К делу №2-25/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Успенское 11 января 2022 года
Успенский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Даниленко А.А.,
секретаря судебного заседания Мартыненко Д.Д.,
с участием представителя истца – Успенского районного прокурора помощника прокурора Глухова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Апрель Кубань» о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Прокурор Успенского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Апрель Кубань» о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объекту социальной инфраструктуры.
В обоснование требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы создания беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи.
В ходе проверки в деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Апрель Кубань» выявлены следующие нарушения.
Требования к обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения определены Сводом правил 59.13330.2012, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 (далее – СП 59.13330.2012).
Проверкой установлено, что ООО «Апрель Кубань» осуществляется деятельность по розничной продаже лекарственных товаров и изделий медицинского назначения, в аптечных пунктах, расположенных по адресу: с. Успенское, ул. Крупская, 42, с. Коноково, ул. Калинина, 36.
В соответствии с п. 3.9 договора аренды недвижимого имущества от 29.03.2019, заключенного между ООО «Апрель Кубань» и ИП Устиновым В.В., арендатор своими силами и за свой счет установить на объекте оборудование, которое необходимо для использования объекта в целях аптечного пункта.
Как установлено в ходе проверки, вышеперечисленные требования законодательства о социальной защите инвалидов исполняются ООО «Апрель Кубань» ненадлежащим образом.
Входная площадка не оборудована пандусом, дублирующим наружную лестницу на входе, с уклоном марша пандуса 1/20 (5%), чем нарушены требования п. 5.1.14 СП 59.13330.2012.
Кроме того, в ходе проверки, лестница на входе в наружную дверь не обустроена поручнями по обеим сторонам на высоте 90 см, что не соответствует требованиям п. 6.2.11 СП 59.13330.2016.
Входная площадка при входе в нежилое помещение также не соответствует требования п. 6.1.4 СП 59.13330.2016.
Таким образом, бездействие ООО «Апрель Кубань», выразившееся в непринятии мер по организации беспрепятственного доступа маломобильных граждан в аптечных пунктах расположенных по адресу: с. Коноково, ул. Калинина, 36, с. Успенское, ул. Крупская, д. 42, является незаконным.
Бездействием ООО «Апрель Кубань» нарушаются права маломобильных граждан, число которых постоянно меняется, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Апрель Кубань», выразившееся в невыполнении требований закона о создании беспрепятственного доступа маломобильных граждан к нежилому помещению в сфере оказания услуг населению, расположенному по адресу: с. Коноково, ул. Калинина, 36, с. Успенское, ул. Крупская, 42.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Апрель Кубань» устранить допущенные нарушения в полном объеме, а именно: оборудовать пандусом, дублирующим наружную лестницу на входе, с уклоном марша пандуса 1/20 (5%), в соответствии с требованиями п. 5.1.14 СП 59.13330.2016; обустроить лестницу на входе в наружную дверь не обустроена поручнями по обеим сторонам на высоте 90 см, что не соответствует требованиям п. 6.2.11 СП 59.13330.2016; обеспечить входной площадкой при входе в нежилое помещение соответствии требованиями п. 6.1.4 СП 59.13330.2016.
О времени и месте судебного заседания сообщить в прокуратуру района.
Истец в судебном заседании требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГКУ КК «Управление социальной защиты населения в Успенском районе в судебное заседание не явились.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Определением Успенского районного суда произведена замена ненадлежащего ответчика на ИП Устинова В.В.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы создания беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения.
Так, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Закон Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» определяет общие требования к приспособлению объектов для беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ маломобильные граждане – люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В силу ч. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Требования к обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения определены Сводом правил 59.13330.2012, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 (далее – СП 59.13330.2012).
Проверкой установлено, ООО «Апрель Кубань» осуществляется деятельность по розничной продаже лекарственных товаров и изделий медицинского назначения, в аптечных пунктах, расположенных по адресу: с. Успенское, ул. Крупская, 42, с. Коноково, ул. Калинина, 36.
В соответствии с п. 3.9 договора аренды недвижимого имущества от 29.03.2019, заключенного между ООО «Апрель Кубань» и ИП Устиновым В.В., арендатор своими силами и за свой счет установить на объекте оборудование, которое необходимо для использования объекта в целях аптечного пункта.
Собственником указанного здания, является ИП Устинов В.В., право зарегистрировано.
Как установлено в ходе проверки, вышеперечисленные требования законодательства о социальной защите инвалидов исполняются ИП Устиновым В.В. ненадлежащим образом.
При этом, вышеприведенная норма указанного Федерального закона не разграничивает ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставит исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
Входная площадка не оборудована пандусом, дублирующим наружную лестницу на входе, с уклоном марша пандуса 1/20 (5%), чем нарушены требования п. 5.1.14 СП 59.13330.2012.
Кроме того, в ходе проверки, лестница на входе в наружную дверь не обустроена поручнями по обеим сторонам на высоте 90 см, что не соответствует требованиям п. 6.2.11 СП 59.13330.2016.
Входная площадка при входе в нежилое помещение также не соответствует требования п. 6.1.4 СП 59.13330.2016.
Таким образом, бездействие ООО «Апрель Кубань», выразившееся в непринятии мер по организации беспрепятственного доступа маломобильных граждан в аптечных пунктах расположенных по адресу: с. Коноково, ул. Калинина, 36, с. Успенское, ул. Крупская, д. 42, является незаконным.
Бездействием ИП Устиновым В.В., как собственника спорного недвижимого имущества нарушаются права маломобильных граждан, число которых постоянно меняется, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц.
Указанное обстоятельство в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.
Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
Исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от времени введения в эксплуатацию зданий и сооружений, от их строительства и реконструкции либо от организационно-правовых форм организаций, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Поскольку доказательств отсутствия технической возможности осуществить действия, о которых ставит вопрос в иске прокурор, ответчиком не представлено, суд возлагает на собственника обязанность указанные действия осуществить.
На основании изложенного, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные исковые требования прокурора Успенского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП Устинова В.В. о признании незаконным бездействия по созданию беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объекту социальной инфраструктуры, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ИП Устинова В.В., выразившееся в невыполнении требований закона о создании беспрепятственного доступа маломобильных граждан к нежилому помещению в сфере оказания услуг населению, расположенному по адресу: с. Коноково, ул. Калинина, 36, с. Успенское, ул. Крупская, 42.
Обязать ИП Устинова В.В. устранить допущенные нарушения в полном объеме, а именно: оборудовать пандусом, дублирующим наружную лестницу на входе, с уклоном марша пандуса 1/20 (5%), в соответствии с требованиями п. 5.1.14 СП 59.13330.2016; обустроить лестницу на входе в наружную дверь не обустроена поручнями по обеим сторонам на высоте 90 см, что не соответствует требованиям п. 6.2.11 СП 59.13330.2016; обеспечить входной площадкой при входе в нежилое помещение соответствии требованиями п. 6.1.4 СП 59.13330.2016.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение месяца.
Судья