Гражданское дело № 2-693/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярцево 06 ноября 2014 года
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:
Председательствующего (судьи) Помельникова О.В.,
при секретаре Гудилиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фанина А. А.ча к Министерству финансов Российской Федерации и МО МВД России «Ярцевский» о взыскании компенсации морального вреда, в связи с нарушением условий содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Фанин А.А. обратился с исковыми требованиями к Министерству Финансов РФ и МО МВД России «Ярцевский» и просил взыскать компенсацию морального вреда в сумме 150 000 рублей за нарушение условий содержания под стражей в изоляторе временного содержания.
В обоснование исковых требований истец указал, что в период времени с 12.02.2000г. по 10.03.2001г. всего 90 дней он содержался в ИВС МО МВД России «Ярцевский», где не исполняются требования Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений», нарушаются положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так, ИВС находится в подвальном помещении, не имеет окон и естественного освещения. Он содержался в камерах №1 и №3, площадь которых около 8,5 кв.м. при численности заключенных 4-6 человек. В камерах не было кроватей, на нарах приходилось спать по очереди или на полу. Постельные принадлежности и белье не выдавались. В камерах отсутствовал водопровод и канализация. Прогулки на свежем воздухе не осуществлялись из-за отсутствия прогулочного дворика. Находясь в грязных, сырых камерах, окруженный курильщиками, он был лишен необходимых удобств и человеческих условий содержания в ИВС. Причинение физических и нравственных страданий связывает с действиями (бездействием) должностных лиц ответчика МО МВД России «Ярцевский».
В судебное заседание истец Фанин А.А. и не явился, извещен надлежаще, отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-6 г. Рославль. В связи с тем, что гражданско-процессуальным кодексом России не предусмотрена возможность этапирования лиц, содержащихся под стражей для участия в судебном заседании, право на участие через представителя ему разъяснялось, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель ответчика МО МВД России «Ярцевский» Акчурина О.А. иск не признала, полагала, что моральный вред истцу не причинен.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в лице УФК по Смоленской области Сысина Н.П. полагала необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, кроме того по ее мнению надлежащим ответчиком по делу является МВД России. Заявила о пропуске трехмесячного срока обращения в суд.
Представитель третьего лица Прокуратуры Смоленской области иск не признал, указав, что истцу моральный вред истцу не причинен.
Представитель третьего лица Управления МВД России по Смоленской области в суд не явилась, в письменных возражениях указывала о необоснованности иска.
Суд, выслушав представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства с учетом их относимости, достоверности и достаточности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдании в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания и в следственных изоляторах, в том числе требования к этим помещениям, регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 г. N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. N 950 и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Министерства юстиции РФ N 189 от 14.10.2005 г., Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста Российской Федерации, утвержденными приказом ГУИН Министерства юстиции РФ от 28.05.2001 г. N 161-ДСП.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации.
Ответственность по ст. 1069 ГК РФ наступает на общих основаниях (ст. 1064 данного Кодекса): лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине, обязанность по возмещению вреда возникает при наличии совокупности условий: наличие негативных последствий (вреда), противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинная связь между противоправным поведением и возникновением вреда, вина причинителя вреда.
В силу п.2 ст.151, п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых, в соответствии с УПК РФ, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, определены статьей 17 Закона. Согласно указанной норме подозреваемые и обвиняемые имеют право, помимо прочего, на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; ежедневную прогулку; пользоваться собственными постельными принадлежностями; на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых определено статьями 23, 24 Закона.
Согласно ст.23 данного Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (ст. 24 Закона).
Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, утвержденными приказом МВД РФ N950 от 22.11.2005г., установлен порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых.
Пунктом 45 названных установлено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Фанин А.А. периодически в период времени с 18.02.2000г. по 10.03.2001г. содержался в ИВС МО МВД России «Ярцевский» в качестве обвиняемого, осужденного.
С заявлением на действие должностных лиц ИВС Фанин А.А. не обращался, каких - либо судебных постановлений по данному факту истцом не представлено. Доводы истца о том, что в ИВС он содержался в камере менее 8,5 кв.м. при численности заключенных 4-6 человек, ничем не подтверждены. Достоверно установить в каких камерах содержался Фанин А.А. в 2000-2001г.г. и какова численность заселения камер, не представляется возможным, поскольку данная информация отражается в камерных карточках, срок хранения которых составляет 1 год, ведение журналов по выдаче пастельных принадлежностей и белья законом и ведомственными актами МВД России не предусмотрено.
Доказательств, подтверждающих, что Фанин А.А. содержался в указанное время в условиях, не соответствующих указанным требованиям закона о санитарно-гигиенических условиях, не представлено.
Вместе с тем, судом установлено, что в ИВС МО МВД России «Ярцевский» не имеется прогулочного дворика, что в силу п.11 ст.17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", нарушает права Фанина А.А. на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа.
Согласно п.132 Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005г., прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.
Кроме того, из технического паспорта ИВС МО МВД России «Ярцевский» усматривается, что ИВС возведен в 1886 году, расположен в полуподвальном помещении, в камерах отсутствуют окна, санузлы.
В связи с указанными обстоятельствами суд находит установленным факт того, что условия содержания Фанина А.А. в ИВС не соответствовали в полной мере требованиям Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также требованиям Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в органах внутренних дел, поскольку в камерах отсутствовали окна, санузлы.
Таким образом, достоверно установлено, что в отношении Фанина А.А. были допущены нарушения его прав на содержание в камере ИВС в условиях, обеспечивающих уважение человеческого достоинства в связи, с чем истцу причинены физические и нравственные страдания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, поэтому он имеет право на компенсацию морального вреда.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, степени перенесенных истцом нравственных страданий, связанных с содержанием в ненадлежащих условиях, длительности содержания в ИВС, а также требований разумности и справедливости суд определяет ко взысканию в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как указано в п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов Российской Федерации.
При предъявлении исков к государству о возмещении вреда от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика выступает Министерство финансов Российской Федерации, а сумма возмещения взыскивается с казны Российской Федерации.
Таким образом, сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию в пользу Фанина А.А. с Министерства финансов РФ за счет казны РФ.
Кроме того, ссылку представителя ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд за обжалованием действий должностных лиц МО МВД России «Ярцевский», установленного ст.256 ГПК РФ, суд находит несостоятельной.
Из иска Фанина А.А. усматривается, что требования об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц им не заявлялись в связи, с чем пропуск истцом трехмесячного срока не имеет значения для разрешения данного спора.
В силу ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС, то в силу ст. 208 ГК РФ исковая давность на данные требования не распространяется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░.░░ 2000 (░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.