Дело № 2-4637/2016 08 сентября 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Кариной Л. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Ефимовой Л. И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о признании незаконным решения об отказе в перерасчёте размера пенсии, возложить обязанность произвести перерасчёт размера пенсии за работу в районах Крайнего Севера,
установил:
Ефимова Л. И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о пересмотре решения и назначении надбавки за работу в районах Крайнего Севера.
В обоснование требований указывает, что в 1985 году и в 1986 году работала матросом-кассиром на пассажирском теплоходе «МО-257», который совершал рейсы по маршруту Архангельск – Северодвинск и обратно. На теплоходе во время стоянки в городе Северодвинске она производила уборку теплохода, подготавливала судно к следующему рейсу. Ответчик отказал ей в перерасчёте размера пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, с чем она не согласна.
В судебном заседании заявила об изменении предмета исковых требований, просит признать незаконным решения об отказе в перерасчёте размера пенсии, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт размера пенсии за работу в районах Крайнего Севера. Суду пояснила, что работала в Архангельском пассажирском райуправлении, которое реорганизовано в дальнейшем в акционерное общество «Архангельский речной порт». В периоды навигации с 05 мая 1985 года по 26 ноября 1985 года и с 24 апреля 1986 года по 09 декабря 1986 года исполняла обязанности матроса-кассира на судне «МО-257». Теплоход осуществлял пассажирские перевозки из города Архангельска в город Северодвинск и обратно. Архангельское пассажирское райуправление находилось в городе Архангельске. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом.
Согласно направленному в суд письменному отзыву на иск ответчик требования не признаёт, поскольку истец осуществляла трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. То обстоятельство, что непродолжительное время она работала в районе Крайнего Севера, не может служить основанием для установления ей повышенной фиксированной выплаты к пенсии по старости.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело Ефимовой Л. И. <№>, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
На основании части 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу части 5 этой же статьи закона лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 той же статьи закона лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как указано в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, которые подлежат применению по настоящему спору, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, истец является пенсионером с <Дата>.
В период с 19 июня 1984 года по 13 октября 2000 года она осуществляла трудовую деятельность в Архангельском пассажирском райуправлении, которое реорганизовано в дальнейшем в акционерное общество «Архангельский речной порт», в том числе в период с 19 июня 1984 года по 31 января 1991 года работала матросом-кассиром на пассажирских теплоходах.
Согласно личной карточке истец на основании приказов работодателя от 14 мая 1985 года № 55 и от 12 мая 1986 года № 89 назначена матросом-кассиром на судно «МО-257».
Справкой акционерного общества «Архангельский речной порт» от 11 января 2016 года <№> подтверждается, что теплоход «МО-257» – пассажирское судно, было закреплено за линией «Архангельск – Северодвинск», порт приписки судна – г. Архангельск.
Решением начальника отдела перерасчёта пенсий Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске от 16 марта 2016 года в перерасчёте размера пенсии истцу было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что портом приписки судна, на котором работала истец, является город Архангельск, который не относится к районам Крайнего Севера.
Территориальная принадлежность судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). На основании этого же правила определяется территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна.
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённым Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с последующими изменениями), предусмотрено, что город Архангельск относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Данный перечень является исчерпывающим и произвольному расширительному толкованию не подлежит. Перечнем не предусмотрены моря и океаны и соответственно в целях пенсионного обеспечения они не могут быть отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что порт приписки судна «МО-257» – город Архангельск, оснований для вывода о наличии у истца смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у суда не имеется.
Территориальность трудовой деятельности истца ответчиком правильно оценена по порту приписки судна в соответствии с требованиями законодательства, и весь период работы в плавсоставе Архангельского пассажирского райуправления зачтён истцу в стаж как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, несмотря на фактические районы плавания судна.
При таких обстоятельствах исковые требования Ефимовой Л. И. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Ефимовой Л. И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о признании незаконным решения об отказе в перерасчёте размера пенсии, возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии за работу в районах Крайнего Севера отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов