Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-32943/2017 от 18.10.2017

Судья: Быстрякова О.А.          дело № 33-32943/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Гулиной Е.М., Бурцевой Л.Н.,

при секретаре Моториной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 октября 2017 года апелляционную жалобу Администрации г.о. Балашиха Московской области на решение Балашихинскго городского суда Московской области от 16 мая 2017 года по иску Мальцевой Е.А., Сидоренко В.Г., действующих также в интересах несовершеннолетних детей Мальцева А.С., Сидоренко Р.В., Сидоренко А.В. к Администрации г.о. Балашиха Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха Московской области о признании права на бесплатное предоставление земельного участка,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения истцов Сидоенко В.Г., Мальцевой Е.А., их им представителя – Чалой Н.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Мальцева Е.А. и Сидоренко В.Г., действующие также в интересах несовершеннолетних детей Мальцева А.С., Сидоренко Р.В., Сидоренко А.В. обратились в суд с настоящим иском к ответчику Администрации г.о. Балашиха Московской области о признании права на бесплатное предоставление земельного участка.

В обосновании требований указали, что <данные изъяты> года Мальцева Е.А. обратилась к ответчику с заявлением о постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в Московской области. По результатам рассмотрения заявления от 02.09.2016 года ответчик письмом направил отказ от <данные изъяты> года в постановке семьи истцов на учет в целях предоставления в долевую собственность бесплатного земельного участка. Отказ ответчика мотивирован тем, что ими не представлены доказательства проживания на территории Московской области не менее 5 лет, а представленная справка № 76 войсковой части 35690 сама по себе не подтверждает факт наличия у них места жительства на территории Московской области по адресу войсковой части, где глава семьи и его супруга проходят военную службу. Кроме того, отказывая им, ответчик сослался на наличие противоречий информации в представленной справке войсковой части № 76 с остальными приложенными документами. После этого Мальцева Е.А. обратилась повторно к ответчику. К указанному заявлению истец приложила, в том числе, свидетельства о регистрации по месту их пребывания по адресу войсковой части 3560. Факт обращений подтверждается выпиской МФЦ от <данные изъяты> года из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов. По результатам рассмотрения заявления от <данные изъяты> года ответчик письмом направил отказ от <данные изъяты> года в постановке их семьи на учет в целях предоставления в долевую собственность бесплатного земельного участка. Отказ ответчика мотивирован тем, что истцами не представлены доказательства проживания на территории Московской области не менее 5 лет, поскольку в их паспортах отметка о регистрации по месту жительства только с 23.10.2014 года. То есть по мнению ответчика, свидетельства о регистрации по месту пребывания в Московской области сами по себе не доказывают наличие у них места жительства в Московской области.

Истцы просили суд признать за многодетной семьей в составе пяти человек, право на бесплатное предоставление земельного участка на территории Московской области в порядке, предусмотренном Законом Московской области от 01.06.2011 года № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

В судебное заседание истцы требования поддержали.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в иске просил отказать.

Решением Балашихинскго городского суда Московской области
от 16 мая 2017 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п.п. 7.4 п. 7 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 24.07.2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Российская Федерация на срок один год в целях жилищного строительства и полтора года в целях создания и размещения объектов, предусмотренных пунктом 7.1 настоящей части, или четыре года в целях предоставления земельных участков в соответствии с пунктами 7.3 - 7.5 настоящей части с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа: предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части).

В силу пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, действующей с 01.03.2015 г., предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Закон Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" определяет случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства.

В соответствии со ст. 3 Закона Московской области № 73/2011-ОЗ от 01.06.2011 года, земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом. Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона: 1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации; 2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет; 3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области; 4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области; 5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области; 6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона. Земельные участки бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям однократно. Земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях.

Согласно ст. 4 Закона Московской области № 73/2011-ОЗ от 01.06.2011 года, предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,10 га. В случае, если размер земельного участка меньше предельного минимального размера, установленного абзацем первым настоящей части, и при этом предоставлено письменное согласие заявителя на получение такого земельного участка, то размер земельного участка считается предельным минимальным. Предельный максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,15 га.

В силу ст. 6 Закона Московской области № 73/2011-ОЗ от 01.06.2011 года, ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет. Для постановки на учет один из родителей, с которым проживают дети, либо одинокая мать (отец) подает заявление в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Московской области по месту своего жительства с указанием цели использования земельного участка в соответствии со статьей 1 настоящего Закона. Решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом принимается на основании заявления, а также документов и сведений, подтверждающих соответствие многодетной семьи условиям, установленным частью 3 статьи 3 настоящего Закона. Перечень и порядок предоставления документов и сведений определяются Правительством Московской области. Орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования Московской области в течение месяца принимает решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом. О результатах рассмотрения орган местного самоуправления муниципального образования Московской области направляет заявителю уведомление о принятом решении либо мотивированный отказ заказным письмом с уведомлением о вручении, а также электронным сообщением по адресу, указанному в заявлении. Информация о постановке на учет многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков, а также информация о предоставленных бесплатно земельных участках многодетным семьям размещается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Основанием для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом является несоответствие условиям, установленным в части 3 статьи 3 настоящего Закона, или предоставления недостоверных сведений. Отказ в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области направляют в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области, отчеты о предоставлении многодетным семьям земельных участков. Форма отчета о предоставлении многодетным семьям бесплатно земельных участков и сроки предоставления устанавливаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным Правительством Московской области. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях реализации настоящего Закона. В перечне указываются местоположение земель и (или) земельных участков, их площадь, кадастровые номера (при наличии). Перечень публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, размещается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно абз. 2 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Место жительства в том понимании, как это установлено абз. 8 той же ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с абз. 1,2 п. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим-гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <данные изъяты> года Мальцева Е.А. обратилась в адрес Администрации г.о. Балашиха Московской области с заявлением о постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Из письма председателя Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха Московской области № <данные изъяты> от <данные изъяты> года следует, что Мальцевой Е.А. отказано в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления бесплатно земельного участка, поскольку отсутствует информация о проживании на территории Московской области не менее 5 лет непрерывно, что является необходимым условием для постановки на учет многодетной семьи в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Московской области. Согласно штампам о регистрации и выписки из домовой книги от 02.09.2016 года Мальцева Е.А. с супругом Сидоренко В.Г. зарегистрированы на постоянном месте проживания в г.о. Балашиха с 23.10.2014 года, предыдущее место регистрации Кировская область, а у супруга Сидоренко В.Г., согласно представленной выписке из домовой книги г. Омск. Справка из войсковой части № 35690 не может являться документом, подтверждающим постоянное место жительства в г.о. Балашиха.

В соответствии со справкой Врид заместителя командира войсковой части 35690 Мелньикова С.Н. от <данные изъяты> года Сидоренко В.Г. и члены его семьи действительно проживают в общежитии на территории войсковой части 35690 с 2009 года по настоящее время. Сидоренко В.Г. с семьей имел регистрацию по месту пребывания по адресу войсковой части 35690: Московская область, г. Балашиха, ул. Трубецкая, владение 116: Сидоренко В.Г. с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года; супруга Мальцева Е.А. с <данные изъяты> года по 17.11.2014 года; сын супруги Мальцев А.С. с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года; сын Сидоренко Р.В. с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года. С <данные изъяты> года по настоящее время Сидоренко В.Г. с семьей зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части 35690, а сын 2016 года с <данные изъяты> года. Аналогичные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о регистрации по месту пребывания.

Согласно справке зам. начальника отдела кадров войсковой части 35690 Саввина А.Н. от <данные изъяты> года следует, что Мальцева Е.А. проходит службу по контракту в войсковой части 35690 с <данные изъяты> года по настоящее время.

Согласно справке зам. начальника отдела кадров войсковой части 35690 Саввина А.Н. от <данные изъяты> года следует, что Сидоренко В.Г. проходит службу по контракту в войсковой части 35690 с <данные изъяты> года по настоящее время.

Сидоренко В.Г. и Мальцева Е.А. не имеют на праве собственности земельных участков либо жилых домов, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Таким образом судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что исковые требования Мальцевой Е.А. и Сидоренко В.Г., действующих также в интересах несовершеннолетних детей Мальцева А.С., Сидоренко Р.В., Сидоренко А.В. к Администрации г.о. Балашиха Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха Московской области о признании права на бесплатное предоставление земельного участка, подлежат удовлетворению, поскольку ранее земельный участок многодетной семье Мальцевой Е.А. и Сидоренко В.Г. не предоставлялся, члены данной семьи не имеют земельных участков в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области и РФ, а также не являются собственниками жилых домов (строений). Доказательств обратного суду не представлено. Общежитие на территории в/ч 35690, по адресу: Московская область, ул. Трубецкая, владение 116, в котором проживали, проживают и зарегистрированы истцы, признается их местом жительства в силу прямого указания ст. 2 ФЗ «О праве граждан на свободу передвижения». Представленные истцами свидетельства о регистрации истцов по месту пребывания по адресу воинской части подтверждают факт наличия у истцов места жительства на территории Московской области не менее 5 лет. Многодетная семья на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка (02.09.2016 года и 20.12.2016 года) отвечала всем требованиям, предусмотренным ст. 3 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

В этой связи отказ Администрации г.о. Балашиха Московской области в постановке на учет данной семьи противоречил закону, который не содержал требования о наличии постоянной регистрации по месту жительства, а содержал лишь указание о регистрации данных лиц на территорию Московской области, коим также является регистрация по месту пребывания.

Кроме того, исходя из содержания положений ст. 20 ГК РФ, ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", вытекает, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П о том, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не мог служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, понятие "регистрация по месту жительства" не тождественно понятию "место жительства" и отсутствие таковой не могло являться основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Отсутствие регистрации не исключало возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балашихинскго городского суда Московской области от 16 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Балашиха Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-32943/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Сидоренко В.Г.
Мальцева Е.А.
Ответчики
Администрация Городского округа Балашиха
Другие
Комитет по управлению имуществом городского округа Балашиха
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
25.10.2017[Гр.] Судебное заседание
16.03.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее