Дело № 2-4163\2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2018 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.,
при секретаре Насртдиновой А.Р.,
с участием истца Обуховой Ю.А.,
представителя истца Попова В.П.,
представителя ответчика Кулешовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обуховой Ю. А. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о признании действий незаконными, включении периода в стаж,
у с т а н о в и л:
Обухова Ю.А. обратилась в суд, указав с учетом уточнения, что приказом начальника УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № она уволена по п.4 ч.2 ст.82 ФЗ от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 19 лет 05 месяцев 07 дней, в льготном исчислении 20 лет 04 месяца 27 дней. Выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ. № и установлен стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет 00 месяцев 02 дня. С ДД.ММ.ГГГГ. ей назначена пенсия, выдано пенсионное удостоверение, однако с ДД.ММ.ГГГГ. выплата пенсии прекращена. Истцу ДД.ММ.ГГГГ. выдано письмо со ссылкой на допущенное -ДОЛЖНОСТЬ- ФИО1 нарушения в виде незаконного включения периода обучения в -ОРГАНИЗАЦИЯ- с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке -ОРГАНИЗАЦИЯ- от ДД.ММ.ГГГГ. № она проходила обучение в период с ДД.ММ.ГГГГ., по заявлению была отчислена. Вместе с тем, истец продолжила обучение в Пермском государственном университете, поступив в ДД.ММ.ГГГГ и окончив его по очной форме в ДД.ММ.ГГГГ. с получением диплома. Действующим законодательством о пенсионном обеспечении включение в стаж для назначения пенсии периода обучения являлась законным. Истец указывает, что отсутствие документа об окончании обучения в учебном заведении не может являться основанием для исключения такого периода учебы из стажа для назначения пенсии сотруднику за выслугу лет, со ссылкой на ст.18 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» и п.2 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
С учетом изложенного Обухова Ю.А. просит признать действия ГУ МВД России по <адрес> по прекращению выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. незаконными, включить в стаж период обучения в Пермском государственном институте культуры с ДД.ММ.ГГГГ. из расчета два месяца учебы за один месяц службы, признать право на назначение пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ возложить обязанность возобновить выплату пенсии с перерасчетом невыплаченных сумм с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Обухова Ю.А., представитель истца Попов В.П. уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Кулешова А.Н. в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.
Судом установлено, что Обухова Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ. проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ. № истец уволена со службы по основанию, предусмотренному п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) (л.д.30).
Из выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что на день увольнения со службы выслуга Обуховой Ю.А. в календарном исчислении составила 19 лет 05 месяцев 07 дней, в льготном исчислении 20 лет 04 месяца 27 дней (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ. приказом № в приказ от ДД.ММ.ГГГГ. № л/с были внесены изменения, выслуга Обуховой Ю.А. на день увольнения исчислена 20 лет 00 месяцев 02 дня, в льготном исчислении 20 лет 00 месяцев 13 дней.
ДД.ММ.ГГГГ. Обухова Ю.А. обратилась к начальнику ОПО ЦФО ГУ МВД России по <адрес> с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет (социального пособия) (л.д.26).
Истцу была назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.25).
Из расчета выслуги лет следует, что в выслугу лет засчитан период обучения с ДД.ММ.ГГГГ. в -ОРГАНИЗАЦИЯ- из расчета два месяца учебы за один месяц службы (л.д.27-29).
Заключением по результатам служебной проверки, утвержденной начальником ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что в нарушение требований п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в расчет выслуги на пенсию Обуховой Ю.А. был включен период обучения с ДД.ММ.ГГГГ в -ОРГАНИЗАЦИЯ-, который составил 1 год 1 месяц 16 дней. При этом, согласно архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной -ОРГАНИЗАЦИЯ-, Обухова Ю.А. приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № была отчислена со второго курса учебного заведения, диплома об окончании учебного заведения нет (л.д.48-56).
На основании данной служебной проверки выплата пенсии по линии МВД РФ Обуховой Ю.А. прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. в связи с отсутствием права со ссылкой на ч.6 ст.62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Закона).
Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) определено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, определяющей периоды военной и приравненной к ней службы, работы и иные периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем четвертым пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 854 и постановления Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.
Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца со службы) предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Частью 7 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования, в частности среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании (пункт 2 части 7 статьи 60 названного Закона).
Из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что установленный порядок зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органом внутренних дел периодов их обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях до поступления на службу является льготным (из расчета два месяца обучения за один месяц службы), позволяющим увеличивать выслугу лет для назначения пенсии, и имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, имеющих профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование). При этом период обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях подлежит зачету в стаж службы сотрудника для назначения ему пенсии за выслугу лет при условии завершения освоения сотрудником до его поступления на службу образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, подтвержденного документом об образовании и о квалификации, выдаваемым в установленном порядке.
Следовательно, довод истца о возможности включения в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет периода обучения в -ОРГАНИЗАЦИЯ- с ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что условие о необходимости получения диплома после окончания обучения в образовательном учреждении распространяется только на сотрудников, поступивших на службу с ДД.ММ.ГГГГг., основан на ошибочном толковании положений законодательства, регулирующих спорные отношения, поскольку противоречит приведенному выше правовому регулированию.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной -ОРГАНИЗАЦИЯ- видно, что Обухова Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ. проходила обучение на очном отделении в -ОРГАНИЗАЦИЯ-, приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № была отчислена со второго курса учебного заведения (л.д.33).
Исходя из нормативных положений, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу о том, что период обучения с ДД.ММ.ГГГГ. в -ОРГАНИЗАЦИЯ-, по истечении которого истец отчислена из состава названного образовательного учреждения без получения документа, подтверждающего завершение освоения образовательных программ и получение соответствующего уровня образования, не является временем обучения, подлежащим включению в стаж службы в органах внутренних дел в Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы применительно к положениям части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и абзаца 4 пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Таким образом, позиция истца о том, что в стаж службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации может быть включен период обучения без получения соответствующего диплома о получении образования является несостоятельным, в связи с чем суд не усматривает предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца о включении в выслугу лет периода обучения в Пермском государственном институте культуры с 01.09.1994г. по 03.12.1996г.
Рассматривая требования о признании незаконными действий ответчика по прекращению выплаты пенсии, суд находит их не подлежащими удовлетворению.
Ссылка истца на постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 № 1-П судом отклоняется.
Действительно, названным постановлением часть первая статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов.
Указанным постановлением федеральному законодателю указано на необходимость внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений. При этом судам рекомендовано до внесения в правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суды общей юрисдикции при оценке правомерности прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, необоснованно назначенной в результате допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, на основе объективного и полного исследования представленных доказательств должны учитывать указанные в пункте 2 резолютивной части настоящего Постановления и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Федеральным законом от 03.04.2017 № 63-ФЗ в ст.62 Закона от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" внесены изменения, статья дополнена частями третьей - шестой следующего содержания:
"В случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае утраты пенсионером права на пенсию за выслугу лет в результате устранения допущенной ошибки, обнаруженной по истечении трех лет с даты назначения пенсии, являющейся его единственным источником дохода, пенсионный орган при условии отсутствия виновных действий пенсионера, приведших к неправомерному назначению пенсии, принимает решение о выплате суммы, равной размеру пенсии, выплачиваемой на дату обнаружения ошибки.
Указанная в части четвертой настоящей статьи сумма выплачивается ежемесячно до возникновения у пенсионера права на получение пенсии в соответствии с настоящим Законом либо права на назначение любой другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением накопительной пенсии и социальной пенсии), и подлежит ежегодному увеличению (индексации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прекращение выплаты пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием права на нее либо приобретением права на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства".
При этом законодателем не урегулированы случаи, когда ошибка обнаружена до истечения трех лет с даты назначения пенсии.
Как указал Конституционный суд в определении от 24.04.2018 № 949-О, учитывая, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий и исчислении их размеров тех или иных ошибок исключить невозможно, предусмотренная законом возможность исправления таких ошибок, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, призвана обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.
Поскольку на момент увольнения со службы Обуховой Ю.А. у нее отсутствовала необходимая в силу пункта "а" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 выслуга для назначения соответствующей пенсии как лицу, проходившему службу в органах внутренних дел Российской Федерации, требования о признании незаконными действий ответчика по прекращению выплаты пенсии, о признании права на пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ., об обязании ответчика возобновить выплату пенсии с перерасчетом невыплаченных сумм с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Обуховой Ю. А. к ГУ МВД России по <адрес> отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - О.В.Коневских
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2018г.
Дата окончания процессуального срока на обжалование 24.01.2019г.