Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-83/2017 (2-3601/2016;) от 22.07.2016

Дело .

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>. «5» июня 2017 года.

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Добровольского Д.Г.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 к ООО «Прогресс», администрации <адрес>, комитету земельных ресурсов и землепользования администрации <адрес> о признании недействительным договора аренды земельного участка, о возложении обязанности по освобождению части береговой полосы водного объекта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском, в котором просили:

- признать недействительным в силу ничтожности договор аренды земельного участка с кадастровым номером: 68:29:0213027:41, площадью 2619 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Г, заключенный между ООО «Прогресс» и администрацией <адрес> 21.10.2015 года;

- обязать ООО «Прогресс» освободить часть береговой полосы <адрес>, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером: 68:29:0213027:41, от строений, зданий, сооружений.

Свои требования истцы мотивировали тем, что спорный договор в нарушение действующего законодательства закрепляет за арендатором в лице ООО «Прогресс» право на единоличное использование земельного участка, в границы которого входит часть береговой полосы <адрес>, что препятствует им в реализации права на свободное пользование названным водным объектом, находящимся в собственности Российской Федерации.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет земельных ресурсов и землепользования администрации <адрес>.

В судебном заседании истцы настаивали на удовлетворении иска в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Администрация <адрес> в лице представителя ФИО6, комитет земельных ресурсов и землепользования администрации <адрес> в лице представителя ФИО7, ООО «Прогресс» в лице представителя ФИО8 возражали против удовлетворения иска, выразили единую позицию, из которой следует, что спорный договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером 68:29:0213027:41, площадью 2619 кв.м., был заключен в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. При формировании этого земельного участка каких-либо ограничений по его использованию не было установлено. На момент заключения договора границы береговой полосы <адрес> отсутствовали.

Представитель ООО «Бизнес-Партнер» (третье лицо) ФИО9 также возражала против удовлетворения иска, дала объяснения, согласующиеся с объяснениями представителей стороны ответчиков.

Иные участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Выслушав доводы явившихся лиц, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 3 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) регулирование водных отношений осуществляется, исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи.

В силу ч. 1 ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы) (ч. 2 ст. 5 ВК РФ).

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (ч. 3 ст. 5 ВК РФ).

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (п. 2 ч. 4 ст. 5 ВК РФ).

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (ч. 6 ст. 6 ВК РФ).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ч. 8 ст. 6 ВК РФ).

Помимо понятия «береговая полоса», в водном законодательстве закреплено понятие «водоохранная зона».

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 ВК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого договора).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 ВК РФ).

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров (ч.ч. 4,5 ст. 65 ВК РФ).

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах") (ч. 15 ст. 65 ВК РФ).

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 16 ст. 65 ВК РФ).

Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 18 ст. 65 ВК РФ).

Согласно Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого договора, установление границ осуществляется:

- органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации;

- Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водохранилищ, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 253.

Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Собственники земель, землевладельцы и землепользователи земельных участков, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, обеспечивают беспрепятственный доступ представителей органов государственной власти, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в целях осуществления размещения на соответствующих земельных участках специальных информационных знаков и поддержания их в надлежащем состоянии.

Из системного толкования приведенных выше положений законодательства следует, что формированию земельного участка как объекта имущественных прав вблизи водного объекта, заключению договора, в том числе и аренды в отношении этого земельного участка должны предшествовать изыскательские работы, результатом которых являются: - установленная и закрепленная на местности граница береговой линии, береговой полосы, граница водоохранной зоны, что необходимо в целях недопущения причинения вреда окружающей среде, среде обитания объектов животного и растительного мира, человеку, в том числе, как носителю права пользования природными ресурсами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ручей Студенец – левой приток <адрес>, длиной водотока – 7 км., находящийся в государственной собственности, имеет пятиметровую ширину береговой полосы.

На земельном участке с кадастровым номером: 68:29:0000000:1005 (на пересечении <адрес> набережная <адрес>), переданном в аренду ООО «Бизнес-Партнер», были проведены самовольные строительные работы, по итогам которых часть <адрес> в границах указанного выше земельного участка была незаконно помещена в коллекторы и засыпана грунтом.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «Бизнес-Партнер» и ООО «Тамбовбизнесстрой» возложена обязанность:

- по демонтажу сооружения (коллектора), возведенного на земельном участке с кадастровым номером 68:29:0000000:1005 (на пересечении <адрес> набережная <адрес>), в который помещена река Студенец, в целях восстановления доступа к поверхности названного водного объекта;

- по восстановлению прибрежной полосы реки Студенец, то есть пятиметровой береговой полосы реки в пределах границ обозначенного выше земельного участка.

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации <адрес> и ООО «Прогресс» - собственником незавершенного строительством торгово-развлекательного центра, заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 68:29:0213027:41, площадью 2619 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Г, с видом разрешенного использования – для завершения строительства торгово-развлекательного центра (под строительство торгово-развлекательного центра).

По мнению стороны истцов, в границы земельного участка с кадастровым номером 68:29:0213027:41, площадью 2619 кв.м., входит часть береговой полосы <адрес>, которая должна быть восстановлена в силу указанного выше судебного решения.

В подтверждение этому истцы представили суду, в том числе, съемку местности с нанесенной границей береговой полосы, береговой линии <адрес> и границей земельного участка с кадастровым номером 68:29:0213027:41, выполненную ООО «Воронежстройизыскания» в сентябре 2016 года (Т.1, л.д. 160), из которой следует, что указанный выше земельный участок, переданный в аренду ООО «Прогресс», включает в себя часть береговой полосы <адрес>, площадью 37,7 кв.м.

По мнению ответчиков и третьих лиц на их стороне, в границы указанного выше земельного участка береговая полоса <адрес> не входит, в том числе и потому, что на момент заключения оспариваемого договора аренды земельного участка решение суда, обязывающее восстановить береговую полосу, исполнено не было, а, следовательно, береговая полоса <адрес> отсутствует.

Кроме того, ответчики представили суду топографический план от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ООО «Альянс Проект», согласно которому границы земельного участка с кадастровым номером 68:29:0213027:41 лишь соприкасается с условной береговой полосой <адрес>.

То есть, как сторона истцов, так и сторона ответчиков представила суду письменные доказательства, содержащие сведения о границах береговой линии, береговой полосы <адрес>, которым суд не может дать объективной оценки, в связи с фактическим отсутствием названных линий, полос, что обусловлено неисполнением решения суда, обязывающего восстановить эти линии.

Вместе с тем, отвергая позицию стороны ответчиков, суд исходил из следующего.

Самовольная постройка, а в данном случае гидротехническое сооружение – коллектор, в который заключена <адрес>, не может считаться объектом гражданского оборота.

Судебное решение о признании права собственности, как акт, свидетельствующий о легализации этой самовольной постройки, отсутствует.

Более того, имеет место вступивший в законную силу судебный акт, которым установлена обязанность по демонтажу коллектора, как возведенного с существенным нарушением действующего законодательства, по восстановлению береговой полосы.

Следовательно, наличие самовольно возведенного и еще не демонтированного коллектора не является и не может являться основанием для не установления и не закрепление на местности границ береговой линии, границ водоохранной зоны водного объекта, что в сложившейся ситуации было бы возможно лишь по итогам выполнения работ по восстановлению границ этого водного объекта.

Спорный договор аренды, заключенный до выполнения указанных работ, по своей сути, означает намеренное преодоление требования об обязательной силе судебного решения, обязывающего к демонтажу этого коллектора, к восстановлению границ водного объекта, что не допустимо.

Данный договор, как проявление монополистической, недобросовестной конкуренции в области использования водных объектов, заключен в условиях полного отрицания судебного решения, существования водного объекта с его береговой полосой, водоохранной зоной, права неопределенного круга лиц на пользование этим водным объектом, что противоречит приведенным выше конституционным принцыпам, понятию добросовестности, закрепленному в ст. 10 ГК РФ, обязанности органов власти субъектов Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (ст. 26 ВК РФ).

Подтверждением этому является и отсутствие в договоре условий по установлению специального режима осуществления арендатором хозяйственной и иной деятельности в пределах охранной зоны в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанного водного объекта, а также в целях сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, что влечет за собой правовую неопределенность режима использования арендованного земельного участка, и в соответствии со ст.168ГК РФ ничтожность спорного договора земельного участка в силу его несоответствия водному законодательству.

Отказывая в удовлетворении иска в части требований о возложении на ООО «Прогресс» обязанности по освобождению части береговой полосы <адрес> от любых строений, зданий и сооружений, суд исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, что в условиях закрепленного в Конституции РФ принципа разделения властей не может использоваться как форма побуждения к принятию судом решений по вопросам, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти.

Требуя обязать ООО «Прогресс» освободит береговую полосу <адрес> в условиях, когда береговая полоса фактически отсутствует и ранее не была установленна в установленном законом порядке, истцы фактически также требуют от суда установить границы этой береговую полосу, что отнесено не к компетенции суда, а к компетенции органов перечисленных в водном законодательстве, в Правилах установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 удовлетворить частично.

Признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером 68:29:0213027:41, расположенного по адресу: <адрес>Г, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Прогресс» и комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации <адрес>.

Оставшиеся исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме «13» июня 2017 года.

Судья: Добровольский Д.Г.

2-83/2017 (2-3601/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Селиванов Алексей Витальевич
Михалёв Алексей Владимирович
Архипов Александр Валентинович
Поляков Андрей Геннадьевич
Ответчики
комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова
ООО Прогресс
Администрация г. Тамбова
Другие
Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП Росии по Тамбовской области
ООО «Бизнес-Партнер»
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбова
Судья
Добровольский Дмитрий Георгиевич
Дело на странице суда
sud23--tmb.sudrf.ru
22.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.07.2016Передача материалов судье
22.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2016Подготовка дела (собеседование)
31.08.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.10.2016Предварительное судебное заседание
03.10.2016Подготовка дела (собеседование)
03.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2016Судебное заседание
15.11.2016Судебное заседание
05.12.2016Судебное заседание
10.01.2017Судебное заседание
25.01.2017Судебное заседание
13.04.2017Производство по делу возобновлено
15.05.2017Судебное заседание
01.06.2017Судебное заседание
02.06.2017Судебное заседание
05.06.2017Судебное заседание
13.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее