Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1065/2021 ~ М-418/2021 от 20.02.2021

Дело № 2-1065/2021

УИД 24RS0024-01-2021-001008-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2021 года         г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Смирновой М.М.,

при секретаре Благеревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Верхотуровой Н.Ф. к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» о возложении обязанности по обеспечению лекарственным средством, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор в интересах Верхотуровой Н.Ф. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Красноярского края, акционерному обществу «Губернские аптеки» (далее - АО «Губернские аптеки») о возложении обязанности по обеспечению лекарственным средством, взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что Верхотурова Н.Ф. имеет заболевания: стабильная стенокардия, гипертоническая болезнь, сахарный диабет. 22.12.2020г. ей выписан рецепт серия 04-20 на лекарственный препарат Глибенкламид+Метформин 5мг +500мг. 23.12.2020г. Верхотурова Н.Ф. обратилась в АО «Губернские аптеки» по адресу: <адрес>, за получением лекарственного препарата. Однако, льготный лекарственный препарат выдан не был ввиду его отсутствия в аптеке, рецепт поставлен на отсроченное обслуживание. В дальнейшем Верхотурова Н.Ф. неоднократно обращалась в аптеку (11.01.2021г. и другие дни), но до 12.02.2021г. лекарством по рецепту не была обеспечена. Поскольку нарушено право на бесплатное получение льготного лекарства, в связи с длительным необеспечением Верхотуровой Н.Ф. причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях по поводу поиска места и средств на лекарство, которое ей жизненно необходимо. На основании изложенного, прокурор просит обеспечить Министерству здравоохранения Красноярского края выдачу Верхотуровой Н.Ф. лекарственного средства по рецепту в течение 3 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. в солидарном порядке с Министерства здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки».

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил удовлетворить только требование о компенсации морального вреда, поскольку лекарственным средством по рецепту материальный истец обеспечен.

В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Еланкова О.Н. уточненные исковые требования в интересах Верхотуровой Н.Ф. поддержала.

Истец Верхотурова Н.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края Пахомова Т.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представила отзыв на иск, согласно которому просит отказать в удовлетворении иска о компенсации морального вреда, поскольку министерством по государственному контракту .1 от 09.04.2020г. на уполномоченный склад было поставлено 2600 упаковок лекарственного препарата Глибенкламид+Метформин 5мг +500мг, дополнительно по договору о предоставлении субсидии из краевого бюджета был докуплен указанный препарат в количестве 214 упаковок. Вместе с тем, согласно информации, содержащейся в Единой информационной системе управления льготным лекарственным обеспечением на 24.12.2020г. в аптеках Красноярского края указанный выше препарат оставался в количестве 318 упаковок, в том числе 2 упаковки в г.Канске. 20.11.2020г. в адрес АО «Губернские аптеки» было направлено письмо о закупках в рамках договора субсидий без согласования номенклатуры. В декабре 2020 года был докуплен препарат Глибенкламид+Метформин 2.5мг +400мг, на 2021 год препарат Глибенкламид+Метформин 5мг +500мг не закупался в связи с переходом на монопрепараты Глибенкламид и Метформин. На 15.02.2021г. на складе имелись препараты, приобретенные по государственному контракту от 09.04.2020г. либо по договору субсидий. В связи с чем, причиной несвоевременного обеспечения пациента лекарственным препаратом являются действия уполномоченной фармацевтической организации, выразившиеся в длительном перемещении приобретенного министерством в рамках государственного контракта препарата и находящегося в других аптеках края.

Представитель ответчика АО «Губернские аптеки» в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв на иск, согласно которому исковые требования не признает, поскольку организацией, обеспечивающей лекарственными препаратами льготополучателей является Министерство здравоохранения Красноярского края. На основании заключенных с Министерством здравоохранения Красноярского края контрактов АО «Губернские аптеки» являются уполномоченным складом, прав на закупаемые Министерством здравоохранения лекарственные средства не приобретает. АО «Губернские аптеки» принимает закупленные Министерством лекарства на хранение, отдает их на точку отпуска (аптека) и должно выдать по рецепту получателю то лекарство, которое закуплено Министерством. В случае, если Министерство здравоохранения не может закупить по каким-то причинам конкретное лекарство, то в соответствии с Бюджетным кодексом РФ АО «Губернские аптеки» по распоряжению Министерства здравоохранения может произвести закуп лекарств за счет выделенных субсидий на приобретение лекарственных препаратов, и при этом аптека также является уполномоченным складом. Лекарство поступило в аптеку в феврале 2021 года и Верхотурова Н.Ф. лекарственным препаратом по рецепту обеспечена 16.02.2021г. Имеющиеся в наличии на складе 2 упаковки препарата находились в ожидании для конкретного льготополучателя и закрытия по ним отложенного спроса, вставшего на отсроченное обслуживание ранее Верхотуровой Н.Ф., в связи с чем, выдача этого препарата Верхотуровой Н.Ф. была невозможна. В декабре 2020 года действительно на склад поступил препарат Глибенкламид+Метформин 5мг +500мг, закупленный в рамках договора субсидий, но вместо 214 упаковок поступило 153 упаковок, отпущенного льготополучателям, вставшим на отсроченное обслуживание ранее Верхотуровой Н.Ф.

Суд учитывает, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав, полагает с учетом мнения участвующих в деле лиц и заявленных ходатайств возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца, представителей ответчиков.

Суд, заслушав помощника Канского межрайонного прокурора Еланкову О.Н., исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В силу ст.4 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу п.п.1, 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также не входящих в случаях их замены по жизненным показаниям. При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на льготное (бесплатное) лекарственное обеспечение имеют лица с заболеванием «диабет».

Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 №1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" установлен перечень видов, форм и условий медицинской     помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи. Сахарный диабет входит в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019г. № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в число которых препарат «Глибенкламид+Метформин» не включен. Также указанный препарат не включен в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 24.12.2019г. -п) установлен Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (приложение к Территориальной программе), согласно которому препараты для лечения сахарного диабета (в том числе таблетки «Глибенкламид+Метформин» отпускаются бесплатно.

Согласно Указа Губернатора Красноярского края от 22.10.2018г. -уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008г. -п, органом исполнительной власти края, к компетенции которого относится обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, является Министерство здравоохранения Красноярского края.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Верхотурова Н.Ф., 15.08.1951г. рождения, наблюдается у врача терапевта, имеет в числе прочего диагноз «Сахарный диабет II типа», для лечения которого принимает комбинированный препарат «Глибенкламид+Метформин 5мг + 500мг».

22.12.2020г. Верхотуровой Н.Ф. врачом КГБУЗ «Канская межрайонная больница» был выписан рецепт 04-20 на бесплатное получение лекарственного препарата «Глибенкламид+Метформин 5мг + 500мг» 4 упаковки за счет средств краевого бюджета. 23.12.2020г. Верхотурова Н.Ф. обратилась в АО «Губернские аптеки» ЦРА за получением указанного лекарственного препарата, однако, он выдан не был ввиду его отсутствия в аптеке, в связи с чем, рецепт поставлен на отсроченное обслуживание.

В нарушение п.6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утв. Приказом Минздрава РФ 11.07.2017г. н, по истечении 10 рабочих дней (истечение срока 14.01.2021г.) Верхотурова Н.Ф. лекарственным препаратом по рецепту обеспечена только ДД.ММ.ГГГГ.

29.12.2020г. АО «Губернские аптеки» направило в адрес министерства здравоохранения Красноярского края письмо исх..1.1 с просьбой решить вопрос по обеспечению пациентов, рецепты которых находятся на отложенном спросе, в том числе препарат «Глибенкламид+Метформин 5мг + 500мг».

На основании приведенных выше нормативных положений следует, что обеспечение граждан лекарственными препаратами, не включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, а также в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, за счет средств краевого бюджета, осуществляется Министерством здравоохранения Красноярского края.

Между министерством здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки» заключен государственный контракт об оказании услуг уполномоченного склада в отношении региональных льготополучателей от ДД.ММ.ГГГГ -УМС, в рамках которого на АО «Губернские аптеки» возложена обязанность оказать услуги приемки, входного контроля, хранения, отпуска товара на конкретную сумму в пунктах отпуска товара. В случае отсутствия лекарственных препаратов, закупленных министерством здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» исключительно по заявке минздрава осуществляет закуп лекарственных препаратов за счет субсидий при наличии неиспользованного остатка денежных средств на соответствующей целевой статье.

09.04.2020г. между Министерством здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки» был заключен государственный контракт .1 на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Глибенкламид+Метформин), в соответствии со спецификацией к которому приобретено 2600 упаковок, которые в соответствии с календарным планом поставлены в два этапа: в течение 20 дней с момента заключения контракта, а также с 10.05.2020г. по 31.05.2020г.

Кроме того, в рамках договора субсидий от 02.12.2019г. и от 01.01.2020г. АО «Губернские аптеки» поставлен указанный лекарственный препарат.

После установления факта отсутствия препарата для обеспечения населения, в том числе Верхотуровой Н.Ф. по рецепту от 22.12.2020г., АО «Губернские аптеки» предприняло меры по организации отсроченного обслуживания Верхотуровой Н.Ф., проверив наличие лекарственного препарата в других структурных подразделениях общества и на складе, поставив рецепт на отсроченное обслуживание, проинформировав Минздрав края о наличии отложенного спроса.

Доводы ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края о том, что у ответчика АО «Губернские аптеки» имелся требуемый лекарственный препарата для обеспечения рецепта Верхотуровой Н.В., не могут быть приняты судом, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что исходя из данных Единой информационной системы управления льготным лекарственным обеспечением населения Красноярского края (отчеты по товарным остаткам на 24.12.2020г. и на 15.02.2021г.) в аптеке в г.Канске имелись 2 упаковки лекарственного препарата (вместо требуемых 4), вместе с тем, как пояснил представитель АО «Губернские аптеки», наличие данного препарата свидетельствует о том, что препарат находится в ожидании для конкретного льготополучателя и закрытия по нему отложенного спроса, вставшего на отсроченное обслуживание ранее Верхотуровой Н.Ф., выдача данного препарата Верхотуровой Н.Ф. невозможна, так как повлечет нарушение прав этих льготополучателей. Кроме того, доводы Минздрава о том, что 21.12.2020г. в рамках договора субсидий дополнительно поступило 214 упаковок лекарственного препарата, опровергаются сведениями АО «Губернские аптеки», согласно которым поступило 153 упаковки лекарственного препарата, чего недостаточно для обеспечения всех рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании.

Таким образом, вина АО «Губернские аптеки» в ходе рассмотрения дела не установлена, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований к АО «Губернские аптеки» не установлены.

При этом, основания для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности выдать истцу указанное лекарственное средство в течение 3 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу отсутствуют, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что лекарственным препаратом по бесплатным рецепту от 22.12.2020г. Верхотурова Н.Ф. обеспечена 16.02.2021г.

Исковые требования прокурора о взыскании в солидарном порядке компенсации морального вреда в размере 5000 рублей в связи с нарушением права на бесплатное получение льготного лекарства, длительным необеспечением, чем истцу причинены нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого по жизненным показаниям, переживаниях по поводу поиска места и средств на лекарство, подлечат частичному удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав и др.

В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Аналогичный подход отражен в абзаце втором пункта 1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором суду рекомендуется выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ответчиком Министерством здравоохранения Красноярского края не принято надлежащих мер к организации обеспечения Верхотуровой Н.Ф. лекарственным препаратом «Глибенкламид+Метформин», длительное необеспечение лекарством (спустя более месяц после истечения срока отсроченного обслуживания рецепта), необходимого ей по жизненным показаниям, в связи с чем, истцу причинены нравственные страдания, которые с учетом имеющихся материалов и обстоятельств дела, степени страданий Верхотуровой Н.Ф., обусловленных переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий в связи с несвоевременным принятием лекарственного препарата, назначенного врачом, получение которого ему гарантировано государством, принимая во внимание характер и степень вины ответчика, состояние здоровья истца, переживания истца по поводу поиска средств на приобретение лекарства и самого лекарственного препарата, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает, что требование о компенсации морального вреда обоснованно и подлежит частичному удовлетворению в сумме 1000 рублей, подлежащих взысканию с министерства здравоохранения Красноярского края в пользу истца.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, с Министерства здравоохранения Красноярского края не подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Верхотуровой Н.Ф. к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» о возложении обязанности по обеспечению лекарственным средством, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Верхотуровой Н.Ф. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                            М.М. Смирнова

    Решение в окончательной форме принято 15 апреля 2021 года.

2-1065/2021 ~ М-418/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Канская межрайонная прокуратура
Верхотурова Надежда Федоровна
Ответчики
АО Губернские аптеки
Министерство здравоохранения Краснояркого края
Другие
филиал АО "Губернские аптеки" аптека № 244 ЦРА №11
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Смирнова Марина Михайловна
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
20.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2021Передача материалов судье
01.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2021Судебное заседание
09.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее