Дело № 22700/2022
УИД 73RS0013-01-2022-004892-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2022 года <адрес>
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе судьи Кудряшевой Н. В., с участием секретаря Корниенко И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Привалова Е. Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому Федеральному округу о признании незаконным отказа в предоставлении информации по банковским счетам и иностранной валюте, понуждению к предоставлению сведений
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Привалов Е.Ю. обратился с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области (далее УФНС России по Ульяновской области), указав в обоснование иска следующее:
В связи с необходимостью взыскания по исполнительному листу и получения для этих целей информации о нахождении, наличии и движении денежных средств и иных ценностей на банковских счетах должника Привалов Е.Ю. обратился к административному ответчику с просьбой о предоставлении информации и получил отказ о видах и номеров банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. Ответчик выполнил его требование наполовину. Решение административного ответчика об отказе в предоставлении сведений нарушает права и законные интересы административного истца, как взыскателя. По запросу взыскателя налоговый орган обязан предоставить не только информацию о номерах счетов должника, открытых в банках, но и все запрашиваемые требования. В случае отсутствия данных в данном УФНС, вправе запросить эти данные в банках. Также положения закона №229-ФЗ наделяют взыскателя полномочиями истребования у банков и иных кредитных организаций сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам должника.
Просит признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, изложенное в ответе №* от (ДАТА) об отказе в предоставлении заявителю сведений о количестве и движении денежных средств по банковским счетам должника (ИНН №* в рублях и иностранной валюте; обязать предоставить заявителю или суду (для дальнейшей передачи заявителю) сведения о имуществе и количестве и движении денежных средств по банковским счетам в рублях и иностранной валюте, об иных ценностей должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях и ином имуществе, подлежащим взысканию с должника (ИНН №*) в течение 10 рабочих дней с даты принятия судом решения по делу, обратить решение к немедленному исполнению.
Определением суда к участию в дело в качестве административного ответчика привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Приволжскому Федеральному округу, в качестве заинтересованного лица ООО «Финанс Резерв Капитал» (л.д.72).
Административный истец Привалов Е.Ю. доводы административного иска поддержал, дав аналогичные пояснения, дополнив, что является взыскателем по исполнительному листу, выданному мировым судьей судебного участка №* Димитровградского судебного района Ульяновской области от (ДАТА), должником является ООО «Финанс Резерв Капитал». (ДАТА) обратился в налоговый орган с требованием предоставить ему информацию предусмотренную Федеральным законом от (ДАТА) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в том числе о количестве и движении денежных средств на счетах должника. Однако на свое требование получил информацию не в полном объеме. В ответ на указанное обращение ему были предоставлены сведения об открытых банковских счетах ООО «Финанс Резерв Капитал», наименованиях и месте нахождения банка, в которых находятся данные счета, однако было отказано в предоставлении информации о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте на расчетных счетах. С данными действиями налогового органа не согласен, просит иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области Душкина Л.Н., действующая на основании доверенности (л.д.79) не признала административные исковые требования, по существу пояснила следующее. Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области обладает информацией о наименовании и местонахождении банков, а также номерах счетов открытых налогоплательщиком. При этом обладателем достоверной информации о количестве и движении денежных средств на счетах налогоплательщика является банк. Основания для истребования налоговым органом информации о количестве и движении денежных средств на счетах налогоплательщика установлены НК РФ и могут быть запрошены в рамках камеральной проверки. Перечень оснований, при которых налоговый орган может запросить сведения о количестве и движении денежных средств на счетах является закрытым и Федеральной налоговой службы по Ульяновской области коне содержит указание на возможность подобного истребования на основании поступившего запроса взыскателя. Более того, на момент обращения Привалова Е.Ю. они не обладали информацией, которую от них хотел получить Привалов Е.Ю. В иске просит отказать.
Представитель административного ответчика Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому Федеральному округу в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в отсутствие (л.д.76).
Представитель заинтересованного лица ООО «Финанс Резерв Капитал» возражений на иск не представили, в судебное заседание не явились.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 Кодекса Административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса Административного судопроизводства РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела (ДАТА) мировым судьей судебного участка №* Димитровградского судебного района Ульяновской области выдан исполнительный документ - исполнительный лист серии ВС №*, предмет исполнения: взыскать с ООО «Финанс Резерв Капитал» в пользу Привалова Е.Ю, сумму уплаченную по договору оказания услуг в размере 5000руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 216.57 руб., моральный вред 1000 руб., а всего 6 216. 57 руб. (л.д.20-23).
(ДАТА) Привалов Е.Ю. обратился в УФНС России по Ульяновской области с заявлением в котором просил предоставить информацию о наименовании и месте нахождения банков, в которых открыты счета должника ООО «Финанс Резерв Капитал», номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в отношении должника. Вместе с заявлением предоставил исполнительный документ от (ДАТА) серии ВС №* (л.д. 48).
УФНС России по Ульяновской области (ДАТА) направило информационное письмо №*, в котором содержались сведения о наименовании банка в которых открыты банковские счета, с указанием номеров счетов ООО «Финанс Резерв капитал», в предоставлении сведений о количестве денежных средств на счетах и движении денежных средств на счетах отказано, так как указанные сведения, в соответствии со ст. 102 НК РФ являются налоговой тайной. Налоговые органы не являются держателем информации об операциях по счетам налогоплательщика (л.д.46).
Привалов Е.Ю. не согласившись с ответом от (ДАТА) в порядке ст.139 НК РФ обратился с жалобой в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Приволжскому Федеральному округу (л.д.44).
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому Федеральному округу от (ДАТА) жалоба Привалова Е.Ю. оставлена без удовлетворения. (л.д.)45.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
Согласно части 8 статьи 69 названного Федерального закона при отсутствии сведений о наличии у должника имущества судебный пристав-исполнитель вправе запросить эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности.
Этой же нормой предусмотрено, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.
В силу части 9 статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены следующие сведения об имущественном положении должника: о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса (статья 15, часть 10 статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
ФНС России в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от (ДАТА) N 506 осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РОФ по денежным обязательствам.
Налоговые органы не являются держателями информации об операциях на счетах налогоплательщика. В соответствии с положениями ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков закреплены:
1) пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации - при осуществлении функций контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах;
2) пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от (ДАТА) N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" - при осуществлении функции контроля в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами);
3) пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от (ДАТА) N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" - при осуществлении функции контроля по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов;
4) пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от (ДАТА) N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" - при осуществлении функции контроля за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Из изложенного следует, что по запросу взыскателя по исполнительному листу (с неистекшим сроком предъявления к исполнению), налоговый орган обязан предоставить информацию о номерах счетов должника, открытых в банках.
В свою очередь, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц отнесено к банковским операциям (пункт 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от (ДАТА) N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Административный истец приводит доводы о неверности выводов административных ответчиков, указывая, что положениями частей 8 и 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве в редакции Федерального закона от (ДАТА) N 12-ФЗ прямо предусмотрено, что именно налоговые органы предоставляют взыскателю данные о количестве и движении денежных средств на банковских счетах, а не судебный пристав-исполнитель.
Указанные доводы суд считает основанными на неверном толковании норм материального права, и исходит из того, что налоговый орган не является владельцем полной и актуальной информации о количестве и движении денежных средств на счетах должника в банках, в предоставлении сведений о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, налоговый орган не отказывал.
Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков при осуществлении функций контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах закреплены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от (ДАТА) N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" при осуществлении функции контроля в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей) являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от (ДАТА) N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" - при осуществлении функции контроля по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов, пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от (ДАТА) N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" - при осуществлении функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Предусмотренная пунктом 2 части 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве возможность истребования у банков и иных кредитных организаций сведений о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам должника, отнесена к полномочиям судебного пристава-исполнителя, реализуемым в соответствии с частью 8 названной статьи с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью.
Таким образом, предусмотренная пунктом 2 части 9 статьи 69 возможность истребования у банков и иных кредитных организаций сведения о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам должника, отнесена к полномочиям судебного пристава-исполнителя, реализуемым в соответствии с частью 8 названной статьи с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью.
Аналогичные разъяснения содержатся письме ФНС России от (ДАТА) N МН-226/469@ (с учетом изменений, внесенных письмом от (ДАТА) N МН-22-6/221@), в соответствии с которыми, при обращении в налоговые органы взыскателя с запросом о получении информации о счетах должника с одновременным предъявлением подлинника или заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению взыскателю в течение семи дней со дня получения указанного запроса представляется информация о наименовании, основном государственном регистрационном номере ОГРН) и месте нахождения банка, в котором открыты счет должника, а также о номерах этих счетов.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления Привалову Е.Ю. сведений о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте по счетам ООО "Финанс Резерв Капитал", у УФНС России по Ульяновской области не возникло, в связи с чем административному истцу законно и обоснованно (ДАТА) отказано в предоставлении указанных сведений.
По доводам изложенным выше, не подлежат удовлетворению требования Привалова Е.Ю. о понуждении административных ответчиков к предоставлению информации об имуществе, количестве и движении денежных средств по банковским счетам в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях и ином имуществе, подлежащему взысканию с должника.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска Привалову Е. Ю. к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому Федеральному округу о признании незаконным решения, УФНС России по Ульяновской области, изложенного в ответе от (ДАТА) №* об отказе в предоставлении информации по количестве и движении денежных средств по банковским счетам должника ООО «Финанс Резерв Капитал» в рублях и иностранной валюте, понуждении к предоставлению сведений надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - (░░░░).
4 ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░