Дело № 2-724/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2014 года город Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Балашова Д.А.,
при секретаре Петрачковой О.Н.,
с участием прокурора Каргу Е.Я.,
представителя МКДОУ – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ... Кругловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сегежского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ... (далее по тексту МКДОУ – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ...), администрации Сегежского муниципального района о понуждении произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что в результате прокурорской проверки МКДОУ – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ... по соблюдению законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в МКДОУ – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ... наружное электрическое освещение не обеспечено. Нарушения, выявленные в ходе проверки, создают угрозу жизни и здоровью воспитанников учреждения. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать МКДОУ – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ... в срок до ХХ.ХХ.ХХ. обеспечить наружное электрическое освещение территории МКДОУ – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ... при недостаточности средств у учреждения возложить эту обязанность на администрацию Сегежского муниципального района.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Сегежского муниципального района.
В судебном заседании прокурор Каргу Е.Я. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель МКДОУ – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ... Круглова М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель администрации Сегежского муниципального района в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статьям 20,41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны кроме всего прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-
эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
На основании статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в дошкольных образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с пунктом 3.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) территория дошкольной образовательной организации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 40 Устава муниципального образования «Сегежский муниципальный район» (далее - Устав) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального района дошкольного отнесена к полномочиям администрации Сегежского муниципального района. Владение, пользование, распоряжение имуществом муниципального образования «Сегежский район» частью 2 статьи 61 Устава также отнесено к полномочиям администрации района.
В сипу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в редакции от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 1.2 статьи 4 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Сегежский муниципальный район», утвержденного решением Совета Сегежского муниципального района от 23.09.2008 № 282, главным распорядителем средств бюджета Сегежского муниципального района является администрация района.
На основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; несет от имени муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений). Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие в образовательных учреждениях.
Судом установлено, что в нарушение перечисленных требований законодательства наружное электрическое освещение в МКДОУ – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ... не обеспечено. Собственником МКДОУ – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ... в силу части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, устава учреждения является муниципальное образование «Сегежский муниципальный район».
Поскольку отсутствие наружного электрического освещения в МКДОУ – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ... создает угрозу жизни и здоровью воспитанников учреждения и нарушает требования санитарного законодательства, требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу требований статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем с ответчика, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...>
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ... обеспечить наружное электрическое освещение территории МКДОУ – детский сад № 17 общеразвивающего вида II категории города ... в срок до ХХ.ХХ.ХХ., при недостаточности средств у учреждения возложить эту обязанность на администрацию Сегежского муниципального района.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №... общеразвивающего вида II категории города ... государственную пошлину в бюджет Сегежского муниципального района в сумме <...>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия в течение 30 дней через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья Д.А.Балашов
Справка: мотивированное решение изготовлено 12 мая 2014 года.