Судья Дрепа М.В. дело № 33 – 20013/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 августа 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Перовой М.В.,
судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Ядришниковой А.Г.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе генерального директора ООО «Магнолия» < Ф.И.О. >4 на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 04 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Магнолия» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим фрагмента карты территориального зонирования, утвержденного решением Думы МО г.-к. Геленджик от 27.07.2010г. № 466, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащего ООО «Магнолия» на праве долгосрочной аренды, к зоне Ж-3 (зона многоэтажной жилой застройки), как не соответствующего положениям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и генеральному плану <...>.
В обоснование своих требований ссылается на то, что ООО «Магнолия» принадлежит на праве аренды земельный участок площадью 6000 кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенный по <...>, б/н в <...>, с видом разрешенного использования - для размещения многоквартирного дома со встроенными помещениями общественного назначения.
Постановлением главы МО г.-к. Геленджик от 16.05.2008г. <...> утвержден градостроительный план вышеназванного земельного участка, в котором указано, что для данного участка градостроительный регламент не установлен, предельная высота здания - в соответствии с генеральным планом поселения.
По заказу ООО «Магнолия» разработана проектная документация объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с встроенными помещениями общественного назначения по <...> в <...>», предусматривающая, в том числе этажность (16). Проект получил положительное заключение государственной экспертизы, государственной экологической экспертизы, согласование Межрегионального Управления Федерального агентства воздушного транспорта по организации воздушного движения и авиационно - космического поиска и спасания в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.
Управление архитектуры и градостроительства согласовало ООО «Магнолия» для дальнейшего рабочего проектирования эскизный проект 16-этажного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения. На проект были получены технические условия по воде, канализации, электроснабжению и газоснабжению объекта.
На основании всех указанных документов ООО «Магнолия» получило разрешение на строительство № RU 23303000-057/Ю от 08.10.2008г. и после финансового кризиса разрешение на строительство № RU 23303000-007-Ю от 20.03.2012г.
ООО «Магнолия» произведены строительные работы на площадке (установлен забор по периметру, охранный пост, склады, прорабская, выполнено наружное освещение, разработан котлован, оборудовано место для мойки автомашин, произведены работы по установке временного водопровода, ливневой канализации, выполнено 60% буроинъекционных свай на подпорную стену), выполнена временная дорога и произведены иные строительные работы.
На основании произведенных строительных работ на участке, получен технический план и кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства с кадастровым номером <...>.
Решением Думы МО г.-к. Геленджик от 27.07.2010г. № 466 утверждены «Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик».
Карта градостроительного зонирования <...> относит земельный участок общества к территориальной зоне Ж-3, параметры которой не допускают размещение и использование принадлежащего обществу объекта незавершенного строительства и реализации произведенного проекта по этажности в 16 этажей, так как ограничения высотности по данной зоне 10 этажей.
В результате отнесения принадлежащего ООО «Магнолия» земельного участка к зоне Ж-3, ООО «Магнолия» лишено возможности получить разрешение на строительство для окончания строительства жилого дома.
Таким образом, при утверждении указанных Правил не учтены сложившаяся планировка территории и существующее фактическое использование предоставленного обществу на праве долгосрочной аренды земельного участка под размещение жилого многоквартирного 16-этажного дома, начатые строительные работы по его возведению, что общество с 2007г. является законным правообладателем земельного участка с возможностью строительства объекта на участке в 16, а не в 10 этажей, право проектирования и строительства данного объекта обществу предоставлено до принятия Правил, в связи чем, ООО «Магнолия» обратилось в суд с требованием о признании недействующим фрагмента карты территориального зонирования, утвержденного решением Думы МО г.-к. Геленджик от <...> <...> (в редакции решения Думы <...> от 29.04.2014г.), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащего ООО «Магнолия» на праве долгосрочной аренды, к зоне Ж-3, как несоответствующего положениям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и генеральному плану <...>, а также взыскать с Думы МО г.-к. Геленджик судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 04 июня 2015 года в удовлетворении заявления ООО «Магнолия» отказано.
С указанным решением суда не согласился генеральный директор ООО «Магнолия» Тлехузок Р.А. и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении обстоятельствам дела, а именно: судом не было учтено, что оспариваемые Правила землепользования утверждены без учета сложившейся планировки территории и существующего фактического использования предоставленного на праве аренды ООО «Магнолия» земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав представителя Думы МО г.-к. Геленджик, главы МО г.-к. Геленджик по доверенности < Ф.И.О. >5, полагавшего обжалуемое решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 утверждены «Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик». Текст решения и Правил (приложение к решению) опубликованы в Геленджикской городской газете «Прибой» № 86-87 31 июля 2010 года и размещены на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в сети Интернет. Решение вступило в силу со дня его официального опубликования.
Как следует из части 1 статьи 22 Правил - «Состав и содержание карты градостроительного зонирования», картой градостроительного зонирования в составе Правил является графическое отображение границ территориальных зон, участков градостроительного зонирования, границ зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия.
В части 2 данной статьи перечислены фрагменты карт градостроительного зонирования населенных пунктов, в том числе - фрагмент 8: карта градостроительного зонирования <...>.
В силу п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Положением части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Уставом муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденный решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 30 марта 2010 года № 417 к исключительной компетенции Думы муниципального образования город-курорт Геленджик отнесено утверждение правил землепользования и застройки.
Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Краснодарского края, данным уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город-курорт Геленджик.
Следовательно, оспариваемое решение принято в пределах полномочий, предоставленных Думе муниципального образования город-курорт Геленджик и опубликовано в установленном порядке.
Кроме того, органом местного самоуправления соблюден обязательный порядок проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования застройки, предусмотренный Градостроительным кодексом РФ.
Как следует из материалов дела, ООО «Магнолия» является арендатором (на срок до 10.09.2053г.) земельного участка площадью 6000 кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенного по <...>, б/н в <...>, с видом разрешенного использования - для размещения многоквартирного дома со встроенными помещениями общественного назначения.
Постановлением главы муниципального образования город-курорт Геленджик от 16.05.2008г. <...> (в редакции постановления от 05.09.2008г. № 1424) утвержден градостроительный план указанного земельного участка.
По заказу ООО «Магнолия» (застройщика) разработана проектная документация объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с встроенными помещениями общественного назначения по <...> в <...>», предусматривающая, в том числе этажность (16) и продолжительность строительства (20 месяцев). Проект получил положительное заключение государственной экспертизы, государственной экологической экспертизы.
27.02.2008г. управлением архитектуры и градостроительства ООО «Магнолия» разрешен подготовительный цикл работ по строительству объекта и, 18.06.2008г. согласован для дальнейшего рабочего проектирования эскизный проект 2-х секционного 16-этажного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения.
08.10.2008г. ООО «Магнолия» выдано разрешение № RU23303000-057/Ю на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями, этажность - 16 этажей, по адресу: <...>, б/н, сроком действия до 08.06.2010г.
По истечении срока действия данного разрешения на строительство объект капитального строительства в эксплуатацию введен не был, решение о продлении срока действия разрешения на строительство органом местного самоуправления не принималось.
20.03.2012г. администрацией ООО «Магнолия» вновь было выдано разрешение № RU23303000-007-Ю на строительство на том же земельном участке многоквартирного жилого дома (2-х секционного, 16-этажного) со встроенными помещениями общественного назначения, сроком действия до 20.11.2013г.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу требований статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных данным Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при установлении градостроительного регламента зоны, в состав которой входит спорный земельный участок, изложенные требования закона органом местного самоуправления соблюдены, что подтверждается представленными материалами дела.
Как следует из выписки <...> из Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, земельный участок с кадастровым номером <...> по <...>, б/н в <...> расположен в территориальной зоне Ж-3 («Зона многоэтажной жилой застройки»).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, для зоны Ж-3 установлены следующие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:
- максимальное количество надземных этажей -10;
- минимальная высота здания: для жилых домов - 10м, для прочих объектов капитального строительства - не нормируется;
- максимальная высота здания - 40м.
При этом, принимая решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402015:28 к территориальной зоне Ж-3, орган местного самоуправления правомерно учитывал и другие требования действующего законодательства.
В частности, в соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Использование объектов недвижимости и земельных участков, параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, возможно, за исключением случаев, когда такое использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно письму администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 01.08.2013г. <...> ООО «Магнолия» было отказано в продлении срока действия разрешения на строительство, ввиду несоответствия планируемого к строительству объекта (16 этажей) максимальной этажности зданий в зоне многоэтажной жилой застройки Ж-3 (10 этажей), установленной Правилами землепользования и застройки.
Между тем, как установлено решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2013г., оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014г. и постановлением Федерального Арбитражного суда <...> от 21.07.2014г.: «26.07.2013г., до истечения срока действия разрешения на строительство от 20.03.2012г., ООО «Магнолия» обратилось в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о продлении срока его действия до 20.05.2015г.
Письмом администрации от 01.08.2013г. <...> заявителю отказано в продлении срока действия разрешения на строительство, ввиду несоответствия планируемого к строительству объекта (16 этажей) максимальной этажности зданий в зоне многоэтажной жилой застройки Ж-3 (10 этажей), установленной Правилами землепользования и застройки. Полагая, что отказ в продлении срока действия разрешения на строительство не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с данным заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суды установили, по состоянию на день обращения в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство от 20.03.2012г. реальное строительство двухсекционного 16-этажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещения общественного назначения обществом не начато, не заложен фундамент объекта капитального строительства и не возведено ни одного этажа.
Суды также согласились с доводами органа местного самоуправления о невозможности строительства обществом 16-этажного жилого дома в зоне многоэтажной жилой застройки Ж-3, без разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства (в части увеличения этажности здания с 10 до 16), за получением которого заявитель не обращался.
Судебные инстанции учли, что разрешение на строительство от 20.03.2012г., о продлении которого просит заявитель, является уже вторым разрешением, выданным для строительства спорного объекта, и с момента выдачи первого разрешения (08.10.2008г.) прошло 5 лет. Доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих осуществлению строительства в течение названного периода, а также принятия обществом мер к их устранению, не представлены. При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано.
Вместе с тем, в условиях доказанности отсутствия на земельном участке незавершенного строительством объекта капитального строительства (по состоянию на предусмотренный законом срок), о разрешении продолжить строительство которого просит заявитель, оспариваемый отказ администрации от 01.08.2013г. не может быть признан противоречащим закону.
Реализация права на получение разрешения на строительство (на продление срока его действия) предусматривает добросовестность застройщика и разумность его действий. Факт истечения двух проектных сроков строительства спорного объекта материалами дела подтвержден. В свою очередь, доказательства осуществления обществом (иным лицом по поручению общества) строительных работ на земельном участке в период с момента получения разрешения на строительство от 20.03.2012г. по день обращения в администрацию за продлением срока его действия (26.07.2013г), суду не представлены.
Кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства, степенью готовности 7%, изготовлен 27.12.2013г. по заявлению общества от 18.12.2013г. Акт готовности объекта незавершенного строительства также датирован 18.12.2013г. Иные доказательства, указывающие на наличие объекта капитального строительства (определенной степени готовности) ко дню истечения срока подачи заявления о продлении действия разрешения от 20.03.2012г. на строительство (21.09.2013г.), в материалах дела отсутствуют».
Между тем, в силу ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Кроме того, судебной коллегией усматривается, что постановлением главы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.11.2014г. <...> ООО «Магнолия» отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирного дома со встроенными помещениями общественного назначения на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенного по <...>, б/н в <...>, в части этажности здания, в связи с тем, что «правообладателем объекта рассмотрения не представлены обоснования того, что характеристики земельного участка неблагоприятны для его застройки с учетом действующих градостроительных норм».
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований ООО «Магнолия», поскольку намерение заявителя осуществлять строительство многоквартирного 16-этажного жилого дома в отсутствие разрешения на строительство, не может служить основанием для признания недействующими принятых Правил землепользования и застройки, определивших градостроительный регламент земельного участка с кадастровым номером <...>.
При этом, судом первой инстанции правильно установлено, что подготовка, принятие и утверждение оспариваемых Правил, которые включают в себя карту градостроительного зонирования <...> и градостроительный регламент зоны Ж-3, не противоречат действующему законодательству.
Судебная коллегия усматривает, что вывод суда первой инстанции основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 04 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу генерального директора ООО «Магнолия» < Ф.И.О. >4 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи