Дело № 2-3374/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2014 года г.Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Бикчуриной О.В., с участием прокурора Кулясовой Р.Я., при секретаре Паначевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ООО «Ателье «Березка» об обязании установить информационные надписи, получить и зарегистрировать охранные свидетельства собственника и пользователя объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил:
1. Обязать Администрацию городского округа г. Уфа и Администрацию Калининского района городского округа г. Уфа установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), по адресу: <адрес>.
2. Обязать Администрацию городского округа г. Уфа получить охранное обязательство собственника на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в Министерстве культуры Республики Башкортостан.
3. Обязать Администрацию городского округа г. Уфа зарегистрировать охранное обязательство собственника на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.
4. Обязать ООО «Ателье Березка» получить охранное обязательство пользователя на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>.
5. Обязать ООО «Ателье Березка» зарегистрировать охранное обязательство пользователя на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по РБ.
После уточнения прокурор просил:
1. Обязать ООО «Ателье Березка» установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), по адресу: <адрес>.
2. Обязать ООО «Ателье Березка» получить охранное обязательство на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в Министерстве культуры Республики Башкортостан.
3. Обязать ООО «Ателье Березка» зарегистрировать охранное обязательство на объект культурного наследия «Ансамбль застройки г. Черниковска 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа, частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская»), расположенного по адресу: <адрес>, в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.
При рассмотрении дела прокурор Кулясова Р.Я. отказалась от иска в части требований, предъявленных к Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ, Администрации ГО г.Уфа РБ об обязании установить информационные надписи, получить и зарегистрировать охранные свидетельства собственника объекта культурного наследия. Определением суда от 06.08.2014 года отказ от иска в данной части принят, производство по делу в данной части прекращено.
В обосновании иска (после уточнения) указано, что здание по адресу: <адрес>, входит в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», являющийся объектом культурного наследия, и в соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежит государственной охране в интересах настоящего и будущего поколений народа Российской Федерации. Указанное здание принадлежит на праве собственности ООО «Ателье «Березка». Однако, в нарушение действующего законодательства на здании не установлена информационная надпись и обозначение как об объекте культурного наследия. Указанные обстоятельства ставят под угрозу сохранение здания как объекта культурного наследия, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор обращается в суд с настоящим иском.
Прокурор Кулясова Р.Я., допрошенная в судебном заседании, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчика ООО «Ателье «Березка», третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства культуры РБ, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Представитель ООО «Ателье «Березка» просил рассмотреть дело без их участия, в отзыве иск признали, указали, что весь необходимый пакет документов для получения охранного свидетельства ими сдан в Министерство культуры РБ. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчика ООО «Ателье «Березка», третьего лица.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд находит иск частично подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На основании ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сведения об объектах культурного наследия содержатся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Формирование реестра в соответствии со ст. 16 настоящего Федерального закона производится посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр.
Ведение реестра в соответствии со ст. 20 настоящего Федерального закона возлагается на федеральный орган охраны объектов культурного наследия.
На основании ст.ст. 17, 18 настоящего Федерального закона федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой историко-культурную ценность и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.
Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, необходимых для решения вопроса о включении их в реестр как объектов культурного наследия, до принятия Правительством Российской Федерации либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным законом субъекта Российской Федерации, решения о включении объекта культурного наследия в реестр, относятся к выявленным объектам культурного наследия.
Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, здание по адресу: <адрес>, входит в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», является выявленным объектом культурного наследия, решение о включении которого в реестр объектов культурного наследия не принято.
Указанное здание на момент подачи иска находилось в собственности муниципального образования городской округ города Уфа Республики Башкортостан.
На основании договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 22.09.2010 года, заключенного между Арендодателем КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ и Арендатором ООО «Ателье «Березка» сроком до 01.07.2013 года, здание по адресу: <адрес>, было передано в аренду ООО «Ателье «Березка».
На день рассмотрения дела здание находится в собственности ООО «Ателье «Березка»на основании договора купли-продажи от 13.05.2014 года, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Как усматривается из ст. 55 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» договор аренды объекта культурного наследия заключается, в том числе, с учетом требований настоящего Федерального закона.
В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются включенные в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от формы собственности данного объекта и подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия. Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом.
В судебном заседании установлено, что охранное обязательство собственника объекта культурного наследия - здания, входящего в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенного по адресу: <адрес> ни Администрацией ГО г.Уфа РБ, осуществлявшей функции собственника данного здания на момент подачи иска, ни ООО «Ателье «Березка» не получено и не зарегистрировано соответствующим образом в соответствии со ст. 131 ГК РФ. Также не было получено и не зарегистрировано ООО «Ателье «Березка» обязательство пользователя данным объектом культурного наследия, что создает угрозу сохранению объекта культурного наследия и нарушает права граждан Российской Федерации, имеющих право на культурное наследие.
На основании изложенного, требования иска об обязании ООО «Ателье «Березка» получить в Министерстве культуры Республики Башкортостан и зарегистрировать в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, входящего в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенного по адресу: <адрес>, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Что касается искового требования об обязании ООО «Ателье «Березка» установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия, входящем в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенном по адресу: <адрес>, указанное требование не обосновано на основании следующего.
Согласно ст. 27 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязанность по установке информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов культурного наследия, включенных в реестр.
Принимая во внимание, что здание по адресу: <адрес>, входит в выявленный объект культурного наследия, не включенный в реестр объектов культурного наследия, установка надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, на такой объект не производится.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Ателье «Березка» об обязании установить информационные надписи, получить и зарегистрировать охранные свидетельства собственника объекта культурного наследия, удовлетворить частично.
Обязать ООО «Ателье «Березка» получить в Министерстве культуры Республики Башкортостан охранное обязательство на объект культурного наследия, входящий «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенным по адресу: <адрес>; зарегистрировать охранное обязательство на объект культурного наследия, входящий в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенным по адресу: <адрес>, в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
В удовлетворении искового требования об обязании ООО «Ателье «Березка» установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия, входящем в «Ансамбль застройки г.Черниковска, 1950-х гг. (от Дворца Орджоникидзе до к/т «Победа», частично включая застройку по обе стороны ул. Первомайская)», расположенном по адресу: <адрес> отказать ввиду необоснованности.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья: Бикчурина О.В.