РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации04 июля 2017 г. г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Черной Л.В.,
при секретаре Карян Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимовой Елены Владимировны к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля о признании недействительными приказов, возложении обязанности по перераспределению земель,
установил:
Анисимова Е.В. обратилась в суд с иском, с учетом уточненного, к департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля о признании незаконными приказов заместителя директора департамента от 14.07.2016г. № 1476 и от 22.02.2017г. № 429 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка в <адрес>»; возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером НОМЕР площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес> <адрес> в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование иска указано, что Анисимова Е.В. обратилась в ДАЗО мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Приказом заместителя директора департамента от 14.07.2016г. № 1476 истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка в <адрес>, в связи с наличием оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка ввиду нарушения предусмотренных п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участками; образованием земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории; а также в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок накладывается на тупиковый проезд, обеспечивающий подъезд пожарных машин, который должен иметь нормативную ширину разворотной площадки не менее 12х12 метров. Указанный приказ является незаконным, поскольку запрашиваемый участок находится в зоне застройки малоэтажными жилыми домами Ж.3, окружен индивидуальными жилыми домами; на картах градостроительного зонирования г. Ярославля тупиковый проезд в границах запрашиваемого участка отсутствует; проезд в районе <адрес> не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля, имеет выезды к <адрес>. 27.01.2017г. Анисимовой Е.В. было повторно подано заявление о перераспределении земель с приложением схемы, идентичной что была приложена к заявлению от 14.06.2016г., дано согласие на утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка при невозможности утверждения приложенной схемы. Приказом заместителя директора департамента от 22.02.2017г. № 429 истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка в <адрес> по тем же причинам, что и в приказе от 14.07.2016г. № 1476.
Истец Анисимова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Анисимовой Е.В. по доверенности Крылов Д.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель ответчика департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, представитель третьего лица мэрии города Ярославля по доверенности Морина Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, представила письменный отзыв.
Представитель третьего лица департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судом установлено, что Анисимова Е.В. является собственником <данные изъяты> комнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на основании договора купли-продажи от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. (л.д. 16). Указанная квартира расположена на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер НОМЕР, который также принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., дата государственной регистрации ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д. 17).
Согласно данным государственного кадастра недвижимости, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый НОМЕР по адресу: <адрес>, разрешенное использование принадлежащего истцу земельного участка – для эксплуатации индивидуального жилого дома (л.д. 37).
14.06.2016г. истец обратилась в департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля с заявлением о перераспределении принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка и земельного участка, находящегося в государственной собственности, приложив схему расположения земельного участка (л.д. 18).
Приказом заместителя директора департамента от 14.07.2016г. № 1476 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка в <адрес>» в заключении соответствующего соглашения Анисимовой Е.В. отказано. Основанием для отказа послужил подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ: нарушены предусмотренные п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам. Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Запрашиваемый земельный участок накладывается на тупиковый проезд, обеспечивающий подъезд пожарных машин, который должен иметь нормативную ширину разворотной площадки не менее 12х12 метров (л.д. 8).
Приказом заместителя директора департамента от 22.02.2017г. № 429 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка в <адрес>» в заключении соответствующего соглашения Анисимовой Е.В. отказано по тем же основаниям, что и в приказе заместителя директора департамента от 14.07.2016г. № 1476 (л.д. 83).
Пункт 1 ст. 39.28 ЗК РФ предусматривает случаи перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В силу п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
На основании п. 11 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно схеме расположения земельного участка, принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок площадью 604 кв.м., кадастровый НОМЕР по адресу: <адрес>, планируется к перераспределению с земельным участком, находящимся в государственной собственности, полномочия по распоряжению которым, согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», осуществляются мэрией города Ярославля в лице департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля. В результате предложенного истцом варианта перераспределения, площадь земельного участка по адресу: <адрес> увеличивается на <данные изъяты> кв.м. (с <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м.) (л.д. 19).
Доводы стороны истца об отсутствии проезда в районе <адрес> в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля, утв. постановлением мэрии города Ярославля от 02.10.2008г. № 2689, правового значения для разрешения спора не имеют.
В соответствии с п. 11.4 Сеть улиц и дорог СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» к проезду отнесен подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Согласно схеме расположения земельного участка, фрагменту электронной карты города (л.д. 55) проезд к принадлежащему истцу на праве собственности земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый НОМЕР по адресу: <адрес>, является тупиковым.
В силу п. 4.2.5. СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства, утвержденного постановлением Госстроя России от 30.12.1999 № 94, тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12 х 12м. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений также предусматривает наличие разворотных площадок на проезжих частях тупиковых улиц и дорог (п. 6.20).
Исходя из предложенного истцом варианта перераспределения принадлежащего истцу земельного участка, тупиковый проезд не будет обеспечен разворотной площадкой, т.к. иные земельные участки, к которым осуществляется проход и подъезд по существующему проезду сформированы для целевого использования и поставлены на государственный кадастровый учет.
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пункт 1 ст. 11.3 ЗК РФ предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Как предусмотрено п. 35 ст. 1 ГрК РФ, элемент планировочной структуры - это часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Виды элементов планировочной структуры утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.04.2017г. № 738/пр. Согласно приложению к ним относятся район; микрорайон; квартал; территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения, территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан; территория транспортно-пересадочного узла; территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; улично-дорожная сеть.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм суд соглашается с доводами стороны ответчика об отнесении <адрес> к элементам планировочной структуры, поскольку в силу положений ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <адрес> не является самостоятельным муниципальным образованием, исходя из административно-территориального деления расположен в границах <адрес>, что соответствует природе такого вида элемента планировочной структуры как микрорайон.
Факт застройки <адрес> многоквартирными домами подтверждается разрешениями на ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов (стр. №НОМЕР), (стр. НОМЕР) с инженерными коммуникациями в границах земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес> (л.д. 107-108).
Доводы стороны истца о нахождении запрашиваемого земельного участка в зоне застройки малоэтажными жилыми домами Ж.3, окружении индивидуальными жилыми домами, не опровергают сведения о застройке вышеуказанного элемента планировочной структуры многоквартирными домами, поскольку ст. 38 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009г. № 201, предусматривающая градостроительный регламент территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами (Ж.3), содержит указание в качестве основного вида разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, многоквартирные малоэтажные дома; в качестве условно разрешенного вида использования - многоквартирные дома (5 - 8 надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.
В связи с подтверждением разработки схемы расположения образуемого в результате перераспределения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9, ст. 85 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, отсутствием утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен планируемый к перераспределению земельный участок, суд приходит к выводу о законности приказов заместителя директора департамента от 14.07.2016г. № 1476 и от 22.02.2017г. № 429 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка в <адрес>», и отсутствии оснований для возложения на ДАЗО мэрии г. Ярославля обязанности заключить соглашение с Анисимовой Е.В. о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером НОМЕР площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес> в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Анисимовой Елены Владимировны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
...
...
Судья Л.В. Черная