Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-204/2020 ~ М-1-191/2020 от 18.06.2020

дело № 2а-1-204/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2020 года           г. Сенгилей

    Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбачевой Т.Ю., при секретаре Мартьяновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о возложении обязанности по постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на места захоронения граждан,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного заседания, в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о возложении обязанности по постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на места захоронения граждан.

    В обоснование иска указано, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об оказании услуг по погребению умерших на территории МО «Сенгилеевский район», установлено, что в нарушение требований ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" земельные участки, расположенные под действующими кладбищами, расположенные на территории МО «Сенгилеевский район» на кадастровый учет не поставлены и в муниципальную собственность не оформлены.

    Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

    Отсутствие определенных границ земельного участка, на котором расположено кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.

    Просили обязать администрацию МО «Сенгилеевский район» поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельные участки, на которых расположены 20 мест захоронения (кладбища) с. Смородино, с. Тушна, с. Артюшкино, с. Екатериновка, с. Шиловка, с. Елаур, с. Мордово 2 кладбища, с. Р.Бектяшка, с. Кротково 2 кладбища, с. Никольское, п. Новые Донцы, с. Бекетовка, п. Рассвет, с. М.Бектяшка, с. Алешкино, с. Вырыстайкино, с. Буераки, п. Лесной в срок до 01.01.2021.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрации МО Новослободское сельское поселение Сенгилеевского района, администрация МО Тушнинское сельское поселение Сенгилеевского района, администрация МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района.

    Помощник прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области Луговой А.Ю. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика - администрация МО «Сенгилеевский район», Назаров А.В., участвующий по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал, в судебном заседании пояснил, что соглашениями полномочия по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения переданы администрацией района администрациям поселений.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Новослободское сельское поселение Сенгилеевского района, Шапошникова Н.Н., участвующая в деле по доверенности, в судебном заседании полагала административные требования прокурора, подлежащими удовлетворению.

Заинтересованные лица администрация МО Тушнинское сельское поселение Сенгилеевского района, администрация МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 18 указанного закона общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

    Места погребения могут быть по принадлежности – государственные либо муниципальные (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ, предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ указано, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно – эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно – правовых форм и форм собственности.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

Согласно п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Таким образом, непроведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, неприведение территории кладбищ в соответствии с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.

Согласно п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

Непостановка на государственный кадастровый учет и нерегистрация права собственности на земельный участок фактически занятый кладбищем, может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Из материалов прокурорской проверки следует, что на территории МО «Сенгилеевский район» расположено 20 мест захоронения (кладбища) в с. Смородино, с. Тушна, с. Артюшкино, с. Екатериновка, с. Шиловка, с. Елаур, с. Мордово 2 кладбища, с. Р.Бектяшка, с. Кротково 2 кладбища, с. Никольское, п. Новые Донцы, с. Бекетовка, п. Головка, с. М.Бектяшка, с. Алешкино, с. Вырыстайкино, с. Буераки, п. Лесной.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеприведенных требований закона, до настоящего времени право собственности на данные земельные участки под местами захоронения не зарегистрировано, земельные участки на кадастровый учет не поставлены, межевание не проводилось.

Указанное подтверждается материалами дела и представителем административного ответчика не оспаривается.

Учитывая положения Закона № 218-ФЗ в совокупности с положениями п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с 01.01.2017 года уполномоченным лицом на осуществление кадастрового учета земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района.

Доводы администрации МО «Сенгилеевский район» о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с наличием соглашений от 27.12.2019 о передаче администрации МО Тушнинское сельское поселение Сенгилеевского района, администрации МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района, администрации МО Новослободское сельское поселение Сенгилеевского района полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории указанных поселений, подлежат отклонению по следующим основаниям.

Как следует из письменных материалов дела, 27.12.2019 администрация МО «Сенгилеевский район» передала администрации МО Тушнинское сельское поселение Сенгилеевского района, администрации МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района, администрации МО Новослободское сельское поселение Сенгилеевского района полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории указанных сельских поселений. Срок действия соглашений до 31.12.2020. Для реализации переданных полномочий администрация района передала в бюджет поселения финансовые средства в размере по 20 000 руб. каждому поселению.

Как следует из пояснения свидетеля ФИО7 пояснений представителя заинтересованного лица ФИО4, письменного отзыва администрации МО Тушнинское сельское поселение Сенгилеевского района указанные денежные средства были потрачены на содержание мест захоронения, а именно: на благоустройство кладбища. Денежные средства на проведение работ по постановке занятых общественными кладбищами земельных участков на кадастровый учет, а также по регистрации прав собственности, в бюджет поселений из администрации района не передавались.

Таким образом, выделенных администрацией района денежных средств явно недостаточно для исполнения администрациями сельских поселений полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории указанных выше сельских поселений.

То обстоятельство, что занятые общественными кладбищами земельные участки в с. Вырыстайкино и в с. Буераки расположены в зоне земель сельскохозяйственного назначения, и перевод указанных земельных участков в иную категорию не произведен, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований прокурора, а требует проведения комплекса предусмотренных законом действий по переводу занятых кладбищами земельных участков в иную категорию. Земельные участки, занятые общественными кладбищами, в силу закона не могут находиться в территориальной зоне – зоне земель сельскохозяйственного назначения.

Следовательно, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, при этом, с учетом характера и объема совершаемых действий, необходимых для постановки земельного участка на кадастровой учет и последующей регистрации права муниципальной собственности, данные действия должны быть совершены административным ответчиком в срок до 01.03.2021.

Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о возложении обязанности по постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на места захоронения граждан, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища: в <адрес>, расположенное в 130 метрах по направлению на запад от границы населенного пункта от <адрес>; в <адрес>, расположенное в 2 метрах от <адрес> по направлению на северо – запад; в <адрес>, расположенное в 760 метрах от <адрес> по пл. Революции, по направлению на юго-запад; в <адрес>, расположенное в 2 метрах от <адрес>, по направлению на юг; в <адрес> в 1,8 км от границы населенного пункта по направлению на северо – запад от <адрес>; в <адрес>, расположенном в южном направлении в конце села в сторону <адрес>; в <адрес>, расположенном при спуске в село в юго – западном направлении; в <адрес>, расположенном в южном направлении от села; в <адрес>, расположенное в северном направлении от села; в <адрес>, расположенном в 500 м в юго – восточном направлении не доезжая села Бекетовка; в <адрес>, расположенном в северном направлении при въезде в <адрес>; в <адрес>, расположенном в 500 м. за поселком Утяжкино; в <адрес>, расположенном в 1 км от села на берегу <адрес>; в <адрес>, расположенном за границей села в восточном направлении; в <адрес>, расположенном при въезде в село; в <адрес>, расположенное в 500 м от села в сторону Мордово; в <адрес>, расположенном в 536 м от жилой зоны в границах кадастрового квартала ; в <адрес>, расположенном в 260 м от жилой зоны в кадастровом квартале ; в с<адрес>, расположенном в 540 м от жилой зоны в кадастровом квартале ; в <адрес>, расположенном в 80 м от жилой зоны в границах кадастрового квартала .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья      Горбачева Т.Ю.

2а-1-204/2020 ~ М-1-191/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области
Ответчики
Муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области
Другие
МУ Администрация МО Новослободское сельское поселение
МУ Администрация МО Елаурское сельское поселение
МУ Администрация МО Тушнинское сельское поселение
Суд
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области
Судья
Горбачёва Т. Ю.
Дело на сайте суда
sengileevskiy--uln.sudrf.ru
18.06.2020Регистрация административного искового заявления
18.06.2020Передача материалов судье
19.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2020Судебное заседание
09.07.2020Судебное заседание
16.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее