Дело 2-478/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2017 года город Севастополь Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,
секретаря судебного заседания – Царенко С.С.,
с участием истца – Тупикиной О.Е.,
представителя ответчика – Новиковой Н.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Тупикиной О.Е. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному) о признании незаконным отказа в перерасчете страховой пенсии и об установлении факта, имеющего юридическое значение,
УСТАНОВИЛ:
Тупикина О.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному), в котором просит признать незаконным отказ ответчика в перерасчете страховой пенсии, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с 01.02.2017 в размере 12010,61 руб., установить факт постоянного проживания истца с 1981 года по настоящее время, в том числе на ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком, по мнению истца, неправомерно был осуществлен перерасчет пенсии по мотиву отсутствия штампа в паспорте истца о регистрации места жительства в г. Севастополе на момент 18.03.2014. Истец постоянно проживает в городе Севастополе с 1981 года и осуществляет здесь трудовую деятельность, что подтверждено соответствующими доказательствами.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что с 1981 г. постоянно проживает на территории г. Севастополя, где осуществляет трудовую деятельность с 1983 г. по настоящее время. С августа 2015 ей назначена страховая пенсию по старости в размере 12010,61 руб.. однако 27.07.2017 ею было получено письмо от ответчика о том, что с 01.02.2017 будет произведен перерасчет страховой пенсии с 12010,61 руб. до 9894,56 руб, в связи с обнаружением ошибки – неверного учета стажа и начислении страховых взносов, поскольку регистрация Тупикиной О.Е. в г. Севастополе произведена 23.09.2014, т.е. до принятия г. Севастополя в состав РФ. Указанные действия органов ПФ РФ истец считает незаконными.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что к истцу не могут быть применены положения ФЗ № 208, поскольку согласно паспорту гражданина РФ истец является гражданином РФ с 2005 года.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Тупикина О.Е. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается ее паспортом гражданина РФ серии №, выданным ОВД <адрес> края от <данные изъяты>2005.
Согласно паспорту гражданина РФ <данные изъяты>2014 место проживания Тупикиной О.Е. зарегистрировано по адресу : г. Севастополь, <адрес>.
Согласно сведениям в трудовой книжке истца с 01.02.1983 по настоящее время Тупикина О.Е. осуществляет трудовую деятельность на территории г. Севастополя.
Решением Отдела УПФР по Нахимовскому району от 21.08.2015 истцу назначена страховая пенсия по старости с 07.08.2015 в размере <данные изъяты> руб.
Размер пенсии истца по старости исчислен в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением норм п. 4 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из стажа работы с 1977 г. по 2001 г. и заработной платы за период с 01.12.1997 г. по 31.12.2001 г.
В последующем, в результате проверки пенсионного дела истца было установлено, что размер ее пенсии изначально исчислен с нарушением норм законодательства в части исчисления страховых взносов, а именно: ст. 5 Федерального закона РФ от 21.07.2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Федеральный закон № 208-ФЗ), которой предусмотрено, что гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 г. на территориях республики Крым и города Севастополя, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам Российской Федерации за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 01 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополь, определяется исходя из части индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16% и среднемесячного заработка в размере 24245,70 руб.
Распоряжением от 30.12.2016 № 174658 был осуществлен перерасчет страховой пенсии истца с 01.02.2017 и составил <данные изъяты> руб.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 01.01.2015 предусмотрено, что данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.
Статья 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ содержится понятие индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ установлены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья. Частью 6 данной статьи установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации о гражданстве, имеют право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21.07.2014 принят Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208-ФЗ, нормы которого устанавливают особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1-3 статьи 3 указанного Федерального закона размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона РФ от 21.07.2014 № 208-ФЗ определено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как определено ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Из пунктов 1, 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828, следует, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. В паспорте производятся отметки, в том числе, о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета либо уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, при разрешении вопроса о пенсионных правах лица, на основании положений Федерального закона РФ от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», необходимо исходить из того, что такое лицо постоянно проживало, в частности, на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года.
При этом, в силу вышеперечисленных правовых норм, такой факт постоянного проживания подтверждается отметкой о регистрации проживания, которая значится в паспорте гражданина Российской Федерации.
Одним из обязательных условий для назначения пенсий для граждан РФ, проживающих на территории г. Севастополя, с применением положений 208-ФЗ, является подтверждение факта постоянного проживания на территории г. Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что Тупикина О.Е. является гражданином РФ на основании паспорта, выданного <данные изъяты>2005 ОВД <адрес> края. Согласно отметки в паспорте истец <данные изъяты>2014 зарегистрирована по адресу места жительства: г. Севастополь, <адрес>.
Следовательно, на Тупикину О.Е. распространялось действие законодательства Российской Федерации до марта 2014 г., как на гражданина РФ. Истец не относится к числу лиц, на которых распространяется Федеральный закон № 208-ФЗ.
С учетом установленных судом обстоятельств, ответчиком, по мнению суда, правомерно был осуществлен перерасчет страховой пенсии истца в связи с тем, что на нее не могут быть распространены положения Федерального закона № 208-ФЗ.
Судом установлено, что ГУ – УПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное) отказа в перерасчете размера пенсии истцу не выносилось, фактически исковые требования сводятся к несогласию с осуществленным распоряжением от 30.12.2016 перерасчетом размера пенсии с 01.02.2017.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
В связи с отказом в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности осуществить перерасчет истцу размера пенсии в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», у суда отсутствуют правовые основания для установления факта постоянного проживания истца на территории города федерального значения Севастополя, в том числе на день принятия города Севастополя в состав Российской Федерации, поскольку установление данного факта связано с наличием у истца права на перерасчет ему страховой пенсии.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела относятся на истца по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 18.04.2017.
Председательствующий –