Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2021 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Давыдовой А.А.,
при секретаре Магомедове С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1184/2021 по иску Лапышова Василия Дмитриевича к ФГАУ «Росжилкомалекс», к территориальному отделу «Самарский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомалекс» о признании права на обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Истец Лапышов В.Д. обратился в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском к ФГАУ «Росжилкомалекс», к территориальному отделу «Самарский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомалекс». В обоснование заявленных требований указал, что является сыном умершего майора запаса Лапышова Дмитрия Витальевича ДД.ММ.ГГГГ г.р., который проходил военную службу в войсковой части № (<адрес>) и был исключен из списков личного состава части по состоянию здоровья с выслугой лет в календарном исчислении 15 лет 6 месяцев 09 дней. 06 апреля 1995 года Лапышову Д. В. и членам его семьи (супруга Наталья, сын Виталий ДД.ММ.ГГГГ.р.) на основании ордера № было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду с присвоением статуса служебного жилого.
Приказом командира войсковой части № № от 15 апреля 2003 года майор Лапышов Д.В. исключен из списков личного состава части по состоянию здоровья (подпункт «Б» пункта 3 статьи 51 Федерального Закона о воинской обязанности и военной службы) с выслугой лет в календарном исчислении 15 лет.
В период прохождения военной службы Лапышов Д.В. обращался в жилищную комиссию войсковой части № о признании его нуждающимся в постоянном жилом помещении, был признан нуждающимся в постоянном жилье в избранном месте жительства <адрес> и поставлен на учет с 10.05.2003 года, данные сведения были внесены в электронную базу данных «УЧЕТ» КЭУ ПУрВО. 10 августа 2009 года Лапышов Д.В. в результате ДТП скончался.
17 января 2020 года истец Лапышов В.Д. как член семьи военнослужащего обратился с заявлением в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о включении его в единый реестр военнослужащих нуждающихся в жилье с учетом права умершего военнослужащего в соответствии с п. 3.1. ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и предоставлении Лапышову В. Д. с составом семьи 2 человека жилого помещения в <адрес>, однако сообщением начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № 08-01/813 от 14 февраля 2020 года ему было отказано ввиду отсутствия сведений о признании Лапышова Д.В. в период прохождения военной службы нуждающимся в жилом помещении. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать решение об отказе в постановке на учет незаконным, обязать ответчика принять на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в избранном месте жительства в <адрес>.
В судебное заседание истец и его представитель не явились, извещены надлежащим образом. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель истца по доверенности ФИО5 поддержала доводы истца по изложенным основаниям, уточнив исковые требования и просила обязать ответчика принять на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в избранном месте жительства в <адрес>, датой принятия с 17.01.2020 года, т.е. с даты обращения.
Представитель ответчиков по доверенности ФИО6 просила отказать в удовлетворении заявленных требованиях, ссылаясь на отсутствие оснований, поскольку Лапышов Д.В. уволен с военной службы в 2002 году по состоянию здоровья, сведений о его постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в установленном порядке на момент увольнения отсутствуют.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Статьей 15, 15.1 Федерального закона определены формы, порядок и нормы обеспечения военнослужащих и членов их семей постоянными жилыми помещениями. Указанным Федеральным законом установлены 4 формы обеспечения постоянным жилым помещением:
- Жилого помещения в собственность бесплатно (регулируются Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768 “Об утверждении Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”
- Жилого помещения по договору социального найма (регулируются приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года); Согласно указанного Приказа Министра обороны военнослужащему и членам его семьи предоставляется жилое помещение но нормам определенным ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года по договору социального найма.
- Единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ( регулируется приказом Министра обороны РФ от21 июля 2014 года № 510)
- Государственного жилищного сертификата (регулируется Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 18.12.2020), на момент увольнения Лапышова Д.В. с военной службы регулировалось Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года № 71 « О федеральной целевой программе Государственные жилищные сертификаты», которым в разделе 2 предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, в числе которых военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и т.д.
Положениями действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилого помещения за счет средств федерального бюджета, предусмотрено такое обязательное условие как необходимость постановки этих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года.
Судом установлено, что Лапышов Д.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ.
06 апреля 1995 года Лапышову Д. В. и членам его семьи (супруга Наталья, сын Виталий 1990 г.р.) на основании ордера № 102 было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: Оренбургская область, п. Тоцкое-2, д. 17, кв. 40. Указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду с присвоением статуса служебного жилого.
Приказом командира войсковой части 44688 № 81 от 15 апреля 2003 года майор Лапышов Д.В. исключен из списков личного состава части по состоянию здоровья (подпункт «Б» пункта 3 статьи 51 Федерального Закона о воинской обязанности и военной службы) с выслугой лет в календарном исчислении по состоянию на 03.03.2003 года - 15 лет 6 месяцев 9 дней, в льготном исчислении – 18 лет 8 месяцев 26 дней.
10 августа 2009 года Лапышов Д.В. в результате ДТП скончался. По дату смерти проживал в служебной квартире, которая до настоящего времени числится за супругой. Ни сам военнослужащий, ни члены его семьи жилым помещением (не специализированного жилищного фонда) не обеспечены.
В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1. 16. 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещением на дату его гибели (смерти) предоставляются членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительноипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы, имеющих основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы.
17.01.2020 года истец как член семьи – сын умершего майора запаса Лапышова Д.В. обратился в 1 отдел (г.Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ о включении в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилье с учетом права умершего военнослужащего в соответствии с п.3.1 ст. 24 указанного Федерального Закона.
Отказывая в постановке на учет 1 отдел (г.Самара) ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ в настоящее время Территориальный отдел «Самарский филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» ссылается на то, что на момент увольнения военнослужащий Лапышов Д.В. не был признан в установленным порядке нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания. Представитель ответчиков в судебном заседании так же пояснила об отсутствии протокола жилищной комиссии и иных сведений о принятии в отношении Лапышова Д.В. решения о постановке его на такой учет, в связи с чем, полагает, что истец к указанной категории граждан не относится.
Между тем, в период увольнения Лапышова Д.В. с военной службы порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и постановка на учет нуждающихся в получении жилья регламентировались приказом Министра обороны РФ N 80 от 15.02.2000 г., утвердившим Инструкцию "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ" (далее - Инструкция).
Согласно пункту 28 указанной Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт, к которому прилагался пакет документов, установленный пунктом 29 данной Инструкции.
Учет военнослужащих осуществлялся довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников с внесением всей информации в автоматизированную систему учета.
Таким образом, именно на жилищную комиссию войсковой части возлагалась обязанность по рассмотрению и разрешению установленным порядком рапортов военнослужащих о признании их нуждающимися в жилье, по принятию по ним необходимых решений, по направлению соответствующих документов в довольствующую КЭЧ и иные специализированные жилищные органы. В автоматизированную базу Учета включались только действующие военнослужащие.
Из содержания оспариваемого решения начальника 1 отдела (г.Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» следует, что по данным базы КЭЧ ПУрВО «Учет», АИС учет Государственных Жилищных Сертификатов, и ПИРО «Алушта» сведений о том, что Лапышов Д.В. в период прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ установленным порядком признавался нуждающимся в получении постоянного жилого помещения по линии Министерства обороны России - не имеется.
Вместе с тем, представленные материалы дела содержат Список получателей государственных жилищных сертификатов по войсковой части 44688 по состоянию на октябрь 2004 года, утвержденный командиром войсковой части и ВрИО председателем жилищной комиссии №, согласно которому Лапышов Д.В. включен по I категории – военнослужащие, нуждающиеся в улучшении жилищных условий с датой включения в базу данных системы «Учет» 10.05.2003 года с избранным местом жительства в <адрес>.
Кроме того, из представленных суду стороной ответчика скриншота сведений автоматизированной системы учета «УЧЕТ» КЭУ ПУрВО следует, что майор Лапышов Д.В. контракт с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи из 3 человек, внесен в данную базу как увольняемый по льготным основаниям. ГлавКЭУ Тоцкий (Оренбургская). Не снят. Занимает жилое помещение имеющее статус «служебное» в закрытом военном городке: <адрес>. в систему учета внесен 10.05.2003 года.
Таким образом, наличие указанных сведений в автоматизированной системе учета позволяет суду прийти к выводу о том, что Лапышов Д.В. на момент увольнения из рядов Вооруженных Сил РФ состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений, данное решение никем не оспорено, с учета не снят, что подтверждается его статусом в списке нуждающихся в жилплощади военнослужащих гарнизона Тоцкий по состоянию на 02.11.2011 года (данные скриншота). Оснований полагать, что включение Лапышова Д.В. в систему учета осуществлено без соблюдения установленного порядка постановки на указанный учет, то есть в отсутствие протокола жилищной комиссии войсковой части 44688 и соответствующего решения, на основании которых внесены сведения в указанную систему учета, у суда не имеется.
При изложенных и установленных судом обстоятельствах сам по себе факт отсутствия в настоящее время в войсковой части и территориальном органе ФГАУ «Росжилкомплекс» решения жилищной комиссии по вопросу признания Лапышова Д.В. и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений не может являться основанием для нарушения жилищных прав истца как члена семьи и имеющего право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому в силу п. 5 ст. 3 Закона никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом
Суд полагает исковые требования о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны и возложении обязанности поставить на указанный учет с даты обращения – 17.01.2020 года обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Лапышова Виталия Дмитриевича к территориальному отделу «Самарский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомалекс», ФГАУ «Росжилкомплекс» удовлетворить.
Признать решение начальника 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ от 14.02.2020 года № 08-01/813 незаконным.
Признать за Лапышовым Виталием Дмитриевичем право на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны РФ в составе семьи сына Лапышова Дмитрия Витальевича.
Обязать территориальный отдел «Самарский» филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомалекс», ФГАУ «Росжилкомплекс» поставить Лапышова Виталия Дмитриевича на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в избранном месте жительства в <адрес> датой принятия на учет 17.01.2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Самарского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Давыдова
Решение в окончательной форме изготовлено 04.08.2021 года