№ 2-17/2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2012 года г. Кемь РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
с участием прокурора Едоковой Н.А., при секретаре Рысьевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 «Ёлочка» (далее по тексту: МДОУ детский сад № 1 «Ёлочка») и администрации Кемского муниципального района о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кемского района обратился в Кемский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к МДОУ детский сад № 1 «Ёлочка» и администрации Кемского муниципального района с названными требованиями по тем основаниям, что в ходе проверки исполнения санитарных правил и норм в детских учреждениях с участием помощника врача по общей гигиене ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РК» Ш. посещено МДОУ детский сад № 1 «Ёлочка». Установлено, что все помещения (кроме спален старшей группы) не соответствуют требованиям СанПиН по уровню искусственного освещения. Из протокола инструментальных исследований физических факторов на объекте Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах №126/Г/К от 08.11.2011, составленного по проведению измерений искусственной освещенности в МДОУ детский сад № 1 «Елочка» следует, что освещенность не отвечает требованиям в игровой комнате 1 младшей группы, раздевальной и игровой комнатах младшей группы, раздевальной и игровой комнатах подготовительной группы, раздевальной и игровой комнатах средней группы, раздевальной комнате старшей группы, в игровой комнате ясельной группы.
В связи с чем прокуратурой установлено, что детским садом при организации учебного, воспитательного процесса детей учреждением не соблюдаются санитарные нормы и правила, чем не обеспечивается здоровье находящихся в детском саду несовершеннолетних.
На основании изложенного прокуратура района просит в срок до 01.04.2012 года обязать МДОУ детский сад №1 «Елочка» обеспечить уровень освещенности в игровых комнатах, раздевальных комнатах групп, посещаемых воспитанниками по адресу: <адрес>, в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», а также обязать администрацию Кемского муниципального района в срок до 01.03.2012 года профинансировать мероприятия по обеспечению освещенности в игровых комнатах, раздевальных комнатах групп, посещаемых воспитанниками МДОУ детский сад №1 «Елочка», в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
В судебном заседании помощник прокурора Кемского района Едокова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила обязать администрацию Кемского муниципального района профинансировать МДОУ Детский сад № 1 «Елочка» в сумме согласно смете, составленной заведующей детским садом - 41960 рублей.
Представитель ответчика - МДОУ детский сад № 1 «Ёлочка» Пауш С.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования об обеспечении надлежащего уровня освещенности в помещениях детского сада признал в полном объеме и пояснил, что обеспечить надлежащий уровень освещенности можно за сумму, указанную в смете, составленной заведующей детским садом - 41960 рублей. Оборудовать помещения светильниками можно без привлечения строительной организации, так как в штате детского сада есть должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Необходимо заменить светильники: заменить лампы накаливания на лампы дневного света. Это может сделать специалист, который работает в детском саду на 0,5 ставки. То есть необходимо только закупить светильники, поэтому указанной суммы будет достаточно. На 2012 год из бюджета района выделены средства детскому саду на производство ремонтных работ. Названная сумма для приобретения и установки светильников МДОУ детский сад № 1 «Ёлочка» не выделялась.
Представитель ответчика - администрации Кемского муниципального района по доверенности начальник юридического отдела Рахманова М.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в исковом заявлении как на доказательство обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, имеется ссылка на акт проверки детского сада от 07.11.2011 года. Акт проверки МДОУ от 07.11.2011 года не может являться доказательством обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, в связи с тем, что заявление об установлении факта не соответствия освещения во всех помещениях (кроме спальни старшей группы) нормам СанПина является голословным, данный факт установлен «на глаз» проверяющих и не подтвержден инструментальными исследованиями физических факторов на объекте. Действительно, инструментальные исследования физических факторов - проведение измерений искусственной освещенности помещений детского сада № 1 «Елочка» проводились 07.11.2011 года, в том числе в присутствии представителя истца, но надлежащее оформление результатов инструментальных исследований датировано 08.11.2011 года - Протокол инструментальных исследований физических факторов на объекте № 126 /Г/ К от 08.11.2011. При этом выводы, имеющиеся в акте проверки МДОУ от 07.11.2011 года о несоответствии освещенности всех помещений (кроме спальни старшей группы) нормам СанПина не соответствуют действительности: согласно протоколу от 08.11.2011 измерения проводились не во всех помещениях, а выборочно (игровые, раздевальные групп, музыкальный зал, в спальных помещениях групп и иных помещениях исследования исходя из содержания протокола не осуществлялись вообще), также в опровержение сведений указанных в акте проверки МДОУ от 07.11.2011 года протоколом от 08.11.2011 установлено соответствие требованиям нормируемых показателей освещенности игровой старшей группы. Также в тексте искового заявления указано, что согласно акта проверки детского сада от 07.11.2011 установлено, что все помещения (кроме спален старшей группы) не соответствуют требованиям СанПина по уровню искусственного освещения, возникает правомерный вопрос: сколько же все таки спален в старшей группе проверенного детского сада?
Таким образом, представленные доказательства не соответствия уровня освещенности и определения объемов финансирования мероприятий по обеспечению освещенности в игровых комнатах, раздевальных комнатах групп, посещаемых воспитанниками Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Елочка» по адресу: <адрес> соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» не соответствуют друг другу, не позволяют установить обстоятельства дела, т.е. являются недостоверными доказательствами.
Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что в помещениях ответчика - МДОУ детский сад № 1 «Ёлочка» 07 ноября 2011 года с 10 час. 30 мин. до 12 час. 00 мин. специалистом Филиала ФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах Ш., и.о. заведующей детским садом К., старшей медсестрой О. были проведены инструментальные исследования физических факторов, в том числе и параметров освещенности, с использованием Люксметра Ю 116, заводской № 015263/003983, № 9546, действительного до 05.10.2012 года. В ходе исследований было установлено, что уровень освещенности, установленный Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06 апреля 2003 года не соответствует установленным нормам, а именно: ниже требуемого уровня освещенности в следующих помещениях детского сада: в игровой комнате 1 младшей группы, раздевальной и игровой комнатах младшей группы, раздевальной и игровой комнатах подготовительной группы, раздевальной и игровой комнатах средней группы, раздевальной комнате старшей группы и игровой комнате ясельной группы, что подтверждается Протоколом инструментальных исследований физических факторов на объекте № 126/Г/К от 08 ноября 2011 года, таблицей результатов измерений искусственной освещенности, заключением по результатам проверки (л.д.22-24). В акте проверки МДОУ от 07.11.2011 года (л.д. 25-27), составленным помощником прокурора Едоковой Н.А. имеется одно предложение, касающееся предмета иска, из которого следует, что во всех помещениях (кроме спальни старшей группы) освещение не соответствует нормам СанПина, остальные сведения, содержащиеся в акте, фиксируют иные нарушения. Поскольку по факту проведенной проверки 07.11.2011 года уровня освещенности 08.11.2011 года был составлен Протокол инструментальных исследований физических факторов на объекте № 126/Г/К, приведенный выше, в котором подробно отражены с указанием параметров данные об уровне освещенности в помещения детского сада (в таблице результатов измерения), суд полагает, что Протокол инструментальных исследований физических факторов на объекте № 126/Г/К от 08.11.2011 года является допустимым и достаточным доказательством несоответствия уровня освещенности в помещениях детского сада нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Также данное обстоятельство подтверждается ходатайством заведующей МДОУ № 1 Р. от 08.11.2011 года (л.д. 29) Главе Кемского муниципального района о выделении средств для обеспечения достаточного равномерного освещения всех помещений детского сада и сметой от 21.11.2011 г. (л.д. 40), составленной заведующей МДОУ № 1 Р. и заместителем заведующей В., из которой следует, что для обеспечения достаточного равномерного освещения всех помещений детского сада требуется в групповые помещения и раздевальные комнаты установить 48 штук светильников. Согласно штатному расписанию в МДОУ № 1 имеется 0,5 ставки электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Из пункта 3.6 должностной инструкции электромонтера следует, что на него возложены обязанности по установке и ремонту несложной осветительной арматуры, в том числе ламп накаливания и люминсцентных ламп.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В соответствии с ч.1 ст.28 указанного Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ч.3 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса. На основании положений ст.51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
В соответствии с п.2.2 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Елочка» (далее - Устава) одной из задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Согласно п.п.2.3.1, 2.3.2 Устава предметом деятельности учреждения является, в том числе, организация образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиями ее реализации, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и иными нормативными правовыми актами, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание привычки здорового образа жизни.
Как предусмотрено пунктами 3.3, 3.3.1 Санитарных правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06 апреля 2003 года, требования к искусственному освещению в зависимости от назначения помещения изложены в таблице 2.
Согласно таблицы 2 нормируемые показатели искусственного освещения помещений детских дошкольных учреждений в групповых, игровых, столовых, комнатах музыкальных и гимнастических занятий при общем освещении должно соответствовать 200 (400 - оптимальный уровень освещенности) лк, в раздевательных - 200 лк, спальных - 75 (400 - оптимальный уровень освещенности) лк. При проведении проверки установлен следующий уровень освещенности: освещенность в игровой комнате 1 младшей группы колеблется от 60 до 80 лк, игровой комнате младшей группы - от 70 до 100 лк, в раздевальной комнате младшей группы составляет 60 лк, в музыкальном зале составляет 120 лк, в игровой комнате подготовительной группе колеблется от 110 до 140 лк, в игровой комнате старшей группы колеблется от 240 до 350 лк, в раздевальной комнате подготовительной группы составляет 50 лк, в раздевальной старшей группы составляет 100 лк, в игровой комнате средней группы колеблется от 100 до 130 лк, в раздевальной комнате средней группы составляет 50 лк, в игровой комнате ясельной группы колеблется от 50 до 60 лк., что подтверждается Протоколом инструментальных исследований физических факторов на объекте № 126/Г/К от 08.11.2011 года. Таким образом, установлено, что уровень освещенности в перечисленных помещениях детского сада не соответствует предъявляемым требованиям.
В соответствии с пунктом 7.2 Санитарных правил и норм Сан ПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» уровни искусственного освещения в дошкольных организациях должны соответствовать требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
В соответствии с п. 1.3 Устава МДОУ детский сад № 1 «Ёлочка» учреждение является муниципальным бюджетным учреждением, из п. 1.5 Устава следует, что учредителем учреждения является администрация Кемского муниципального района Республики Карелия. Учреждение является юридическим лицом, имеет на праве оперативного управления обособленное имущество. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник его имущества (пункты 1.6, 1.8 Устава). Имущество Учреждения является муниципальной собственностью (пункт 4.1 Устава).
В соответствии с п.5.1 Устава учредитель организует предоставление общедоступного и бесплатного начального основного общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, обеспечивает содержание зданий и сооружений учреждения.
Пункт 5.2 Устава к компетенции учреждения относит материально- техническое обеспечение, оснащение образовательной деятельности в пределах выделенных финансовых средств.
Согласно п. 4.5 Устава источником формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения, в том числе, является целевое бюджетное финансирование.
В соответствии с п.4.12 Устава деятельность учреждения финансируется учредителем в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами местного самоуправления Кемского муниципального района на основании утвержденных в установленном порядке планов работы и смет на содержание учреждения.
Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников Учреждения во время образовательного процесса (пункт 4.11 Устава).
На основании изложенного суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора: обязать администрацию Кемского муниципального района выделить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 «Ёлочка» в срок до 01 марта 2012 года денежные средства в сумме 41960 рублей (согласно смете от 21.11.2011 г. (л.д. 40)) для осуществления мероприятий по обеспечению освещенности в помещениях детского сада и обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Ёлочка» в срок до 01 апреля 2012 года обеспечить уровень освещенности соответствующий Санитарными правилами и нормами в помещениях детского сада, указанных в заключении Протокола инструментальных исследований физических факторов на объекте № 126/Г/К от 08.11.2011 года. В целях осуществления принципа исполнимости судебного решения, суд считает необходимым указать ответчику - МДОУ детский сад № 1 «Ёлочка» на необходимость проведения работ по установке 48 штук светильников (согласно приведенной смете) в помещениях детского сада. Принимая решение и определяя вышеуказанные сроки для исполнения решения суда, суд руководствуется положениями части 2 ст. 206 ГПК РФ, принципами разумности, наличием в детском саду работника способного произвести требуемые работы, объемом работ, достаточностью указанной суммы для проведения работ, которая подтверждена сметой и показаниями представителя ответчика - Пауш С.В., а также необходимостью в кратчайшие сроки устранить негативные факторы в виде недостаточного уровня освещенности, влияющие на здоровье воспитанников детского сада.
Кроме того, при принятии решения суд учитывает признание иска представителем ответчика МДОУ детский сад № 1 «Ёлочка» - Пауш С.В. и принимает данное признание иска, поскольку в рассматриваемом деле данное признание не противоречит Закону и не нарушает прав и охраняемых Законом интересов сторон по делу и иных лиц. Суд также учитывает, что последствия принятия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ представителю ответчика - Пауш С.В. разъяснены и понятны.
На основании ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что прокурор в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация Кемского муниципального района освобождена от уплаты государственной пошлины, решение суда состоялось в пользу истца, суд взыскивает с ответчика - МДОУ детский сад № 1 «Ёлочка» госпошлину в размере, предусмотренном пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ - 200 рублей.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Кемского района удовлетворить.
Обязать администрацию Кемского муниципального района выделить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 1 «Ёлочка» в срок до 01 марта 2012 года денежные средства в сумме 41960 (сорок одну тысячу девятьсот шестьдесят) рублей для осуществления мероприятий по обеспечению освещенности в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в игровых и раздевальных комнатах групп Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Ёлочка», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Ёлочка» в срок до 01 апреля 2012 года обеспечить уровень освещенности соответствующий Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в игровой комнате 1 младшей группы, раздевальной и игровой комнатах младшей группы, раздевальной и игровой комнатах подготовительной группы, раздевальной и игровой комнатах средней группы, раздевальной комнате старшей группы и игровой комнате ясельной группы, расположенных в помещениях детского сада № 1 «Елочка» по адресу: <адрес>, путем производства работ по установке в указанных помещениях 48 светильников.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Ёлочка» в доход бюджета Кемского муниципального района государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение 30 суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 16 января 2012 года.