РЎСѓРґСЊСЏ РђРІРґРѕРЅРёРЅР° Р.Рќ. Производство в„– 33-800/2020
в„– 2-193/2019
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
27 мая 2020 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Хомяковой М.Е., Циркуновой О.М.,
при секретаре Врацкой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосильского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области, администрации Новосильского района Орловской области о возложении обязанности финансирования и оборудования здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения,
по апелляционному представлению прокурора Новосильского района Орловской области на решение Новосильского районного суда Орловской области от 14января 2020 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Новосильского района Орловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области, администрации Новосильского района Орловской области с требованиями об обязании оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
Рсковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Новосильского района Орловской области проведена проверка исполнения законодательства РїРѕ обеспечению безопасности Рё антитеррористической защищенности РІ образовательных учреждениях, РІ том числе РІ Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области (далее РїРѕ тексту - МБОУ «Голунская РЎРћРЁВ» Новосильского района Орловской области). Р’ С…РѕРґРµ проверки установлено, что здание школы РЅРµ оборудовано системой видеонаблюдения.
В связи с этим, 28 февраля 2018 г. в адрес директора образовательного учреждения вынесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической безопасности в образовательной организации, в связи с отсутствием системы видеонаблюдения, являющейся одним из обязательных компонентов обеспечения антитеррористической безопасности. Данный акт реагирования рассмотрен с участием заместителя прокурора Новосильского района Орловской области, намечены меры по устранению выявленных недостатков, однако, до настоящего времени школа системой видеонаблюдения не оборудована.
Полагает, что отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нём, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, родителей и работников учреждения.
По изложенным основаниям, с учётом уточнения иска, прокурор просил суд возложить на администрацию Новосильского района Орловской области обязанность осуществить финансирование мероприятий по оснащению здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области системой видеонаблюдения, на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области - обязанность оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.
Прокурор Новосильского района Орловской области не согласился с решением суда, в своем апелляционном представлении просит его отменить.
Ссылается на то, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия учебного процесса, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье школьников, работников образовательной организации.
Приводит доводы о том, что школа является местом массового пребывания людей и в силу закона должна быть оборудована системой видеонаблюдения.
Обращает внимание на то, что суд необоснованно не учел положения Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которому в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Считает, что п. 29 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006 прямо указывает, что осуществление инженерной защиты объектов (территорий) осуществляется на основании Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ, соблюдение требований которого не возможно без учета пунктов 6.44 и 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, рассмотрев апелляционное представление в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в нем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного по делу решения ввиду неправильного применения норм материального права.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что МБОУ«Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области является юридическим лицом, зарегистрированным в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Орловской области 11 декабря 2014 г. (л.д. 8-22).
Прокуратурой Новосильского района Орловской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности в МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области в феврале 2018 г., по результатам которой был выявлен ряд нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, а именно, на момент проверки МБОУ«Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области не было оборудовано системой видеонаблюдения. В связи с этим, в адрес директора МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области заместителем прокурора 28 февраля 2018 г. было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
30 марта 2018 г. заместителю прокурора Новосильского района Орловской области от директора МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области поступил письменный ответ об устранении выявленных нарушений федерального законодательства в деятельности учреждения, в котором было указано о принятии соответствующих мер и о том, что установка видеонаблюдения планируется в 2019 г. при наличии денежных средств.
В ответе администрации Новосильского района Орловской области сообщается, что в бюджете Новосильского района Орловской области запланированы денежные средства на 2022 год в размере 97 000 руб. для оборудования системами видеонаблюдения МБДОУ детский сад № <...> и МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области.
Установлено, что 29 ноября 2019 г. был утвержден паспорт безопасности МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области, прошедший согласование с УФСБ России по Орловской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Орловской области» и отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Корсаковскому и Новосильскому районам Орловской области.
По данным паспорта здание образовательного учреждения относено к 4 категории опасности объекта.
Для указанной категории опасности Требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ №1006 от 02 августа 2019 г., обязанность по оснащению общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения не предусмотрена. Такая обязанность распространяется на объекты, отнесенные к третьей, второй и первой категориям опасности.
Разрешая спор по существу, и, отказывая прокурору в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующее на момент рассмотрения спора законодательство не предусматривает прямой обязанности образовательного учреждения и органа местного самоуправления в пределах установленных законом их полномочий оборудовать в здании общеобразовательного учреждения, отнесенного к 4 категории опасности, систему видеонаблюдения.
При этом суд указал, что при обращении с иском, прокурором не учтены изменения в действующем законодательстве, устанавливающем новые требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, которые общеобразовательным учреждением выполнены.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Так, в силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства-участники Конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2010г. № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (далее - Концепция), утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї. 42 Концепции противодействия терроризму РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденной Президентом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации 05октября 2009 Рі. расходы РЅР° финансирование мероприятий РІ области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё органом местного самоуправления самостоятельно Р·Р° счет средств СЃРІРѕРёС… бюджетов.
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Также указанной статьей предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ «Опротиводействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации» утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Пунктами 23 и 24 указанного постановления предусмотрено, что все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией; в) системой освещения.
При этом независимо от того, какая категория присвоена месту массового пребывания людей, указанное место должно отвечать следующим требованиям обеспечения антитеррористической защищенности: наличие системы видеонаблюдения; системы оповещения и управления эвакуацией; системы освещения.
Согласно п. 2 Требований перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
РР· акта проверки готовности организации, осуществляющей образовательную деятельность Рє РЅРѕРІРѕРјСѓ 2019-2020 Рі.Рі., установлено, что общая численность учащихся школы составляет 40 человек, проектная допустимая численность 240 человек. Р’ школе работают 9 педагогических работников, 2 сторожа, есть технические работники Рё работники столовой, школу посещают родители учащихся.
Следовательно, МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть представляет собой один из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Данный факт подтверждается выпиской из Перечня потенциальных объектов террористических посягательств, расположенных на территории Новосильского района Орловской области, согласованного антитеррористической комиссией Орловской области 21 августа 2019 г.
Отказывая в удовлетворении иска, судом первой инстанции указанные обстоятельства не были учтены.
Кроме того, отказывая в иске, суд первой инстанции сослался на то, что Федеральный закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г. носит общий характер и не применяется к общеобразовательным учреждениям, для которых Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006 «Обутверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлены свои требования. Также суд указал, что СП118.13330.2012 применяется только при подготовке технического задания на строительство либо реконструкцию здания.
При этом суд первой инстанции не учел, что пунктом 29 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», на которое имеется ссылка в обжалуемом решении, установлено, что инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г.
№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (далее - Свод правил), для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения.
Пунктом 6.44 Свода правил установлено, что в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 пункты6.44 и 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012. «Общественные здания и сооружения» включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
РР· приложения «В» Рє вышеприведенному РЎРІРѕРґСѓ правил следует, что требования РѕР± установке систем видеонаблюдения распространяются РЅР° дошкольные образовательные организации Рё общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Таким образом, по мнению судебной коллегии, совокупность приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи устанавливает императивные предписания, касающиеся вопроса оборудования системами видеонаблюдения образовательных учреждений.
В связи с чем, нельзя признать правильным вывод суда о несостоятельности доводов прокурора о необходимости оборудования образовательного учреждения системой видеонаблюдения на основании положений Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Постановления Правительства от 25марта 2015 г. № 272.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что применение положений Свода правил СП 118.13330.2012, касающихся вопросов принятия мер по антитеррористической защищенности образовательных учреждений, вопреки выводам суда первой инстанции, возможно не только на стадии подготовки технического задания на строительство здания либо его реконструкцию, но и при его модернизации.
Также судебная коллегия отмечает, что несоблюдение требований, установленных Сводом правил в части безопасности зданий и сооружений, возведенных до введения в действие Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», являясь по существу признанием неравенства прав граждан, посещающих такое здание, по сравнению с правами других граждан, противоречит положениям статей 20, 41 Конституции Российской Федерации и конституционно закрепленному принципу равенства всех перед законом (статья 19 Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенных обстоятельств, вывод суда первой инстанции о том, что на общеобразовательном учреждении не лежит обязанность по оснащению его здания системой видеонаблюдения, нельзя признать обоснованным.
РР· представленного РІ материалы дела Устава МБОУ «Голунская РЎРћРЁВ» Новосильского района Орловской области следует, что Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Новосильский район Орловской области. Функции Рё полномочия Учредителя школы РѕС‚ имени муниципального образования Новосильский район Орловской области осуществляет отдел общего образования, молодежной политики Рё спорта администрации Новосильского района Орловской области
(пункты 1, 6 Устава).
Полномочия собственника муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МБОУ Голунская СОШ Новосильского района от имени муниципального образования осуществляет администрация Новосильского район Орловской области в лице отдела по управлению муниципальным имуществом администрации (п.1.11).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из пункта 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области является муниципальным бюджетным учреждением.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что администрация Новосильского района Орловской области Рё администрация МБОУ«Голунская РЎРћРЁВ» Новосильского района Орловской области, наделены правовыми полномочиями, Р°, следовательно, Рё обязанностями РїРѕ осуществлению мероприятий РїРѕ обеспечению антитеррористической защищенности Рё принятию мер РїРѕ профилактике терроризма РІ образовательном учреждении РІ пределах своей компетенции.
При вынесении решения, судом первой инстанции дана оценка, но не принята во внимание позиция соответчика - администрации Новосильского района Орловской области, которая изложена в письменном отзыве от 17декабря 2019 г., согласно которому данный орган местного самоуправления, являющийся в соответствии с п. 1.6 Устава МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области ее учредителем, согласен с предъявленными исковыми требованиями, обязуется принять меры к выделению денежных средств для оборудования здания школы системой видеонаблюдения.
В указанном отзыве, администрация Новосильского района также пояснила, что муниципальной программой «Образование в Новосильском районе в 2018-2020 годы» с указанной целью в бюджет района заложены денежные средства на оборудование МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области системой видеонаблюдения.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеприведенные нормы, судебная коллегия приходит к выводу, что действующим законодательством как на образовательное учреждение, так и на администрацию Новосильского района Орловской области возложена обязанность по оборудованию здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
В связи с чем, обжалуемое решение нельзя признать правильным и оно подлежит отмене по основаниям ч. 2 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения об удовлетворении иска прокурора в полном объеме.
Принимая новое решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на администрацию Новосильского района Орловской области в силу вышеперечисленных положений нормативных правовых актов, необходимо возложить обязанность по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с установкой видеонаблюдения на территории образовательного учреждения, а на само общеобразовательное учреждение возложить обязанность по оснащению школы системой видеонаблюдения.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В связи с этим, принимая по делу новое решение, судебная коллегия полагает необходимым установить срок исполнения возложенных судом обязанностей до 01 сентября 2020 г.
Устанавливая такой срок, судебная коллегия учитывает обстоятельства дела, особую значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья, пребывающих в образовательном учреждении людей, принципы разумности и соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление прокурора Новосильского района Орловской области удовлетворить.
Решение Новосильского районного суда Орловской области от 14января 2020 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Новосильского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области, администрации Новосильского района Орловской области об обязании оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения – удовлетворить.
Обязать администрацию Новосильского района Орловской области в срок до 01 сентября 2020 г. выделить денежные средства на оснащение Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области системой видеонаблюдения, а Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области после перечисления денежных средств оснастить учреждение системой «видеонаблюдения».
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё
РЎСѓРґСЊСЏ РђРІРґРѕРЅРёРЅР° Р.Рќ. Производство в„– 33-800/2020
в„– 2-193/2019
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
27 мая 2020 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Хомяковой М.Е., Циркуновой О.М.,
при секретаре Врацкой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосильского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области, администрации Новосильского района Орловской области о возложении обязанности финансирования и оборудования здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения,
по апелляционному представлению прокурора Новосильского района Орловской области на решение Новосильского районного суда Орловской области от 14января 2020 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Новосильского района Орловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области, администрации Новосильского района Орловской области с требованиями об обязании оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
Рсковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Новосильского района Орловской области проведена проверка исполнения законодательства РїРѕ обеспечению безопасности Рё антитеррористической защищенности РІ образовательных учреждениях, РІ том числе РІ Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области (далее РїРѕ тексту - МБОУ «Голунская РЎРћРЁВ» Новосильского района Орловской области). Р’ С…РѕРґРµ проверки установлено, что здание школы РЅРµ оборудовано системой видеонаблюдения.
В связи с этим, 28 февраля 2018 г. в адрес директора образовательного учреждения вынесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической безопасности в образовательной организации, в связи с отсутствием системы видеонаблюдения, являющейся одним из обязательных компонентов обеспечения антитеррористической безопасности. Данный акт реагирования рассмотрен с участием заместителя прокурора Новосильского района Орловской области, намечены меры по устранению выявленных недостатков, однако, до настоящего времени школа системой видеонаблюдения не оборудована.
Полагает, что отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нём, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, родителей и работников учреждения.
По изложенным основаниям, с учётом уточнения иска, прокурор просил суд возложить на администрацию Новосильского района Орловской области обязанность осуществить финансирование мероприятий по оснащению здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области системой видеонаблюдения, на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области - обязанность оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.
Прокурор Новосильского района Орловской области не согласился с решением суда, в своем апелляционном представлении просит его отменить.
Ссылается на то, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия учебного процесса, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье школьников, работников образовательной организации.
Приводит доводы о том, что школа является местом массового пребывания людей и в силу закона должна быть оборудована системой видеонаблюдения.
Обращает внимание на то, что суд необоснованно не учел положения Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которому в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Считает, что п. 29 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006 прямо указывает, что осуществление инженерной защиты объектов (территорий) осуществляется на основании Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ, соблюдение требований которого не возможно без учета пунктов 6.44 и 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, рассмотрев апелляционное представление в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в нем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного по делу решения ввиду неправильного применения норм материального права.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что МБОУ«Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области является юридическим лицом, зарегистрированным в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Орловской области 11 декабря 2014 г. (л.д. 8-22).
Прокуратурой Новосильского района Орловской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности в МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области в феврале 2018 г., по результатам которой был выявлен ряд нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, а именно, на момент проверки МБОУ«Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области не было оборудовано системой видеонаблюдения. В связи с этим, в адрес директора МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области заместителем прокурора 28 февраля 2018 г. было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
30 марта 2018 г. заместителю прокурора Новосильского района Орловской области от директора МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области поступил письменный ответ об устранении выявленных нарушений федерального законодательства в деятельности учреждения, в котором было указано о принятии соответствующих мер и о том, что установка видеонаблюдения планируется в 2019 г. при наличии денежных средств.
В ответе администрации Новосильского района Орловской области сообщается, что в бюджете Новосильского района Орловской области запланированы денежные средства на 2022 год в размере 97 000 руб. для оборудования системами видеонаблюдения МБДОУ детский сад № <...> и МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области.
Установлено, что 29 ноября 2019 г. был утвержден паспорт безопасности МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области, прошедший согласование с УФСБ России по Орловской области, ФГКУ «УВО ВНГ России по Орловской области» и отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Корсаковскому и Новосильскому районам Орловской области.
По данным паспорта здание образовательного учреждения относено к 4 категории опасности объекта.
Для указанной категории опасности Требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ №1006 от 02 августа 2019 г., обязанность по оснащению общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения не предусмотрена. Такая обязанность распространяется на объекты, отнесенные к третьей, второй и первой категориям опасности.
Разрешая спор по существу, и, отказывая прокурору в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующее на момент рассмотрения спора законодательство не предусматривает прямой обязанности образовательного учреждения и органа местного самоуправления в пределах установленных законом их полномочий оборудовать в здании общеобразовательного учреждения, отнесенного к 4 категории опасности, систему видеонаблюдения.
При этом суд указал, что при обращении с иском, прокурором не учтены изменения в действующем законодательстве, устанавливающем новые требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, которые общеобразовательным учреждением выполнены.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Так, в силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства-участники Конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2010г. № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (далее - Концепция), утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї. 42 Концепции противодействия терроризму РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденной Президентом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации 05октября 2009 Рі. расходы РЅР° финансирование мероприятий РІ области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё органом местного самоуправления самостоятельно Р·Р° счет средств СЃРІРѕРёС… бюджетов.
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Также указанной статьей предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ «Опротиводействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации» утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Пунктами 23 и 24 указанного постановления предусмотрено, что все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией; в) системой освещения.
При этом независимо от того, какая категория присвоена месту массового пребывания людей, указанное место должно отвечать следующим требованиям обеспечения антитеррористической защищенности: наличие системы видеонаблюдения; системы оповещения и управления эвакуацией; системы освещения.
Согласно п. 2 Требований перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
РР· акта проверки готовности организации, осуществляющей образовательную деятельность Рє РЅРѕРІРѕРјСѓ 2019-2020 Рі.Рі., установлено, что общая численность учащихся школы составляет 40 человек, проектная допустимая численность 240 человек. Р’ школе работают 9 педагогических работников, 2 сторожа, есть технические работники Рё работники столовой, школу посещают родители учащихся.
Следовательно, МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть представляет собой один из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Данный факт подтверждается выпиской из Перечня потенциальных объектов террористических посягательств, расположенных на территории Новосильского района Орловской области, согласованного антитеррористической комиссией Орловской области 21 августа 2019 г.
Отказывая в удовлетворении иска, судом первой инстанции указанные обстоятельства не были учтены.
Кроме того, отказывая в иске, суд первой инстанции сослался на то, что Федеральный закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г. носит общий характер и не применяется к общеобразовательным учреждениям, для которых Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006 «Обутверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлены свои требования. Также суд указал, что СП118.13330.2012 применяется только при подготовке технического задания на строительство либо реконструкцию здания.
При этом суд первой инстанции не учел, что пунктом 29 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», на которое имеется ссылка в обжалуемом решении, установлено, что инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г.
№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (далее - Свод правил), для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения.
Пунктом 6.44 Свода правил установлено, что в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 пункты6.44 и 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012. «Общественные здания и сооружения» включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
РР· приложения «В» Рє вышеприведенному РЎРІРѕРґСѓ правил следует, что требования РѕР± установке систем видеонаблюдения распространяются РЅР° дошкольные образовательные организации Рё общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Таким образом, по мнению судебной коллегии, совокупность приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи устанавливает императивные предписания, касающиеся вопроса оборудования системами видеонаблюдения образовательных учреждений.
В связи с чем, нельзя признать правильным вывод суда о несостоятельности доводов прокурора о необходимости оборудования образовательного учреждения системой видеонаблюдения на основании положений Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Постановления Правительства от 25марта 2015 г. № 272.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что применение положений Свода правил СП 118.13330.2012, касающихся вопросов принятия мер по антитеррористической защищенности образовательных учреждений, вопреки выводам суда первой инстанции, возможно не только на стадии подготовки технического задания на строительство здания либо его реконструкцию, но и при его модернизации.
Также судебная коллегия отмечает, что несоблюдение требований, установленных Сводом правил в части безопасности зданий и сооружений, возведенных до введения в действие Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», являясь по существу признанием неравенства прав граждан, посещающих такое здание, по сравнению с правами других граждан, противоречит положениям статей 20, 41 Конституции Российской Федерации и конституционно закрепленному принципу равенства всех перед законом (статья 19 Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенных обстоятельств, вывод суда первой инстанции о том, что на общеобразовательном учреждении не лежит обязанность по оснащению его здания системой видеонаблюдения, нельзя признать обоснованным.
РР· представленного РІ материалы дела Устава МБОУ «Голунская РЎРћРЁВ» Новосильского района Орловской области следует, что Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Новосильский район Орловской области. Функции Рё полномочия Учредителя школы РѕС‚ имени муниципального образования Новосильский район Орловской области осуществляет отдел общего образования, молодежной политики Рё спорта администрации Новосильского района Орловской области
(пункты 1, 6 Устава).
Полномочия собственника муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МБОУ Голунская СОШ Новосильского района от имени муниципального образования осуществляет администрация Новосильского район Орловской области в лице отдела по управлению муниципальным имуществом администрации (п.1.11).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из пункта 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области является муниципальным бюджетным учреждением.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что администрация Новосильского района Орловской области Рё администрация МБОУ«Голунская РЎРћРЁВ» Новосильского района Орловской области, наделены правовыми полномочиями, Р°, следовательно, Рё обязанностями РїРѕ осуществлению мероприятий РїРѕ обеспечению антитеррористической защищенности Рё принятию мер РїРѕ профилактике терроризма РІ образовательном учреждении РІ пределах своей компетенции.
При вынесении решения, судом первой инстанции дана оценка, но не принята во внимание позиция соответчика - администрации Новосильского района Орловской области, которая изложена в письменном отзыве от 17декабря 2019 г., согласно которому данный орган местного самоуправления, являющийся в соответствии с п. 1.6 Устава МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области ее учредителем, согласен с предъявленными исковыми требованиями, обязуется принять меры к выделению денежных средств для оборудования здания школы системой видеонаблюдения.
В указанном отзыве, администрация Новосильского района также пояснила, что муниципальной программой «Образование в Новосильском районе в 2018-2020 годы» с указанной целью в бюджет района заложены денежные средства на оборудование МБОУ «Голунская СОШ» Новосильского района Орловской области системой видеонаблюдения.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеприведенные нормы, судебная коллегия приходит к выводу, что действующим законодательством как на образовательное учреждение, так и на администрацию Новосильского района Орловской области возложена обязанность по оборудованию здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
В связи с чем, обжалуемое решение нельзя признать правильным и оно подлежит отмене по основаниям ч. 2 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения об удовлетворении иска прокурора в полном объеме.
Принимая новое решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на администрацию Новосильского района Орловской области в силу вышеперечисленных положений нормативных правовых актов, необходимо возложить обязанность по обеспечению финансирования мероприятий, связанных с установкой видеонаблюдения на территории образовательного учреждения, а на само общеобразовательное учреждение возложить обязанность по оснащению школы системой видеонаблюдения.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В связи с этим, принимая по делу новое решение, судебная коллегия полагает необходимым установить срок исполнения возложенных судом обязанностей до 01 сентября 2020 г.
Устанавливая такой срок, судебная коллегия учитывает обстоятельства дела, особую значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья, пребывающих в образовательном учреждении людей, принципы разумности и соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление прокурора Новосильского района Орловской области удовлетворить.
Решение Новосильского районного суда Орловской области от 14января 2020 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Новосильского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области, администрации Новосильского района Орловской области об обязании оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения – удовлетворить.
Обязать администрацию Новосильского района Орловской области в срок до 01 сентября 2020 г. выделить денежные средства на оснащение Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области системой видеонаблюдения, а Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Голунская средняя общеобразовательная школа» Новосильского района Орловской области после перечисления денежных средств оснастить учреждение системой «видеонаблюдения».
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё