Судья: Буянтева Т.В. дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Кумачевой И.А.,
судей Шипиловой Т.А., Гордиенко Е.С.,
при секретаре Медведевой С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от <данные изъяты> апелляционную жалобу Шараповой О. Е. на решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Шараповой О. Е., действующей также в интересах несовершеннолетнего сына Шарапова А.Б., к Фомичевой Т. Н. и Красотиной К. С. о признании не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство, сведения, содержащиеся в общем чате WhatsApp, обязании опровергнуть данные сведения, взыскании компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Шипиловой Т.А.,
УСТАНОВИЛА :
_ Шарапова О.Е., действующая также в интересах несовершеннолетнего сына Шарапова А.Б., обратилась в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что <данные изъяты> в 21 час 07 минут в сети WhatsApp в общую группу родителей класса ответчиком Красотиной К.С. было выложено сообщение о том, что сын истицы на весь класс показывал видео порнографического содержания. Доказательств по данному факту представлено не было. Ответчиком Фомичевой Т.Н. в чате также было выложено сообщение о том, что её сын познал жизнь во всех прелестях, что порочит его честь и достоинство. Данные сообщения вызвали волну оскорблений в адрес истицы как родителя и в адрес её сына, это унизило честь и достоинство, истца и её несовершеннолетнего сына.
В действительности её сын не совершал действий, указанных в сообщениях ответчиков в общем чате родителей, никакого видео такого содержания сын истицы одноклассникам не демонстрировал и действий, направленных на просвещение одноклассников по «данному вопросу» не предпринимал. Истец и её сын испытывают нравственные страдания, которые выразились в стыде и страхе за свою репутацию, в унижении человеческого достоинства, в страхе за свое будущее, произошедшее может серьезно повлиять на отношения окружающих людей, в том числе одноклассников её сына – учеников 5-В класса.
Уточнив требования, просила суд признать не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство сведения в отношении истицы и ее несовершеннолетнего сына, содержащиеся в общем чате родителей 5-В класса в WhatsApp, обязать ответчиков напечатать опровержение ранее распространенной порочащей информации в общем чате, взыскать с ответчика Фомичевой Т.Н. в свою пользу и в пользу сына компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей, с ответчика Красотиной К.С. – 50 000 рублей.
Ответчики Фомичева Т.Н., Красотина К.С. против удовлетворения иска возражали.
Решением от <данные изъяты>г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Шарапова О.Е. просит об отмене решения, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого судом первой инстанции решения.
Согласно п. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», основанием для защиты чести и достоинства в судебном порядке в соответствии со ст. 152 Гражданского кодекса РФ является соблюдение следующих условий: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Судом установлено, что истец Шарапова О.Е. является матерью несовершеннолетнего ребенка Шарапова А.Б., ученика 5-В класса МБОУ СОШ <данные изъяты> <данные изъяты>.
В обоснование иска истицей представлены скриншоты переписки в сети WhatsApp в общей группе родителей 5-В класса, где учится сын истицы, от 13 и <данные изъяты>, из которых следует, что поступили сообщения указанные истицей в исковом заявлении, которые по мнению истца содержали оскорбительные выражения и отрицательные сведения о ее личности и личности сына.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом, в нарушение требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ, в ходе судебного разбирательства не представлено допустимых, достоверных и достаточных доказательств факта распространения порочащих честь и достоинство сведений, которые носят оскорбительный характер и не соответствуют действительности.
Судебная коллегия соглашается с оценкой скриншотов переписки, представленным истцом, выводом о несоответствиям его требованиям допустимости и положениям ст. 71 ГПК РФ, с учетом того, что из данной распечатки невозможно установить, на какой номер телефона поступили данные сообщения. Показаниями допрошенных свидетелей обстоятельства, изложенные в иске, также не подтвердились.
Таким образом, суд пришел к мотивированному выводу, что необходимой совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела и влекущих гражданскую ответственность, в рассматриваемом случае не имеется.
Суд обоснованно указал на то, что высказывания в текстах сообщений, направленных истице, являются оценочным суждением, мнением, убеждением ответчиков и не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, поскольку выражают субъективное мнение и не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
При этом сам по себе отрицательный характер оценки действий тех или иных лиц не может служить основанием для удовлетворения иска о защите чести и достоинства, поскольку такие высказывания, даже если они воспринимаются истцом негативно, не подлежат опровержению в судебном порядке и не могут служить основанием для привлечения к ответственности.
При таких обстоятельствах сделать однозначный и бесспорный вывод о нарушении ответчиками прав истца, факте наличия оскорблений и иных высказываний, допускающих унижение чести и достоинства в адрес истца и её сына, в ходе судебного разбирательства не имелось.
Все доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к иной оценке установленных судом обстоятельств и переоценке доказательств, что не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Руководствуясь ст. ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░