Решение по делу № 2-3374/2014 ~ М-2730/2014 от 12.05.2014

                                                                                           Дело № 2-3374/14

                                                 РЕШЕНИЕ

                                  Именем Российской Федерации

06 августа 2014 года                                                                        г.Уфа

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Бикчуриной О.В., с участием прокурора Кулясовой Р.Я., при секретаре Паначевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ООО «Ателье «Березка» об обязании установить информационные надписи, получить и зарегистрировать охранные свидетельства собственника и пользователя объекта культурного наследия,

                                         

                                              УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил:

1. Обязать Администрацию городского округа г. Уфа и Администрацию Калининского района городского округа г. Уфа установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), по адресу: <адрес>.

2. Обязать Администрацию городского округа г. Уфа получить охранное обязательство собственника на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в Министерстве культуры Республики Башкортостан.

3. Обязать Администрацию городского округа г. Уфа зарегистрировать охранное обязательство собственника на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.

4. Обязать ООО «Ателье Березка» получить охранное обязательство пользователя на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>.

5. Обязать ООО «Ателье Березка» зарегистрировать охранное обязательство пользователя на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по РБ.

После уточнения прокурор просил:

1. Обязать ООО «Ателье Березка» установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), по адресу: <адрес>.

2. Обязать ООО «Ателье Березка» получить охранное обязательство на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в Министерстве культуры Республики Башкортостан.

3. Обязать ООО «Ателье Березка» зарегистрировать охранное обязательство на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.

При рассмотрении дела прокурор Кулясова Р.Я. отказалась от иска в части требований, предъявленных к Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ, Администрации ГО г.Уфа РБ об обязании установить информационные надписи, получить и зарегистрировать охранные свидетельства собственника объекта культурного наследия. Определением суда от 06.08.2014 года отказ от иска в данной части принят, производство по делу в данной части прекращено.

В обосновании иска (после уточнения) указано, что здание по адресу: <адрес>, входит в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», являющийся объектом культурного наследия, и в соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежит государственной охране в интересах настоящего и будущего поколений народа Российской Федерации. Указанное здание принадлежит на праве собственности ООО «Ателье «Березка». Однако, в нарушение действующего законодательства на здании не установлена информационная надпись и обозначение как об объекте культурного наследия. Указанные обстоятельства ставят под угрозу сохранение здания как объекта культурного наследия, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор обращается в суд с настоящим иском.

Прокурор Кулясова Р.Я., допрошенная в судебном заседании, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представители ответчика ООО «Ателье «Березка», третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства культуры РБ, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Представитель ООО «Ателье «Березка» просил рассмотреть дело без их участия, в отзыве иск признали, указали, что весь необходимый пакет документов для получения охранного свидетельства ими сдан в Министерство культуры РБ. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчика ООО «Ателье «Березка», третьего лица.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд находит иск частично подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

На основании ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сведения об объектах культурного наследия содержатся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Формирование реестра в соответствии со ст. 16 настоящего Федерального закона производится посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр.

Ведение реестра в соответствии со ст. 20 настоящего Федерального закона возлагается на федеральный орган охраны объектов культурного наследия.

На основании ст.ст. 17, 18 настоящего Федерального закона федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой историко-культурную ценность и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.

Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, необходимых для решения вопроса о включении их в реестр как объектов культурного наследия, до принятия Правительством Российской Федерации либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным законом субъекта Российской Федерации, решения о включении объекта культурного наследия в реестр, относятся к выявленным объектам культурного наследия.

Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании, здание по адресу: <адрес>, входит в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», является выявленным объектом культурного наследия, решение о включении которого в реестр объектов культурного наследия не принято.

Указанное здание на момент подачи иска находилось в собственности муниципального образования городской округ города Уфа Республики Башкортостан.

На основании договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 22.09.2010 года, заключенного между Арендодателем КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ и Арендатором ООО «Ателье «Березка» сроком до 01.07.2013 года, здание по адресу: <адрес>, было передано в аренду ООО «Ателье «Березка».

На день рассмотрения дела здание находится в собственности ООО «Ателье «Березка»на основании договора купли-продажи от 13.05.2014 года, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно п.п. 3, 4 ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия                      в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

Как усматривается из ст. 55 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» договор аренды объекта культурного наследия заключается, в том числе, с учетом требований настоящего Федерального закона.

В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются включенные в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от формы собственности данного объекта и подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия. Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом.

В судебном заседании установлено, что охранное обязательство собственника объекта культурного наследия - здания, входящего в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенного по адресу: <адрес> ни Администрацией ГО г.Уфа РБ, осуществлявшей функции собственника данного здания на момент подачи иска, ни ООО «Ателье «Березка» не получено и не зарегистрировано соответствующим образом в соответствии со ст. 131 ГК РФ. Также не было получено и не зарегистрировано ООО «Ателье «Березка» обязательство пользователя данным объектом культурного наследия, что создает угрозу сохранению объекта культурного наследия и нарушает права граждан Российской Федерации, имеющих право на культурное наследие.

На основании изложенного, требования иска об обязании ООО «Ателье «Березка» получить в Министерстве культуры Республики Башкортостан и зарегистрировать в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, входящего в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенного по адресу: <адрес>, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Что касается искового требования об обязании ООО «Ателье «Березка» установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия, входящем в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенном по адресу: <адрес>, указанное требование не обосновано на основании следующего.

Согласно ст. 27 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязанность по установке информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов культурного наследия, включенных в реестр.

Принимая во внимание, что здание по адресу: <адрес>, входит в выявленный объект культурного наследия, не включенный в реестр объектов культурного наследия, установка надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, на такой объект не производится.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                               Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Ателье «Березка» об обязании установить информационные надписи, получить и зарегистрировать охранные свидетельства собственника объекта культурного наследия, удовлетворить частично.

Обязать ООО «Ателье «Березка» получить в Министерстве культуры Республики Башкортостан охранное обязательство на объект культурного наследия, входящий «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенным по адресу: <адрес>; зарегистрировать охранное обязательство на объект культурного наследия, входящий в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенным по адресу: <адрес>, в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

В удовлетворении искового требования об обязании ООО «Ателье «Березка» установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия, входящем в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенном по адресу: <адрес> отказать ввиду необоснованности.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья:                                                                     Бикчурина О.В.

2-3374/2014 ~ М-2730/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Калининского района г. Уфы
Ответчики
Администрация ГО г. Уфа
ООО "Ателье-Березка"
Администрация Калининского района ГО г. Уфа
Другие
Министерство культуры РБ
Суд
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Бикчурина О.В.
Дело на сайте суда
kalininsky--bkr.sudrf.ru
12.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2014Передача материалов судье
15.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.06.2014Предварительное судебное заседание
06.08.2014Судебное заседание
06.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2014Дело оформлено
10.10.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее