Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2024 года Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Белянковой Е.А., при помощнике судьи Рожко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1537/24 по иску Штоль А.А. к Иерусалимову А.В. о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в части и по иску Гордейчик А.А. к Иерусалимову А.В. о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в части,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании недействительным решения внеочередного общего собрания, в обоснование своих требований указав, что истцы являются собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: ***, расположенном по земельном участке кадастровый номер ***. На этом же земельном участке расположен многоквартирный жилой дом по адресу: **, помещением в котором владеет ответчик. По инициативе ответчика Иерусалимова А.В. 04 июля 2022 г. было проведено собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: **, по результатам которого были решены вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком кадастровый номер **, установки на нем дополнительным шлагбаумов, ограничивающих движение собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: **, иного транспорта по общей придомовой территории. Оспариваемое решение нарушает права истцов на пользование земельным участком кадастровый номер ***, а также установленный проектом многофункционального жилого комплекса порядок движения транспортных средств по придомовой территории. Решение принято в отсутствии необходимого по закону кворума.
Истцы просят суд признать недействительным решение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, оформленное протоколом № 2-22 от 4 июля 2022 г., в части п. 3, п. 4, п. 5 протокола и Приложение № 3 к нему (Регламент выезда и въезда транспортных средств и правила их пребывания на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***), взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Истцы Гордейчик А.А., Штоль А.А. в судебное заседание не явились, обеспечили явку представителя.
Представитель истцов в судебное заседание явился, уточненные требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях. Полагал, что права истцов никак не затронуты.
Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что истцы Штоль А.А., Гордейчик А.А. являются собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: ***, расположенном на земельном участке кадастровый номер ***.
На этом же земельном участке расположен многоквартирный жилой дом по адресу: ***, помещением в котором владеет ответчик. Оба многоквартирные дома возведены на общем земельном участке, выделенном под их проектирование и строительство в составе многофункционального жилого комплекса, в связи с чем, имеют общую придомовую территорию.
По инициативе ответчика Иерусалимова А.В. 04 июля 2022 г. было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ***, по результатам которого было принято оспариваемое решение об установке дополнительных шлагбаумов, ограничивающих движение собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ***, иного транспорта по общей придомовой территории. Решение оформлено протоколом № 2-22, подписанным инициатором и председателем собрания Иерусалимовым А.В.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства отнесен к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных п. п. 1 – 3.1, 4.2, 4.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.
Поскольку установка шлагбаума во дворе дома относится к использованию земельного участка, включая ограничение пользования этим участком, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение установить шлагбаум во дворе дома. Такое решение должно быть принято квалифицированным большинством голосов не менее двух третей от общего числа голосов собственников.
Разъяснение аналогичного содержания, адресованное организациям системы жилищно-коммунального хозяйства, собственникам помещений в многоквартирных домах, иным заинтересованным лицам приведено в письме Минстроя России от 3 февраля 2020 г. № 2727-ОГ/04 «О принятии решения об установки шлагбаума во дворе дома».
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 12 февраля 2021 г. № 307-ЭС21-803, если на одном земельном участке расположено несколько многоквартирных домов, порядок пользования им (включая установку шлагбаумов) не может определяться решением собственников одного из домов. Для принятия такого решения необходимо проведение общего собрания собственников всех домов. Действующим законодательством не установлен запрет на формирование единого земельного участка, на котором расположены два и более отдельно стоящих многоквартирных дома.
Порядок установки ограждений на придомовых территориях в адрес, утвержденный постановлением Правительства адрес № 428-ПП от 2 июля 2013 г. (в редакции от 9 июля 2019 г.), далее – Порядок, предусматривает возможность установки шлагбаумов на придомовой территории, не перешедшей в собственность владельцев помещений в многоквартирном доме.
Согласно в п. 4 Порядка в случае если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов или по результатам проведенных в таких многоквартирных домах опросов при условии, что в каждом опросе приняли участие и проголосовали за установку ограждающего устройства не менее половины от общего числа физических лиц – собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом Порядок определения общего понятия «придомовая территория» не содержит и лишь уточняет, что при наличии утвержденного проекта межевания территории, на которой располагается многоквартирный дом, установка ограждающих устройств осуществляется в границах придомовой территории, определенной в соответствии с проектом межевания территории (п. 5).
Оспариваемое решение от 04 июля 2022 г. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Наметкина, д. 18, принято без учета перечисленных положений нормативно-правовых актов.
Так, постановлением правительства Москвы от 3 июня 2008 г. № 458-ПП «О реализации инвестиционного проекта строительства многофункционального жилого комплекса на пересечении ул. ** и ул. *** (Юго-Западный административный округ города Москвы)» был утвержден акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления нового строительства со следующими допустимыми технико-экономическими показателями: площадь земельного участка – 7,88 га; общая площадь объекта – 207 900 кв. м. (в том числе, площадь наземной части – 152 610 кв. м.; площадь подземной части – 55 290 кв. м; нормативное обеспечение местами хранения автотранспорта – 1750 машиномест; установлены источники финансирования инвестиционного проекта строительства многофункционального жилого комплекса и порядок распределения возведенной по результатам проекта недвижимости между инвестором (адрес «МСМ-Инвест») и Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции адрес в пропорции 99% на 1%.
Согласно ответу Москомархитектуры № НКА-02-31245/1-1 от 5 августа 2021 г., по результатам проведенного конкурса по привлечению соинвесторов на основании решения конкурсной комиссии от 21 октября 2005 г. был заключен договор от 15 ноября 2005 г. № 272-ИС (реестровый № 13-135865-5001-0012-00001-05) на право соинвестирования, проектирования и строительства 99% общей площади многофункционального жилого комплекса по пересечении ул. ** и ул. *** между департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы и ЗАО «Строительная Механизированная Компания». В соответствии с дополнительным соглашением к договору № 2 от 26 декабря 2006 г. ЗАО «Маханизация МСМ-1» (прежнее наименование – адрес «Строительная Механизированная Компания») уступило и передало все свои права и обязанности по договору ЗАО «МСМ-Инвест» (в настоящее время АО «МСМ-Инвест»).
Как усматривается из представленных Москомархитектурой вместе с ответом от 5 августа 2021 г. документов, 8 мая 2009 г. между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (арендодателем) и ЗАО «Трест МСМ-1», в настоящее время – АО «Мосстрой» (арендатором) был заключен договор № М-06-509797 аренды земельного участка кадастровый номер *** площадью 7,88 га под проектирование и строительство многофункционального жилого комплекса на пересечении ул. ** и ул. ***. Письмом Департамента земельных ресурсов адрес № 33-11-28261/12-101-2 от 26 ноября 2012 г. подтверждено действие договора аренды земли после 30 ноября 2011 г.
В дальнейшем, 18 апреля 2016 г. между Департаментом городского имущества города Москвы (арендодателем) и ЗАО «МСМ-Инвест» (новым арендатором) было подписано дополнительное соглашение к договору краткосрочной аренды № *** от 8 мая 2009 г., в соответствии с которым права и обязанности арендатора по нему перешли от ЗАО «Трест МСМ-1» к ЗАО «МСМ-Инвест» с 8 апреля 2016 г.
Площадь переданного в аренду по дополнительному соглашению земельного участка кадастровый номер ** была уменьшена до 62 293 кв. м., что является следствием выделения из его состава земельного участка кадастровый номер ***. Дополнительное соглашение зарегистрировано в Росреестре 26 мая 2019 г. за № **.
Помимо приложений к ответу Москомархитектуры от 5 августа 2021 г. последние обстоятельства подтверждаются представленными истцом выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее – ЕГРН) в отношении земельного участка кадастровый номер *** по состоянию на 17 июня 2021 г. и в отношении земельного участка кадастровый номер ** по состоянию на 25 ноября 2021 г.
Помимо перечисленной разрешительной документации на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, представленной в материалы дела вместе с ответом Москомархитектуры от 5 августа 2021 г., объекты, входящие в состав многофункционального жилого комплекса, перечислены в приобщенной истцом выкопировке из Сводной пояснительной записки. Раздел 1 «А» проекта «Жилого здания с подземной автостоянкой (корпус 2) и встроенного здание торгового назначения (корпус 5)», Москва, 2010 г., выполненного ООО «Монолит-инжиниринг» по заказу ЗАО «МСМ-Инвест». В соответствии с ней проект выполнен на основании положительного заключения Мосгорэкспертизы на проект застройки многофункционального жилого комплекса на пересечении ул. ** и *** (№ 25-П6/07 МГЭ). Проектируемый многоэтажный жилой дом является частью многофункционального жилого комплекса, в состав которого входят также жилой дом (корпус 1), детский сад (корпус 4), офисное здание с гаражом (корпус 3), здание КБО (корпус 6), внутриквартальный парк – природный комплекс.
Содержание пояснительной записки стороной ответчика не оспорено и не противоречит представленному ООО «Розмарин» разделу «Архитектурные решения» проекта «Жилого здания (корпус № 1) в составе застройки многофункционального жилого комплекса по адресу: г. Москва, пересечение ул. ** и ул. ***, г. Москва, 2009 г., выполненному ООО «Архитектурно-проектная мастерская «Аврора» по заказу ЗАО «Трест МСМ-1». Из содержания раздела следует, что жилое здание возводится в составе многофункционального жилого комплекса, центральную часть которого занимает природный комплекс парка жилого района. Вдоль русла искусственного водоема расположен участок детского сада и детские площадки. Проектируемый корпус № 1 расположен с северной части участка, по ул. ***. В южной части комплекса расположено многофункциональное здание.
В соответствии с выписками из ЕГРН в отношении земельного участка кадастровый номер **, жилого здания по адресу: ***, кадастровый номер *** по состоянию на 11 июня 2021 г. и жилого здания по адресу: ***, кадастровый номер *** по состоянию на 11 июня 2021 г., многоквартирные дома расположены на одном земельном участке.
Из исследованной судом документации на возведение многофункционального жилого комплекса, полученной с ответом Департамента государственного имущества адрес № ** от 26 мая 2022 г., усматривается, что возможность раздельного пользования земельным участком кадастровый номер *** проектом не предусмотрена. Направления движения транспортных средств и места установки шлагбаумов на участке предусмотрены транспортной схемой к проекту 47-6-07 «Проект застройки строительства многофункционального жилого комплекса на пересечении ул. ** и **», г. Москва, 2002 г., выполненному ООО «АМОНОР» по заказу ЗАО «Трест МСМ-1» и иными документами. В частности, экспликацией зданий и сооружений из проекта 44-НМ-2010-ГП «Дошкольное образовательное учреждение на 115 мест по адресу: ***», выполненного ООО «НАБАД Дизайн» по заказу ЗАО «МСМ-Инвест».
В материалы представлены договор на управление общим имуществом многоквартирного дома по адресу: ***, утвержденный протоколом общего собрания собственников № 1/19 от 17 апреля 2019 г., и договор на управление общим имуществом многоквартирного дома по адресу: ***, утвержденный протоколом общего собрания собственников № 1/19 от 7 февраля 2019 г. Оба договора заключены с одной управляющей организацией – ООО «Розмарин». При этом в соответствии приложениями № 1 к договорам в состав общего имущества применительно к обоим многоквартирным домам включен земельный участок площадью 62 293 +/- 87 кв. м. с постройками (включая 3 фонтана), малые архитектурные формы и многочисленные насаждения, соответствующий по площади и расположению построек земельному участку кадастровый номер ***.
Из согласованной с органом местного самоуправления схемы установки шлагбаумов, направленной с ответом ООО «Розмарин» № 117 от 29 июня 2021 г., следует, что места установки шлагбаумов по ней совпадают с проектной документацией. Схема представлена вместе с решением Совета депутатов муниципального адрес № 9/3 от 17 декабря 2016 г. о согласовании установки шлагбаумов на придомовой территории многоквартирных домов по адресу: *** и ***.
В соответствии с выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка кадастровый номер *** по состоянию на 26 апреля 2022 г. в качестве сведений о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, учтено право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
По правилам п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п. 66 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Право общей долевой собственности земельный участок, как общее имущество многоквартирного дома, а также размер доли в таком праве возникают (устанавливаются) в силу прямого указания закона и не требуют каких-либо дополнительных подтверждений (регистрации).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что земельный участок кадастровый номер *** не только является придомовой территорией, раздельная эксплуатация которой в соответствии с проектной документацией на многофункциональный жилой комплекс невозможна, но и соответствует критерию общего имущества, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, по отношению к обоим многоквартирным домам по адресу: ***. Следовательно, в принятии решения об организации порядка пользования земельным участком, включая определение мест установки шлагбаумов, имели право участвовать собственники помещений обоих многоквартирных домов.
Данное право собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: ***, при принятии оспариваемого решения обеспечено не было. В соответствии с протоколом № 2-22 от 04 июля 2022 г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: **, вопрос об установке двух шлагбаумов в пределах земельного участка кадастровый номер *** в целях возможности стоянки транспортных средств только собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ***, был решен без привлечения собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: **. Реализация принятого на собрании решения при условии его одобрения на аналогичном собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ***, в протоколе также не предусмотрена.
Согласно полученным от Мосжилинспекции материалам общего собрания, информирование собственников помещений в многоквартирном доме ** по ул. **, в адрес истцов не осуществлялось, доступа к доскам объявлений и электронным сервисам дома по ул. **, д. **, истцы не имеют.
Исходя из общей площади помещений в многоквартирном доме по адресу: ***, собственники которого были вправе участвовать в проведении собрания от 04 июля 2022 года, довод об отсутствии кворума нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, в связи с чем, требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца Штоль А.А., Гордейчик А.А. подлежит взысканию, государственная пошлина, оплаченная при подаче иска, в размере 300 руб. в пользу каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 2-22 ░░ 4 ░░░░ 2022 ░., ░ ░░░░░ ░. 3, ░. 4, ░. 5 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ № 3 ░ ░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300,00 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300,00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2024 ░░░░