Дело № 2-5022/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иваново 09 ноября 2016 г.
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Н.В.,
при секретаре Киселеве И.С.,
с участием представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области – Фомичевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску К.Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию,
установил:
Истец обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию. Иск мотивирован тем, что 04.07.2016 г. К.Т.В. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохма и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее – УПФРФ) о досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ. Решением УПФ РФ № от 19.08.2016г. (протокол № от 11.08.2016 г.) К.Т.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого специального стажа (25лет) для назначения данного вида пенсии. По мнению ответчика, специальный стаж истца составляет 18 лет 07 месяцев 13 дней. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение истцу страховой пенсии по старости, ответчиком не были включены периоды с 20.08.1987 г. по 15.08.1988 г. работы в должности пионервожатой в средней школе № 22 г. Иваново, с 01.09.1988 г. по 11.08.1991 г. обучения в Шуйском государственном педагогическом институте имени Д.А.Фурманова, с 12.08.1991 г. по 21.04.1996 г. работы в должности учителя начальных классов в школе-лицее № 22 г. Иваново. С указанным решением К.Т.В. не согласна. Истец полагает, что периоды работы в должности пионервожатой подлежит включению в специальный стаж, так как в данный период она постоянно занималась педагогической деятельностью, была непосредственно занята с детьми, связана с образовательным процессом. Период обучения в Шуйском государственном педагогическом институте имени Д.А.Фурманова так же подлежит включению в специальный стаж, так как периоду обучения предшествовала, а так же после обучения непосредственно следовала занятость истца педагогической деятельностью. Кроме того истец полагает, что период работы в должности учителя в школе-лицее №22 г. Иваново подлежит включению в специальный трудовой стаж, поскольку работая учителем начальных классов, она непосредственно осуществляла педагогическую деятельность, при этом изменение названия учреждения при сохранении функций заявителя, не должна влиять на включение в специальный стаж оспариваемого периода работы. В этой связи К.Т.В. просила признать за ней право на пенсию, обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж периоды с 20.08.1987 г. по 15.08.1988 г. работы в должности пионервожатой в средней школе № 22 г. Иваново, с 01.09.1988 г. по 11.08.1991 г. обучения в Шуйском государственном педагогическом институте имени Д.А.Фурманова, с 12.08.1991 г. по 21.04.1996 г. работы в должности учителя начальных классов в школе-лицее № 22 г. Иваново, за исключением периода с 13.12.1993 г. по 14.11.1994 г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком; назначить досрочно страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения; взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Так, в частности полагает, что период работы в должности пионервожатой не может быть включен в специальный страховой стаж. Списками профессий и должностей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2001г. № 781 и постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, должность пионервожатой не предусматривалась. У истца отсутствует запись в трудовой книжке о периоде работы в должности пионервожатой. Период обучения в ИвГУ не включен в специальный стаж, поскольку периоду обучения не предшествовала педагогическая деятельность. период работы истца в школе-лицее № 22 г. Иваново не подлежит зачету в специальный стаж. Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке. Школы-лицеи Списком профессий и должностей, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, не предусмотрены. В удовлетворении исковых требований просила отказать.
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
04.07.2016 г. К.Т.В. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 4003-Ф3.
Решением № от 19.08.2016г. (протокол № от 11.08.2016 г.) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан К.Т.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 8, 9-13).
По мнению комиссии, специальный стаж К.Т.В. составляет 18 лет 07месяцев 13 дней, при требуемом стаже 25 лет.
Комиссией в специальный стаж истца не включены, в том числе периоды с 20.08.1987 г. по 15.08.1988 г. работы в должности пионервожатой в средней школе № 22 г. Иваново, с 01.09.1988 г. по 11.08.1991 г. обучения в Шуйском государственном педагогическом институте имени Д.А.Фурманова, с 12.08.1991 г. по 21.04.1996 г. работы в должности учителя начальных классов в школе-лицее № 22 г. Иваново.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
До 01.01.2002 г. условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации регулировались Законом от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2002 г. – Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2015 г. условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-Ф3 «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ (далее – Закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста
Пунктом 2 ст. 30 Закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 г.
К таким нормативным правовым актам относятся постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действие которого распространялось на периоды работы до 01.10.1993 г., постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999 г., и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других детских учреждениях, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», действие которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999 г. до дня вступления в силу 12.11.2002 г. постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
При этом, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений № 781 от 29.10.2002 г., засчитывается в специальный стаж при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.п.1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка, - в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Учреждения в Списке также сгруппированы по типам с указанием видовых наименований внутри типа. Так, общеобразовательные учреждения перечислены в п.1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка, к которым относятся, в частности школы всех наименований, лицей.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 г. № 278 «Об установлении тождества наименований учреждений «Школа-лицей», «Школа-гимназия» наименованиям учреждений «Лицей», «Гимназия» установлено тождество наименований учреждений «школа-лицей» наименованию учреждения «лицей».
Из материалов дела следует, что К.Т.В. работала с 20.08.1987 г. по 15.08.1988 г. в должности пионервожатой в средней школе № 22 г. Иваново, с 12.08.1991 г. по 03.07.2016 г. в должности учителя начальных классов в школе-лицее № 22 г. Иваново, с 22.04.1996 г. в МУ школе-лицее № 22 среднего (полного) общего образования, с 21.04.1999г. в муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 22», с 25.12.2001 г. в муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 22», с 30.11.2011 г. в МБОУ «Общеобразовательный лицей № 22», с 05.05.2015 г. в МБОУ «Лицей № 22», что подтверждается трудовой книжкой № на имя К.(Л.)Т.В., справкой МБОУ «Лицей № 22» от 04.07.2016 г. № (л.д. 14-20, 20).
За указанный период времени официальное название школы – лицея № 22 неоднократно менялось.
Решением Исполнительного комитета Ивановского городского совета народных депутатов Ивановской области № 338 от 14.12.1990 г. открыт общеобразовательный лицей на базе средней школы № 22, средняя школа № 22 переименована в школу-лицей №22 с 01.01.1991 г., школа-лицей № 22 с 22.04.1996 г. переименована в муниципальное учреждение школа-лицей № 22, с 21.04.1999 г. МУ школа-лицей № 22 переименована в Муниципальное образовательное учреждение лицей № 22, с 25.12.2001 г. в Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 22, с 30.11.2011 г. в МБОУО лицей № 22 (л.д.20, 21-24).
Истцом К.Т.В. представлены суду положение о школе-лицее от 1990 г., устав муниципального учреждения школы-лицея № 22 среднего (полного) общего образования от 1995 г., а также устав муниципального образовательного учреждения лицея № 22 от 1999 г., из которых усматривается, что учреждение осуществляет образовательную деятельность, дает обучающимся общее среднее образование. Из пояснений истца следует, что и в спорные периоды, и в настоящее время цели и задачи лицея, а также функциональные обязанности истца, как учителя остались неизменными.
Фактически из искового заявления и пояснений истца следует, что школа-лицей №22 г. Иваново, в котором истец работала в должности учителя, является общеобразовательным учреждением для детей.
Судом установлено, что характер и специфика, условия осуществляемой К.Т.В. работы, выполняемые ею функциональные обязанности по занимаемой должности и профессии, нагрузка, цели и задачи, а также направление деятельности учреждения, в котором она работала – функции учителя, условия, содержание и характер труда у истца после преобразования школы-лицея в лицей, не претерпели каких-либо существенных изменений. Доказательств обратного суду не представлено.
Указанные доказательства в своей взаимосвязи подтверждают доводы истца, изложенные в исковом заявлении и в судебном заседании, которые ответчиком не опровергнуты.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.
В определении Конституционного суда РФ от 18.06.2004 г. № 197-0 указывается, что «тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачёт в стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции».
В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств каждого дела установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемой им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал).
При таких обстоятельствах, требование истца о включении в специальных стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы с 12.08.1991 г. по 21.04.1996 г. работы в должности учителя начальных классов в школе-лицее № 22 г. Иваново, за исключением периода с 13.12.1993 г. по 14.11.1994 г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежит удовлетворению.
В период работы К.Т.В. в должности пионервожатой, обучения в Шуйском государственном педагогическом институте имени Д.А.Фурманова действовал порядок исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Данным постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В силу положений пунктов 1, 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г., в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию (пункт 4 Положения).
С учетом должности истца – пионервожатая в школе, наименование которого соответствует наименованию должности, предусмотренной Списком, вида деятельности организации – школа, а также принимая во внимание объективную невозможность истца представить все необходимые документы, подтверждающие характер и условия ее труда, суд считает установленным факт работы К.Т.В. в спорный период времени в должности и учреждении, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости.
Периоду обучения К.Т.В. в Шуйском государственном педагогическом институте имени Д.А.Фурманова с 01.09.1988 г. по 11.08.1991 г. предшествовала педагогическая деятельность – работа пионервожатой в школе № 22 г. Иваново, а так же за периодом обучения непосредственно следовала педагогическая деятельность – работа учителем начальных классов в школе лицее № 22, что является основанием для включения периода обучения в специальный стаж истца.
С учетом зачтенных решением комиссии УПФРФ периодов работы истца стаж осуществления педагогической деятельности К.Т.В. составляет более 2/3 требуемого специального стажа (16 лет 08 месяцев) – 18 лет 07 месяцев 13 дней, что свидетельствует о соблюдении требования пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, поэтому период работы в должности пионервожатой в школе № 22, обучения в Шуйском государственном педагогическом институте имени Д.А.Фурманова подлежат включению в специальный стаж.
Период работы в должности пионервожатой в школе, обучения в Шуйском государственном педагогическом институте имени Д.А.Фурманова относится к периодам деятельности до 01.01.2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванные периоды работы и обучения истицы подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, К.Т.В. периодов с 20.08.1987 г. по 15.08.1988 г. работы в должности пионервожатой в средней школе № 22 г. Иваново, с 01.09.1988 г. по 11.08.1991 г. обучения в Шуйском государственном педагогическом институте имени Д.А.Фурманова, с 12.08.1991 г. по 21.04.1996 г. работы в должности учителя начальных классов в школе-лицее № 22 г. Иваново, за исключением периода с 13.12.1993 г. по 14.11.1994 г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком, стаж К.Т.В. на момент обращения в УПФ и рассмотрения дела в суде составляет требуемый 25-летний стаж.
В силу ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области назначить К.Т.В. досрочную пенсию по старости с момента первоначального обращения.
Согласно п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп., что подтверждается квитанцией (л.д. 3), поскольку иск удовлетворен, расходы в части оплаты государственной пошлины так же подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования К.Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию – удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, К.Т.В. периоды:
с 20.08.1987 г. по 15.08.1988 г. – работы в должности пионервожатой в средней школе № 22 г. Иваново,
с 01.09.1988 г. по 11.08.1991 г. – обучения в Шуйском государственном педагогическом институте имени Д.А.Фурманова,
с 12.08.1991 г. по 21.04.1996 г. – работы в должности учителя начальных классов в школе-лицее № 22 г. Иваново, за исключением периода с 13.12.1993 г. по 14.11.1994 г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области назначить К.Т.В. досрочную пенсию по старости с момента первоначального обращения.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу К.Т.В. расходы по оплате госпошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 1 месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2016 г.