Дело № 2-1388/2019
24RS0035-01-2019-001201-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2019 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Патова С.М.
при секретаре Герлиц М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Минусинского района о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к администрации Минусинского района о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что по результатам рейдового мероприятия, проведенного Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края на территории Тигрицкого сельсовета Минусинского района на земельном участке, собственность на который не разграничена, выявлен факт расположения несанкционированной свалки отходов, представляющих собой вещества, образовавшиеся в результате животноводческой деятельности; бытовых и производственных отходов, а именно: навоз крупного рогатого скота, полимерные материалы, пластик (бутылки, тарелки), металлические и стеклянные банки из-под продуктов питания, мусор от строительных и ремонтных работ, мешки из под цемента, куски гипсокартона, линолеум, шифер, битое стекло, банки из-под краски, книги, журналы, бумага, картон, текстиль и т.д. Несанкционированная свалка расположена по следующим координатам: № и является объектом, подверженным разрастанию и возгоранию. Администрация Минусинского района, к обязанностям которой относится решение вопросов местного значения, должна осуществлять мероприятия по сохранению окружающей среды в пределах границ соответствующего муниципального образования, в том числе, на территории Тигрицкого сельсовета, поскольку собственность на земельный участок, где расположена несанкционированная свалка, не разграничена. В связи с этим просит обязать администрацию Минусинского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Тигрицкого сельсовета Минусинского района Красноярского края, координаты свалки: № (л.д.3-9).
В ходе рассмотрения дела протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Тигрицкого сельсовета Минусинского района Красноярского края.
В судебном заседании представитель истца Белоусова Н.Г., действующая на основании доверенности (л.д.31-32), уточнила исковые требования, уменьшив их, просила обязать администрацию Минусинского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Тигрицкого сельсовета Минусинского района Красноярского края, координаты свалки: №; (л.д.43).
В судебном заседании представители ответчика администрации Минусинского района Потапкина Е.А., действующая на основании доверенности (л.д.42) и Перховский Н.П., действующий на основании доверенности (л.д.34), с уточненными исковыми требованиями согласились, пояснили, что указанные истцом уточненные координаты места нахождения свалки они не оспаривают, данные координаты ими согласованы с истцом, свалка в данном месте имеется и расположена она на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, при этом пояснили, что бюджет района является высокодотационным и необходимых денежных средств для ликвидации свалки не имеется, просили увеличить срок ликвидации свалки.
Третье лицо администрация Тигрицкого сельсовета Минусинского района Красноярского края в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 12 ЗК РФ предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, аналогичные требования содержатся в статье 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.02 г., статье 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ.
В силу ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. ст. 4, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно положений ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В силу ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу ч. 5 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что на территории Тигрицкого сельсовета Минусинского района Красноярского края расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, координаты свалки: №;, что подтверждается актом проведения планового (рейдового) осмотра, обследования № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19), фотоснимками (л.д.20-21), актом осмотра земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44), выкопировкой с карты (л.д.45) и не оспаривается ответчиком.
Так, из акта осмотра земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории муниципального образования Тигрицкий сельсовет Минусинского района расположена несанкционированная свалка в точке с географическими координатами: №;, на месте расположения свалки складируется бытовой мусор (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и т.д.) (л.д.44).
Таким образом, поскольку вопросы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по охране окружающей среды в границах муниципального образования, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законодательством отнесены к ведению органов местного самоуправления, суд считает, что администрацией Минусинского района в нарушение требований действующего законодательства не предпринято достаточных мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Тигрицкого сельсовета Минусинского района Красноярского края.
То обстоятельство, что указанная несанкционированная свалка расположена на территории Минусинского района, в указанных истцом координатах, на поверхности почвы земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в судебном заседании не оспаривалось, в связи с чем, суд полагает необходимым возложить на администрацию Минусинского района обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Тигрицкого сельсовета Минусинского района Красноярского края, координаты места свалки: №;.
С учетом времени года и необходимостью выделения значительных денежных средств для ликвидации несанкционированной свалки, площади земельного участка, суд полагает 6-ти месячный строк недостаточным для проведения мероприятий по ликвидации свалки и, считает возможным установить срок для ликвидации свалки 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░: №;.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.