Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2234/2021 ~ М-2000/2021 от 11.06.2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 августа 2021 года Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи              Туляковой О.А.

при секретаре                                     Полянской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2234/21 по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУЗ МСЧ – 63 ФСИН России о признании незаконными бездействия по охране здоровья и оказанию бесплатной медицинской помощи,

УСТАНОВИЛ:

         ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ – 63 ФСИН России о признании незаконным бездействия относительно охраны здоровья и оказанию бесплатной медицинской помощи, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, который 10.02.2019 отказал в организации своевременного квалифицированного обследования и лечения в соответствии с установленными у истца диагнозами, а также направлении на МСЭ и установлении инвалидности.

         В судебном заседании (с использованием ВКС связи) истец исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель заинтересованных лиц ФСИН России, УФСИН по Самарской области Алехина И.Н. (на основании доверенностей) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Представила письменный отзыв.

Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ – 63 ФСИН России в судебном заседании Маркеева А.В. (по доверенности) с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать. Представила письменный отзыв.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения исковых требований не имеется по следующим основаниям.

Частями 1, 7 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 N 285 (далее - Порядок N 285).

Согласно пункту 2 Порядка N 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

По завершении лечения в больнице лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в учреждения УИС с выписным эпикризом, содержащим сведения о проведенном обследовании и лечении и рекомендации по дальнейшему наблюдению, лечению и обследованию (пункт 20 Порядка N 285).

Согласно разъяснения, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 УИК РФ).

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 84 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. прибыл 02.12.2018 в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области плановым этапом из ЛИУ 4 УФСИН России по Самарской области. Диагноз: <данные изъяты>.

Осмотрен медицинскими сотрудниками МЧ №7 ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, диагноз: <данные изъяты>.

12.07.2016 медицинское заключение об отсутствии заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

22.07.2016 врачебная комиссия ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России №269 от 21.07.2016 диагноз: <данные изъяты>

ФИО1 в период времени с 14.02.2019 по 04.03.2019 и с 24.10.2019 по 07.11.2019 по 07.11.2019 был направлен в ФКЛПУ ОСБ для прохождения курса лечения с направительным диагнозом. <данные изъяты> По прохождении курса лечения убыл в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области.

Согласно п.1.6 устава ФКЛПУ ОСБ является учреждением, где осужденные и лица, заключенные под стражу, содержаться. ФКЛПУ ОСБ по своей организационно- правовой форме является федеральным казенным учреждением и выполняет функции исправительного учреждения в отношении находящихся в нем осужденных, в которые входят их материально-бытовое обеспечение, в соответствии с законодательством, регламентирующим деятельность уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем лечение и реабилитацию осужденных оказывает филиал Больница «ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России», расположенная на территории ФКЛПУ ОСБ.

       В ходе рассмотрения дела истец указывал на то, что считает свои права нарушенными непосредственно ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России в результате бездействия относительно охраны здоровья и оказанию бесплатной медицинской помощи, поскольку ответчик отказал в организации своевременного квалифицированного обследования и лечения в соответствии с установленными у истца диагнозами, а также направлении на МСЭ и установлении инвалидности.

        В соответствии с Уставом ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от 01.04.2015 за №312, в состав учреждения в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами входят: филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН (осуществляет медицинское обслуживание ФКЛПУ ОСБ ГУФСИН России по Самарской области); филиал «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН (осуществляет медицинское обслуживание ФКЛПУ ОТБ ГУФСИН России по Самарской области), филиал «Медицинская часть №10» и др. филиалы, п. 6.6 Устава.

       Согласно ст. 98 УИК РФ осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение при инвалидности в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Осужденным, как и иным лицам, может быть установлена инвалидность по результатам медико-социальной экспертизы.

      Порядок признания лица, осужденного к лишению свободы, инвалидом, регулируется Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Для решения вопроса об инвалидности гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (медицинская часть ИУ, либо медицинское учреждение уголовно-исполнительной системы). Учреждение направляет осужденного на медико-социальную экспертизу (МСЭ) по его заявлению после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитирующих мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

       Таким образом, медико-социальная экспертиза осужденного проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы МСЭ.

       Данных о том, что ФИО1 обращался с соответствующим заявлением в спорный период за время нахождения на лечении, в материалах дела не имеется и судом не установлено.

       Согласно выписки из истории болезни истца за за подписью начальника больницы ФИО5, больной ФИО1 поступил на лечение в ФКЛПУ ОСБ из ИК-16 14.02.2019 и направительным диагнозом – <данные изъяты>. Проведено обследование: <данные изъяты><данные изъяты> Выписан 04.03.2019 в удовлетворительном состоянии. Этапом следовать может.

       При таком положении, из материалов дела следует, что каких- либо медицинских показаний для направления на МСЭ в настоящее время в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России не имеется.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела суду не представлено.

       Данные о состоянии здоровья истца, проведенных обследованиях и лечении изучены судом в объеме, представленном сторонами в состязательном процессе.

Ходатайств о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы не заявлялось.

Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает представленные в материалы дела доказательства, медицинскую документацию в отношении истца, которыми наличие у истца оснований для направления на МСЭ в лечебное учреждение не было установлено (подтверждено) ввиду отсутствия соответствующего заявления от административного истца, и не установив при этом фактов отказа в предоставлении медицинской помощи последнему или несвоевременного ее оказания, необеспечения его необходимыми лекарственными препаратами, приходит к выводу о том, что качество оказанной ФИО1 медицинской помощи соответствует порядку оказания медицинской помощи, обязательному для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи.

Обстоятельств, свидетельствующих об ограничении или ущемлении прав истца в части медицинского обслуживания или оказании ему ненадлежащей медицинской помощи, судом не установлено.

Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействие) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены. При этом обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса) возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Из анализа положений указанных статей, следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Между тем, такая совокупность условий для удовлетворения требований ФИО1 в настоящем споре не установлена.

Кроме того, суд учитывает, что с настоящим исковым заявлением ФИО1 обратился в суд по истечении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов, то есть с пропуском, установленного ст. 219 КАС РФ срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. Уважительных причин такого пропуска судом не установлено.

        На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к ФКУЗ МСЧ – 63 ФСИН России о признании незаконным решения (действий), не имеется в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

          Исковые требования ФИО1 к ФКУЗ МСЧ – 63 ФСИН России о признании незаконными бездействия по охране здоровья и оказанию бесплатной медицинской помощи, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Решение в окончательной форме изготовлено 09.08.2021

Судья:                       (подпись)                       О.А. Тулякова

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-2234/2021 ~ М-2000/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Нефедов А.С.
Ответчики
ФКУЗУ МСЧ 63 ФСИН России по Самарской области
ФКУ ЛПУ ОСБ -9
Другие
ФСИН России
ФКУ УФСИН России по Самарской области
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Тулякова О. А.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
11.06.2021Регистрация административного искового заявления
15.06.2021Передача материалов судье
17.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
09.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2021Дело оформлено
10.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее