Дело № 2-118/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2011 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Шигильчёвой Л.Т.,
с участием заявителя Степанова Н.И., представителя командира войсковой части № и жилищной комиссии войсковой части № капитана юстиции Алексеева В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Степанова Н.И. об оспаривании действий командира войсковой части № и жилищной комиссии войсковой части №, связанных с отказом в принятии его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Степанов Н.И. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия жилищной комиссии войсковой части № отказавшей ДД.ММ.ГГГГ в принятии его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и командира утвердившего указанное решение.
Считая свои права нарушенными, Степанов Н.И. просил суд признать решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и командира войсковой части № его утвердившего, незаконными и отменить его, а также обязать жилищную комиссию признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, а командира данное решение утвердить.
В судебном заседании Степанов Н.И. поддержал свои требования в полном объёме и пояснил, что в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части № и проживает совместно со своей семьёй - женой и двумя детьми в однокомнатной приватизированной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> состоит в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель должностных лиц Алексеев В.Н. в суде требования заявителя не признал и пояснил, что согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, составом жилищной комиссии был рассмотрен вопрос о постановке Степанова Н.И. на учёт нуждающихся в жилом помещении. Решением данной жилищной комиссии ему отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), а именно, заявителем не представлена справка о сдаче жилого помещения, а также в соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ Степанов Н.И. и члены его семьи уже приняты на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления, по месту своего жительства, в связи с чем, обеспечение его жильём является обязанностью данного органа. Полагая, что командир войсковой части № правомерно утвердил указанное решение жилищной комиссии, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании были представлены и исследованы следующие доказательства.
Согласно справке, выданной командиром войсковой части п/п 11507, Степанов Н.И. в период прохождения военной службы в войсковой части ПП 11507 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилой площадью по линии Министерства обороны РФ не обеспечивался.
Копиями контрактов о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и копией справки от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ Степанов Н.И. проходит военную службу по контракту в войсковой части 3997.
В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 3997 от ДД.ММ.ГГГГ № жилищная комиссия отказала Степанову Н.И. в постановке его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ.
Из копии справки от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в состав членов семьи Степанова Н.И. входят жена - ФИО1, 1966 года рождения, дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с копией справки от ДД.ММ.ГГГГ № сведений о регистрации права собственности на объекты недвижимости за Степановым Н.И. в муниципальном унитарном предприятии «Бюро технической экспертизы и приватизации жилищного фонда» (МУП «БТИ и ПЖФ») не имеется.
Согласно копии справки от ДД.ММ.ГГГГ № сведений о регистрации права собственности на объекты недвижимости за ФИО1, за дочерью ФИО2 и сыном ФИО3 в МУП «БТИ и ПЖФ» не имеется.
Из копии уведомления управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Степанова Н.И. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества.
Копией выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что супруге заявителя ФИО1 принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящееся по адресу: <адрес>.
Согласно копии справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Степанов Н.И. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоит под № 4504 с составом семьи 4 человека.
В соответствии с копиями свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Степанову Н.И., ФИО1 и ФИО2 принадлежит каждому <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 и пунктом 1 статьи 45, а также статьи 59 в её взаимосвязи со статьями 32, 71, 72 и 114 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе и его право на жилище. Военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение специфических задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения службы, обуславливается правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке обеспечения их жильём на основе специального законодательства и по специальным правилам.
К числу таких специальных законов относятся Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", которыми устанавливаются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в частности их права на жилище.
В соответствии с частью одиннадцатой пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьей 44 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предоставление жилого помещения военнослужащим ВВ МВД России осуществляется на основании «Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», утверждённой приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 года № 75, пунктом 43 которого определено, что распределение и предоставление жилых помещений, производится жилищной комиссией воинской части, в порядке очередности с учётом льгот и норм, установленных жилищным законодательством.
В соответствии с постановлением Главы администрации города Чебоксары от 15 апреля 2005 № 129 "Об установлении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления", норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Чебоксары на одного человека установлена от 16 до 18 кв. метров общей площади, учётная норма составляет - 14,5 кв.м.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Таким образом, судом установлено, что Степанову Н.И. жилищная комиссия войсковой части № своим решением от ДД.ММ.ГГГГ № отказала в постановке его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что заявителем не предоставлена справка о сдаче жилого помещения с места предыдущего прохождения им военной службы, согласно требованиям пункта 19 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во ВВ МВД РФ.
Представитель должностного лица - Алексеев В.Н., в судебном заседании показал, что Степановым Н.И. на заседание жилищной комиссии был предоставлен в полном объёме пакет необходимых документов, согласно установленного перечня и не представил суду каких-либо доказательств не выполнения заявителем пункта 19 Инструкции «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во ВВ МВД РФ», утверждённой приказом МВД России от 12 февраля 2010 года № 75, на основании чего суд приходит к выводу о несоответствии действительности основания принятого жилищной комиссией оспариваемого Степановым Н.И. решения.
Вопреки утверждению представителя должностных лиц заявителем представлены в суд документы, подтверждающие его право состоять на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе справка отдела по учёту и распределению жилья администрации <адрес>, согласно которой заявитель и члены его семьи органом местного самоуправления признаны нуждающимися в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ под № №.
Указанное обстоятельство не может являться основание для признания его обеспеченным жильём и служить поводом для применения к нему ст. 54 ЖК РФ, поэтому суд полагает, что данный факт лишь подтверждает законность прав заявителя на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, суд признаёт действия жилищной комиссии войсковой части № отказавшей ДД.ММ.ГГГГ в принятии его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и командира войсковой части №, утвердившего указанное решение, не законными и полагает необходимым восстановить права заявителя обязав жилищную комиссию войсковой части № включить Степанова Н.И. и членов его семьи в списки военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий, а командира войсковой части № его утвердить.
Возместить Степанову Н.И. затраченные им денежные средства по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, которые согласно статей 88 и 98 ГПК РФ являются судебными расходами и подлежат взысканию с войсковой части №.
Руководствуясь статьями 194 -199, 258 и 336 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Степанова Н.И. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части №, связанных с отказом в принятии его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Признать незаконными решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа принятия Степанова Н.И. на учёт нуждающихся в жилом помещении, а также действия командира войсковой части №, утвердившего решение в этой части.
Обязать жилищную комиссию войсковой части № отменить решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа принятия Степанова Н.И. и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Обязать жилищную комиссию войсковой части № включить Степанова Н.И. и членов его семьи в списки военнослужащих войсковой части № нуждающихся в улучшении жилищных условий, а командира войсковой части № - утвердить новое решение жилищной комиссии.
Взыскать с войсковой части № в пользу Степанова Н.И. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение десяти дней после его вынесения в окончательной форме.
Судья Э.А. Сердитый