РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2022 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего федерального судьи Магда В.Л.,
с участием представителя истца Шамшиной И.В.,
представителя ответчика Аникина М.Н.
при секретаре Дмитриевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-454/2022 по иску Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти» к Алиновой Алине Александровне о возврате неосновательно полученного пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти» в лице представителя Шамшиной И.В. предъявила в Ставропольский районный суд Самарской области исковое заявление к Алиновой Алине Александровне о возврате неосновательно полученного пособия по безработице, указав при этом следующее.
Алинова Алина Александровна состояла на регистрационном учете в качестве безработной в Центре занятости населения г.о.Тольятти, с выплатой пособия по безработице с 19.08.2020г. по 15.02.2021г.
25.02.2020г. при личной перерегистрации в ГКУ СО «ЦЗН» г.о.Тольятти было установлено, что согласно паспортных данных ответчик зарегистрирован по месту пребывания в с.Тимофеевка Ставропольского района Самарской области.
В силу п.2 ст.3 и п.2 ст.35 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» ответчик не имела права состоять на регистрационном учете в качестве безработного и получать пособие по безработице.
Таким образом, Алиной А.А. необоснованно получено пособие по безработице в размере 65533 рубля 39 копеек за период с 19.08.2020г. по 15.02.2021г.
В адрес ответчика направлялась претензия с предложением добровольно оплатить материальный ущерб. Однако, до настоящего времени задолженность не погашена.
Поскольку требования ГКУ «ЦЗН» не удовлетворены ответчиком в добровольном порядке, представитель был вынужден обратиться за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов в суд с соответствующим исковым заявлением, в котором просит взыскать с Алиновой Алины Александровны в пользу Государственного Казенного Учреждения Самарской области «Центр занятости населения г.о.Тольятти» необоснованно полученное пособие по безработице в размере 65533 рубля 39 копеек.
Представитель истца Шамшина И.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.60), в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила суду следующее. Алина А.А. состояла на учете с 19.08.2020г. по 19.02.2021г., за этот период она получала пособие. При постановке на учет Алина А.А. предоставила все документы, в том числе паспорт, в котором отсутствовала регистрация по месту жительства и свидетельство о регистрации по месту пребывания. После предоставления заявителем всех необходимых документов решение о начислении соответствующего пособия принимается в течение 11 дней. С 2020г. система работает в электронном режиме, перерегистрация граждан происходила по телефону. В соответствии с временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, при постановке на учет работники службы занятости должны делать запросы, в том числе запрос в МВД о предоставлении сведений о действительности паспорта и регистрации заявителя. Запрос по Алиновой А.А. в МВД был сделан, ответ не был получен, повторно запрос не направлялся.
Ответчик Алинова А.А. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, об отложении, рассмотрении дела без своего участия не просила. При этом воспользовалась своим правом, предусмотренным ч.1 ст.48 ГПК, на ведение дела через представителя.
Представитель ответчика Аникин М.Н., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.49), в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, дополнительно пояснил суду следующее. При обращении в ГКУ Самарской области «Центр занятости населения г.о.Тольятти» Алинова А.А. предоставила в электронном виде все документы, в том числе свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>. В момент подачи документов недобросовестного поведения ответчиком не допущено. Кроме того, предоставил письменные возражения на исковое заявление (л.д.62).
Суд, выслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 19.08.2020г. Алинова А.А. обратилась в Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Тольятти» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы за №. Заявление подано дистанционно через портал «Работа в России» в сети «Интернет». В данном заявлении Алинова А.А. указала следующий адрес места своего жительства (пребывания): <адрес>
На основании приказа уполномоченного лица государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти» Багаева В.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ Алинова А.А. признана безработной, ей назначено пособие по безработице в размере 15130 рублей с 19 августа 2020г. по 18 февраля 2021г. (л.д.9).
Согласно приказа уполномоченного лица государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти» Меркуловой Т.М. № от ДД.ММ.ГГГГ Алиновой А.А. было назначено пособие по безработице с 19.08.2020г. по 31.08.2020г. в размере 15130 рублей, с 01.09.2020г. по 18.11.2020г. в размере 12130 рублей; с 19.11.2020г. по 31.12.2020г. в размере 12130 рублей; с 01.01.2021г. по 18.02.2021г. в размере 5000 рублей (оборот л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками государственного казенного учреждения «Центр занятости населения городского округа Тольятти» установлено, что Алинова А.А. не имеет регистрации по месту жительства, зарегистрирована по адресу места пребывания: <адрес>
В соответствии с приказом начальника отдела государственного казенного учреждения «Центр занятости населения городского округа Тольятти» от ДД.ММ.ГГГГ. № Алинова А.А. снята с учета в качестве безработного, выплата пособия по безработице с 18.02.2021 года прекращена.
За период с 19.08.2020 года по 15.02.2021г. государственным казенным учреждением «Центр занятости населения городского округа Тольятти» Алиновой А.А. выплачено пособие по безработице в размере 65 533 рубля 39 копеек.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
Статьей 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 предусмотрены основания для прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного органами службы занятости, к числу которых отнесены случаи попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года №460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила).
Как определено пунктом 1 указанных Временных правил, они устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 2 Временных правил предусмотрено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 4 Временных правил предусмотрено, что Центры занятости населения с 01 июня 2020 года запрашивают сведения в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы – о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
Пунктом 5 Временных правил определено, что срок подготовки и направления сведений по запросу центра занятости не может превышать пять рабочих дней со дня поступления такого запроса.
В силу пункта 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
Как следует из методических рекомендаций по организации работы ГКУ службы занятости населения в период действия временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, утвержденных письмом федеральной службы по труду и занятости министерства труда и социальной защиты РФ №1349-ТЗ от 07.05.2020г. центры занятости населения не вправе требовать от гражданина предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в том числе в МВД РФ о месте жительства гражданина.
Как указывалось ранее, Алинова А.А. при обращении в Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Тольятти» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы за № указала следующий адрес места своего жительства (пребывания): <адрес>
19.08.2020г. был сформирован и направлен в ГУ МВД России по Самарской области электронный запрос о предоставлении сведений о регистрации Алиновой А.А. Ответ на запрос не получен.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
По общим правилам гражданского законодательства местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержится понятие места жительства, под которым в статье 2 Закона понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
При этом положения пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 устанавливают, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года N 2-П, конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1868-О также разъяснено, что пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Из указанного следует, что реализация гражданином права быть зарегистрированным в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, а также права на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не поставлена в зависимость от места жительства такого гражданина, соответствующего месту его регистрации.
Соответственно, отсутствие у Алиновой А.А. на момент обращения с заявлением регистрации по месту жительства в Ставропольском районе Самарской области исходя из вышеприведенных правовых норм и правовых позиций не может быть расценено как основание для возврата предоставленного ей пособия.
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ. Алинова А.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.10). С 28.12.2021г. Алинова А.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта (л.д.50).
Согласно актов о проживании, выданных председателем СНТ Сборщик, от 15.02.2022г. Алинова А.А. действительно проживала по адресу: <адрес> в период с 01.11.2019г. по 28.12.2021г., в период с 28.12.2021г. по настоящее время Алинова А.А. проживает по адресу: <адрес>
Согласно справки о зарегистрированных лицах, выданной администрацией с.п. Тимофеевка Ставропольского района Самарской области, Алинова А.А. с 28.12.2021г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. При этом согласно сведениям, полученным от правления СНТ Сборщик, Алинова А.А. проживает на территории СНТ с 2014 года.
Доказательств того, что Алинова А.А. в действительности не проживала по адресу: <адрес>, не представлено.
При этом из искового заявления следует, что факт проживания Алиновой А.А. по указанному в заявлении адресу государственным казенным учреждением «Центр занятости населения города Тольятти» не оспаривается, учреждение свои требования основывает исключительно на несоответствии указанного в заявлении адреса места жительства месту регистрации по месту пребывания.
Тот факт, что Алинова А.А. обратилась в органы занятости населения не по месту регистрации, а по месту фактического проживания, само по себе не является проявлением недобросовестности, направленной на получение пособия по безработице обманным путем, которое бы ей не причиталось.
Суд отмечает, что государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Тольятти» не оспаривает, что право на получение пособия по безработице у Алиновой А.А. имелось, сведений о том, что Алинова А.А. данное право реализовала также и по месту регистрации не представлено.
Как следует из действующего законодательства, регулирующего сложившиеся правоотношения сторон, выплаченное гражданину пособие подлежит возврату при наличии недобросовестности со стороны гражданина (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в связи с получением пособия обманным путем (статья 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1, пункт 19 Временных правил). Вместе с тем таких обстоятельств в ходе судебного разбирательства не установлено.
Согласно ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ч.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В данном случае действия ответчика не были направлены на недобросовестное получение денежных средств в виде пособия по безработице, так как в представленном суду заявлении о предоставлении государственной услуги по содействия в поиске подходящей работы указан адрес места жительства (пребывания): <адрес>
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств иного в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Тольятти» к Алиновой Алине Александровне о возврате неосновательно полученного пособия по безработице – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья В.Л.Магда
Мотивированное решение составлено 24 февраля 2022г.