именем Российской Федерации
20 февраля 2016 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Хольшева А.Н.,
при секретаре Мерлиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярина Н.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Ярин Н.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ...., Республики Карелия (далее по тексту ГУ-УПФ РФ в г.Олонец РК) об отмене решения от хх.хх.хх г. об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, возложении обязанности включить периоды прохождения военной службы по призыву с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. и с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. прохождения сверхсрочной военной службы в стаж работы на Крайнем Севере и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Заявление обосновал тем, что он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ г.Олонца, Республики Карелия с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР в районах Крайнего Севера (....). В удовлетворении заявления ему было отказано.
Определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г. произведена замена ответчика с ГУ-УПФ РФ в г. Олонец на ГУ-УПФ РФ в г. Сортавала в связи с прекращением деятельности ответчика, к которому был заявлен иск путем реорганизации в форме присоединения.
В судебном заседании истец Ярин Н.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Сортавала РК, ФИО1, с иском не согласилась по основаниям указанным в решение пенсионного органа. Дополнила, что положения постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 г. № 181 применены в рассматриваемой ситуации быть не могут, поскольку на работу истец после прохождения срочной службы не устраивался, а проходил сверхсрочную службу. Военная служба является особым видом государственной службы. Право на пенсию военнослужащих, в том числе лиц, состоявших на сверхсрочной службе (бывших военнослужащих сверхсрочной службы) реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п.8 ст. 18 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действующего на момент обращения истца) перерасчет размера страховой пенсии производится в случае приобретения необходимого страхового стажа, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и(или) приравненных к ним местностях.
В соответствии с п.1 ст. 12 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и(или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: в том числе, период прохождения военной службы.
Из анализа п. 4 и 6 ст. 17 названного Федерального закона, следует, что лицам имеющим смешанный стаж работы в районах, приравненных в районам Крайнего Севера, и районах Крайнего Севера, стаж работы для исчисления повышения фиксированной выплаты исчисляется как в отношении лиц, работавших в районах Крайнего Севера.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин.
Как следует из материалов дела Ярин Н.Н. в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. проходил военную службу по призыву, а с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. проходил сверхсрочную военную службу в районах Крайнего Севера в войсковой части № ...., по окончании которой был уволен в запас.
При назначении пенсии по старости с хх.хх.хх г. Ярину Н.Н. установлен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с районным коэффициентом 1,4- за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с пунктом 5 ст. 17 Федерального закона № «О страховых пенсиях».
хх.хх.хх г. истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Олонец РК с заявлением о перерасчете страховой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона № 400, предусматривающего исчисление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с повышенным районным коэффициентом - за работу на Крайнем Севере. В обоснование своих требований истец представил справку «Центрального архива Министерства обороны РФ» № от хх.хх.хх г. согласно которой Ярин Н.Н. проходил военную службу в .... в воинской части № с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. по призыву и с хх.хх.хх г. зачислен на сверхсрочную службу.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Олонец от хх.хх.хх г. № установлено, что оснований для включения Ярину Н.Н. периода прохождения военной службы по призыву с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. и сверхсрочно с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в льготный стаж работы на Крайнем Севере не имеется и право на перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» у Ярина Н.Н. отсутствует, поскольку понятия «базовой части (с 01.01.2010 фиксированного базового размера, а с 01.01.2015 фиксированной выплаты)» и «страховой выплаты» пенсии появилось с вступлением в силу нового пенсионного законодательства с 01.01.2002 года, поэтому при установлении повышенных размеров базовой части трудовой пенсии по старости(инвалидности) стаж работы на Крайнем Севере исчисляется без учета норм ранее действовавшего до 01.01.2002 пенсионного законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 7 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан или общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Как следует из постановления Совета Министров СССР от 04.04.1961 №286 «Об исчислении непрерывного стажаработы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к районам Крайнего Севера и поступившим на работу в этих районах и местностях», офицерам и военнослужащим сверхсрочной службыСоветской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным начиная с 1960 года, в запас или отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 1.08.1945) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы дающей право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера», если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или отставку.
20.11.1964г. Приказом министерства обороны СССР № 270 было введено в действие «Положение о прохождении сверхсрочной службы в Вооруженных силах СССР» которым определен статус военнослужащего проходившего сверхсрочную службу. К такой категории лиц относятся солдаты, матросы, сержанты и старшины, отслужившие установленные законом о всеобщей воинской обязанности сроки службы и зачисленные в добровольном порядке для продолжения действительной военной службы в воинские части, на кораблях, в учреждения и заведения Вооруженных Сил СССР.
Из представленной истцом архивной справки и военного билета следует, что истец проходил военную службу по призыву с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. и сверхсрочную военную службу с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в войсковой части №. Факт дислокации войсковой части № в .... подтверждается вышеназванной справкой.
.... входит в перечень районов Крайнего Севера и местностей приравненных в районах Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 №1029, относится к районную Крайнего Севера.
Поскольку истцом представлены доказательства прохождения действительной срочной и сверхсрочной военной службы в районах Крайнего Севера и трудоустройства на работу в течение трех месяцев в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период военной службы в районах Крайнего Севера с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г.. подлежит включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, а не только в страховой стаж. Соответственно, имеются основания для перерасчета истцу фиксированного базового размера страховой части пенсии с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера. Период срочной службы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. суд не включает в стаж работы в районах Крайнего Севера истца, поскольку условие указанное в постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 о поступлении на работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах в течение трех месяцев после окончания срочной военной службы не соблюдено.
Таким образом, исковые требования Ярина Н.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Олонец Республики Карелия об отмене решения Управления пенсионного фонда, включении периодов прохождения военной службы по призыву и сверхсрочной военной службы с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. и возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производиться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку истец обратился в пенсионный орган хх.хх.хх г., то перерасчет ему следует произвести с хх.хх.хх г..
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой, истец был освобожден в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Олонец Республики Карелия от хх.хх.хх г. № об отказе Ярину Н.Н. в перерасчете пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия включить в стаж работы Ярина Н.Н. в районах Крайнего Севера период прохождения сверхсрочной военной службы хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия произвести с хх.хх.хх г. перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии Ярину Н.Н. с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера.
Взыскать с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия в пользу Ярина Н.Н. государственную пошлину в размере "СУММА"
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Хольшев