Дело № 2-7750/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.11.2014 г. Свердловский районный суд г. Перми в составе:
судьи Федотова О.Ю.
при секретаре Лепий Е.С.,
с участием представителя истца Попыванова А.Е., представителя ответчика Трегубова Д.Л., представителя третьих лиц Негуляева В.А., представителя третьего лица Фигильянтовой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Свердловского района г. Перми к Свяжину А. В., Попову Д. В., Поповой Т. В. о признании объекта самовольной постройки, подлежащей сносу,
УСТАНОВИЛ:
Администрации Свердловского района г. Перми обратилась в суд с иском, указывая, что в ходе осмотра территории специалистами администрации Свердловского района г. Перми был выявлен факт возведения самовольной постройки по адресу: <адрес>. Согласно выписке ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности у ответчиков. Целевое назначение данного земельного участка: под автомойку с закусочной. На вышеуказанном земельном участке расположено строение – автомойка.
В общей долевой собственности ответчиков находится земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., целевое назначение данного земельного участка: стоянка легковых автомобилей на открытых площадках. На данном земельном участке расположен объект – пристрой к автомойке (самовольная постройка).
Просит признать объект – постройку (пристрой к автомойке), расположенную по адресу: <адрес> самовольной постройкой. Обязать Сажина А.В., Попова Д.В., Попову Т.В. снести объект – постройку (пристрой к автомойке), расположенную по адресу: <адрес>, с последующим восстановлением благоустройства на указанной территории за свой счет. В случае неисполнения ответчиком решения суда о сносе самовольной постройки в указанный судом срок, предоставить администрации Свердловского района г. Перми право исполнить решение суда самовольно или с привлечением третьих лиц с последующим отнесением расходов на ответчика.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчиков с иском не согласился.
Представитель -ОРГАНИЗАЦИЯ1- и -ОРГАНИЗАЦИЯ2- иск не поддержал, пояснил, что права третьих лиц не нарушены.
Представитель ДГА на исковые требования поддержала
Заслушав стороны, проверив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Согласно в п.1 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеется три признака самовольной постройки, а именно:
постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке;
либо без получения необходимых разрешений;
либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков предусмотренных ст.222 ГК РФ.
В соответствии с п.3 ст. 25 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Согласно Положению о территориальных органах администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы № 7 от 29.01.2013, администрация района в городе Перми (далее - Территориальный орган) - создается для обеспечения управления внутригородской территорией и осуществления исполнительно- распорядительной функции на соответствующей территории. Территориальный орган является юридическим лицом.
В соответствии с 3.2.3.4 вышеуказанного Положения, территориальный орган выявляет объекты капитального строительства, строящиеся (реконструируемые) на предоставленных земельных участках без разрешения на строительство (реконструкцию) либо не в соответствии с выданным разрешением на строительство (реконструкцию), в том числе самостоятельно предъявляет в суд соответствующие иски, осуществляет представительство во всех судебных органах и во всех судебных инстанциях по данным делам.
Согласно п. 3.2.3.5 Положения, организует снос самовольных построек, приведение объекта капитального строительства в первоначальное положение, существовавшее до осуществления реконструкции, после вступления в законную силу судебных решений, выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по сносу, приведению объектов капитального строительства в первоначальное положение, существовавшее до осуществления реконструкции.
Администрация Свердловского района города Перми, являясь территориальным органом администрации города, в силу своего положения уполномочена самостоятельно в целях защиты интересов администрации города предъявлять соответствующие иски в суд о признании объекта, расположенного на территории города Перми, самовольной постройкой и его сносе.
В ходе осмотра территории специалистами администрации Свердловского района г. Перми был выявлен факт возведения самовольной (по мнению истца) постройки по адресу: <адрес>.
Согласно выписке ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности у ответчиков. Целевое назначение данного земельного участка: под автомойку с закусочной. На вышеуказанном земельном участке расположено строение – автомойка.
В общей долевой собственности ответчиков находится земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., целевое назначение данного земельного участка: стоянка легковых автомобилей на открытых площадках. На данном земельном участке расположен объект – пристрой к автомойке (самовольная постройка). Администрация <адрес> и <адрес> в собственниках не значатся.
ДД.ММ.ГГГГ разрешением № на строительно-монтажные работы было разрешено строительство автомобильной мойки на 25 автомобилей в сутки на земельном участке по <адрес>. Разрешением от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанный объект введен в эксплуатацию. Указанное следует из письменных пояснений представителя ДГА.
Из пояснений представителя ДГА и ее письменных пояснений по делу следует, что, иных разрешений на строительство (реконструкцию) объекта на земельном участке по <адрес> Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми не выдавал, разрешение на строительство дополнительного поста автомойки ответчику не выдавалось по <адрес> с соответствующим заявлением ответчики в департамент не обращались.
В соответствии с Положением о департаменте, утвержденного решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 № 193 (далее - положение), департамент осуществляет функции органа местного самоуправления города Перми в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории города Перми, в частности, уполномочен выдавать разрешения на строительство (реконструкцию) на территории города Перми.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие Проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий право застройщику осуществлять строительство объектов капитального строительства.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Обязанность получить разрешение на строительство возложена на застройщика.
В соответствии с ч.22 совместного Постановления Пленумов Верховного суда и Высшего арбитражного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Согласно определению объекта права в свидетельстве указано: Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянки легковых автомобилей на открытых площадках, площадь <данные изъяты> кв.м. Ранее возведенный объект автомойка был создан с соответствующего разрешения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Перми (далее ПЗЗ) указанный земельный участок находится в территориальной зоне Ц-2 – «Зона обслуживания и деловой активности местного значения».
В соответствии с п. 52.1. ПЗЗ в качестве основных и вспомогательных видов разрешенного использования в зоне Ц-2 можно осуществлять, среди прочего, строительство автостоянок разного типа.
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования;
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений",для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:
1) назначение;
2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;
3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
4) принадлежность к опасным производственным объектам;
5) пожарная и взрывопожарная опасность;
6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;
7) уровень ответственности.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений",в результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности:
1) повышенный;
2) нормальный;
3) пониженный.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений",к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
В соответствии с ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений",к зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений",к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);… в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с абзацем 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации - любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Как видно из представленных суду заключений специалиста (л.д. 79-110) и рабочей документации (изготовителя конструкции) на временное пристроенное здание автокомплекса к существующей автомойке по <адрес> (приложение к делу) является мобильной сборно-разборной конструкцией, не требующей капитального фундамента. Представляет собой металлический каркас, выполненный из швеллеров и двутавровых балок, собранных на болтовых соединениях. Стены выполнены из сборных конструкций из сэндвич-панелей, которые крепятся к каркасу при помощи болтовых соединений. Кровля выполнена из сборных сэндвич-панелей. Для демонтажа и переноса данной конструкции на новое место достаточно разобрать болтовые соединения и перенести всю постройку без больших затрат и потерь. Приведение месторасположения данной конструкции в первоначальный вид также не составит больших затрат.
Данное заключение никем из сторон не оспорено, иных доказательств не представлено.
Таким образом, нахождение на принадлежащем ответчикам земельном участке объекта, используемого в качестве стоянки, а также вспомогательного офисного и складского помещения, при отсутствии доказательств нарушения прав третьих лиц, является законным. Никаких доказательств достоверных использования указанного строения как «мойки автомобилей» истцом не представлено.
Претензий третьих лиц, владельцев соседних земельных участков, отсутствуют.
Оформлен проект СЗЗ, который подтверждает отсутствие превышения норм по шумам и загрязнению окружающей среды, определяя размер санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащем ответчикам на праве собственности.
Доводы представителя Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми, о том, что спорное строение является капитальным строением ничем не подтверждено. Для обоснования своих доводов о капитальности строения было использовано «Руководство по строительству столбчатых фундаментов и опор мостов», которое не имеет к настоящему спору никакого отношения.
Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении исковых требований Администрации Свердловского района г. Перми следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации Свердловского района г. Перми к Свяжину А. В., Попову Д. В., Поповой Т. В. о признании объекта самовольной постройки, подлежащей сносу, возложении обязанности, отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: О.Ю. Федотов