанного выше жилого помещения.
Договором № 1-34735 от 31.07.2013 года в собственность Подчувалова С.А. передано жилое помещение общей площадью. 17,10 кв.м., расположенное по адресу: г. Тюмень, <адрес>
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.10.2015 года комната по адресу: г. Тюмень, <адрес> находится в собственности ФИО21 ФИО22 основание: договор дарения квартиры от 07.10.2015 года.
В соответствии со ст.5 ФЗ №189-ФЗ от 29 декабря 2004г. «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.47 ЖК РСФСР (действовавшей на момент возникновения правоотношения) единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение является выданный гражданину ордер.
В соответствии со статьями 17, 18, 45, 55 Конституции Российской Федерации, статьями 9, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Государственная защита прав и свобод гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище.
Согласно статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации, в
государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст.ст.ст. 49, 51, 52 и 57 Жилищного кодекса РФ
жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Поскольку органом местного самоуправления - Администрацией города Тюмени не принималось решение о предоставлении ответчику спорного жилого помещения, суд приходит к выводу, что ответчики вселились в спорное жилое помещение с нарушением порядка, установленного Жилищным кодексом РФ - без решения собственника о предоставлении жилого помещения и заключения договора социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В судебном заседании установлено, что ответчик вселился и проживает в спорном жилом помещении без каких-либо законных оснований, препятствуя тем самым осуществлению истцом своего права собственности на данную квартиру. Каких-либо доказательств правомерности проживания в спорной квартире ответчик суду не представил, соответственно, доказательств того, что ответчик приобрел право пользования спорными жилыми помещениями, не представлено, в связи с чем требование о выселении подлежит удовлетворению.
Требование ответчика (истца по встречному иску) о признании за ним права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма, суд находит не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Согласно ст. 62 ЖК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне - гражданину жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным Кодексом РФ.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 1 статьи 63
ЖК РФ).
В соответствии со ст. 7 ЖК РСФСР и пп. 1 п. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с нормами ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные им органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период
трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Истец по встречному иску ссылается на тот факт, что спорное помещение передавалось ему работодателем ЖЭУ-9 30.10.2004 года в целях улучшения жилищных условий, между тем, спорное жилое помещение 19.12.1995 года передано в муниципальную собственность, соответственно, ЖЭУ-9 не обладало полномочиями для передачи в пользование данного жилого помещения. В специализированный фонд спорное помещение не включалось, служебным помещением не признано.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно решению Ленинского районного суда г. Тюмени от 19.11.2012 года за Подчуваловым С.А. признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Тюмень, ул. <адрес>, состоящим из одной комнаты общей площадью 17,10 кв.м., жилой площадью 11,40 кв.м., на Администрацию г. Тюмени возложена обязанность заключить с Подчуваловым С.А. договор социального найма указанного выше жилого помещения.
Договором № 1-34735 от 31.07.2013 года в собственность Подчувалова С.А. передано жилое помещение общей площадью. 17,10 кв.м., расположенное по адресу: г. <адрес>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.10.2015 года комната по адресу: г. Тюмень, <адрес> находится в собственности ФИО23, основание: договор дарения квартиры от 07.10.2015 года. Таким образом, Подчуваловым С.А. использовано право на приватизацию жилого помещения.
Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, встречные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с Подчувалова С.А. подлежит взысканию в доход муниципального образования госпошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст.209,301 Гражданского кодекса РФ, 85, 86 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ,
суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени к Подчувалову С.А. об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилыми помещениями путем выселения без предоставления иного жилого помещения – удовлетворить.
Устранить препятствия в пользовании и распоряжении Департаментом имущественных отношений администрации г. Тюмени жилым помещением, расположенным по адресу: г. Тюмень, <адрес> путем выселения Подчувалова С.А. из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Подчувалова С.А. госпошлину в доход муниципального образования городской округ город Тюмень в сумме 6000 рублей.
В удовлетворении встречного искового заявления Подчувалова С.А. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд города Тюмени Тюменской области в течение месяца со дня изготовления его мотивированного решения.
Судья А.С.Тушин
Мотивированное решение изготовлено 12.09.2017 года с применением компьютера.