РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года пос. Дубна Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего судьи Никифоровой О.А.,
при секретаре Костиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-721/2020 по иску Клешиной Валентины Григорьевны, Денисовой Любовь Александровны, Беловой Надежды Александровны к администрации муниципального образования Дубенский район, Александровой Наталье Николаевне, Александрову Андрею Сергеевичу о признании квартиры блоком жилого дома блокированной застройки,
установил:
Клешина В.Г., Денисова Л.А., Белова Н.А. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Дубенский район, Александровой Н.Н., Александрову А.С. о признании квартиры блоком жилого дома блокированной застройки, указав в обоснование исковых требований на то, что они являются долевыми собственниками квартиры № 2 в доме № 3 по <адрес>.
Собственниками части жилого дома (бывшей квартиры № 1) являются Александрова Н.Н., Александров А.С.
Принадлежащая им (истцам) на праве общей долевой собственности квартира № 2 расположена в двухквартирном жилом доме, фактически состоящим из двух изолированных частей, разделенных между собой капитальной стеной. Они имеют обособленные выходы на земельные участки, прилегающие к соответствующей изолированной части жилого дома, конструктивно никак не связаны между собой, могут эксплуатироваться как отдельные объекты недвижимости, что следует из технического паспорта по состоянию на 24 июля 2020 г.
Таким образом, принадлежащее истцам жилое помещение является не квартирой, а именно блоком жилого дома блокированной застройки.
Просят суд признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, жилым домом блокированной застройки, признать жилое помещение – квартиру № 2 общей площадью 61,2 кв. м по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве общей долевой собственности Клешиной В.Г. в размере 1/4 доли, Денисовой Л.А. в размере 1/4 доли, Беловой Н.А. в размере 1/2 доли блоком жилого дома блокированной застройки.
Истцы Клешина В.Г., Денисова Л.А., Белова Н.А. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени проведения извещены надлежащим образом, представили письменные заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Дубенский район в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, от Главы администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против удовлетворения исковых требований не возражают.
Ответчики Александрова Н.Н., Александров А.С. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени проведения извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения исковых требований.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Положениями статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Пунктом 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 07 февраля 2002 г. по жалобе гражданки Кулаковой на нарушение ее конституционных прав абз. 5 ст. 4 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», в котором указано, что в результате принятия Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04 июля 1991 года понятия «жилой дом (часть дома)» и «квартира» как объект частной собственности были полностью уравнены в правовом титуле.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, включает в себя часть жилого дома (бывшая квартира № 1) и квартиру № 2.
Клешиной В.Г., Клешиной (в настоящее время Денисовой) Л.А., Клешиной (в настоящее время Беловой) Н.А., Клешину А.А. на основании договора передачи № 493 от 20 июня 2001 г., дополнительного соглашения к договору передачи № 493 от 20 июня 2001 г., принадлежит (по <данные изъяты> доле в праве общей долевой собственности) квартира № 2, общей площадью 61,1 кв.м., в том числе жилой 42,9 кв.м., расположенная в жилом доме № 3 по <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра от 03 июля 2020 г.
21 ноября 1985 г. родилась Клешина Н.А., что следует из свидетельства о рождении серии III-БО № 253572, выданного 01 февраля 1986 г. Луженским сельским Советом Дубенского района Тульской области.
08 июля 2006 г. между ФИО1 и Клешиной Н.А. заключен брак, после чего «Клешиной» присвоена фамилия «Белова», что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-БО № 591537, выданным 08 июля 2006 г. комитетом ЗАГС администрации г. Тулы.
Собственник <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру № 2 в указанном доме - ФИО2 умер 21 июня 2011 г., что следует из свидетельства о смерти серии II-БО № 526493, выданного 24 июня 2011 г. сектором ЗАГС администрации МО Дубенский район Тульской области.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 18 февраля 2015 г., собственником <данные изъяты> доли в квартире после смерти ФИО2 стала его дочь Белова Н.А.
22 декабря 1987 г. родилась Клешина Л.А., что следует из свидетельства о рождении серии III-БО № 324554, выданного 01 февраля 1988 г. Луженским сельским Советом Дубенского района Тульской области.
12 октября 2012 г. между ФИО5. и Клешиной Л.А. заключен брак, после чего «Клешиной» присвоена фамилия «Михалёва», что подтверждается справкой о заключении брака № 2093 от 22 сентября 2015 г.
16 октября 2014 г. брак между ФИО5. и Михалёвой Л.А. прекращен, что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии I-БО № 704915, выданным 16 декабря 2014 г. сектором ЗАГС администрации МО Дубенский район Тульской области.
03 июля 2015 г. между ФИО3 и Михалёвой Л.А. заключен брак, после чего «Михалёвой» присвоена фамилия «Денисова», что подтверждается справкой о заключении брака № А-00126 от 21 июня 2019 г.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, собственниками квартиры № 2 в доме № 3 по <адрес> области являются Клешина В.Г. (1/4 доля), Денисова Л.А. (1/4 доля), Белова Н.А. (1/2 доля).
Часть жилого дома № 3 (бывшая квартира № 1), общей площадью 62,8 кв.м. по <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Александровой Н.Н. (1/2 доля) и Александрову А.С. (1/2 доля), поставлена на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 71:07:030304:352, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15 сентября 2020 г. № КУВИ-002/2020-21089343.
В части жилого дома, принадлежащей ответчикам на регистрационном учете состоят Александрова Н.Н., Александров А.С., что подтверждается адресной справкой от 30 ноября 2020 г., выданной начальником МП ОВМ МВД России «Суворовский» М.В. Литвиновым.
Обращаясь в суд с иском, истцы Клешина В.Г., Денисова Л.А., Белова Н.А. указали, что они фактически пользуются изолированным блоком жилого дома блокированной застройки, что также подтверждается техническим планом.
Проверяя доводы представителя истца, суд приходит к следующему.
Исходя из смысла части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, к жилым домам блокированной застройки относятся: жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Постановка на государственный кадастровый учет жилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав не предусмотрено действующим законодательством и вступившим в силу с 01 января 2017 г. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ, согласно пункту 7 статьи 41 которого, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме или в жилом строении не допускаются.
С учетом Свода правил СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001, введенных в действие с 20 мая 2011 г. приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 789, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением «жилое».
В случае если спорный объект недвижимости можно отнести к дому блокированной застройки, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве жилого дома, представляющего собой часть здания.
В жилых домах блокированной застройки для проживания одной семьи предназначены не квартира, а блок, расположенный на отдельном земельном участке (пункт 2 часть 2 статья 49 ГрК РФ).
Жилые дома блокированной застройки (разд. 1 СП 55.13330.2011) не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, имеют самостоятельные системы отопления, вентиляции или индивидуальные вводы и подключение к внешним тепловым сетям.
Строительство жилых домов блокированной застройки может осуществляться на одном земельном участке, сформированном для их строительства, однако с учетом части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях эксплуатации указанных жилых домов, каждый блок должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
При этом наличие отдельного входа и капитальных перегородок не являются критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.
Из технического паспорта на двухквартирный жилой дом, составленного Дубенским ПУ Тульского отделения филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ по ЦФО» по состоянию на 24 июля 2020 г., следует, что общая площадь помещений, расположенных в квартире № 2 дома № 3 по <адрес>, составляет 61,1 кв.м.
Из технического плана здания, подготовленного 08 сентября 2020 г. кадастровым инженером ФИО4, следует, что в результате кадастровых работ определены координаты точек контура здания и определено, что здание является домом блокированной застройки, имеет общую стену без проемов с соседним блоком. Каждый блок жилого дома имеет отдельный выход на обособленный земельный участок. Из дома ранее была выделена часть жилого дома с кадастровым номером №, находящаяся на участке с кадастровым номером №.
С учетом вышеизложенных обстоятельств судом установлено, что истцы фактически обладают правом пользования, владения и распоряжения частью указанного жилого дома блокированной застройки, полностью несут расходы на ее содержание.
Таким образом, анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что у ответчиков Александровой Н.Н. и Александрова А.С. в собственности часть жилого дома, а у истцов квартира, то требования истцов о признании права собственности на блок жилого дома блокированной застройки являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Признанием за истцами права собственности на блок жилого дома блокированной застройки не нарушаются права и законные интересы других лиц.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Клешиной Валентины Григорьевны, Денисовой Любовь Александровны, Беловой Надежды Александровны к администрации муниципального образования Дубенский район, Александровой Наталье Николаевне, Александрову Андрею Сергеевичу о признании квартиры блоком жилого дома блокированной застройки удовлетворить.
Признать занимаемое Клешиной Валентины Григорьевны, Денисовой Любовь Александровны, Беловой Надежды Александровны жилое помещение – квартиру № 2, расположенную в <адрес>, блоком жилого дома блокированной застройки.
Признать за Клешиной Валентиной Григорьевной право собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на блок жилого дома блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Денисовой Любовью Александровной право собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на блок жилого дома блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Беловой Надеждой Александровной право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на блок жилого дома блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 21 декабря 2020 г.
Председательствующий О.А. Никифорова