Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-282/2019 ~ М-18/2019 от 09.01.2019

Дело № 2а-282/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск                                                 07 февраля 2019 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

               судьи Земцовой О.Б.,

               при секретаре Прокудиной К.В.,

               с участием административного истца Куцегуб С.В.,

               представителя административного ответчика Золотовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а282/2019 по административному иску Куцегуб С.В. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам, пени, налоговым взносам в связи с нахождением в местах лишения свободы и неосуществлением предпринимательской деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Куцегуб С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам, пени, налоговым взносам в связи с нахождением в местах лишения свободы и неосуществлением предпринимательской деятельности.

В обоснование требований административный истец в административном исковом заявлении указал об отмене требований ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска от 31 июля 2017 г., от 04 августа 2017 г. об оплате налогов, сборов, пени, штрафов, процентов по состоянию на 10 декабря 2018 г. в общей сумме 219 000 рублей, а также Пенсионного фонда России по Железнодорожному району г. Ульяновска. Также указал, что он индивидуальный предприниматель, зарегистрирован 29 октября 2004 г., ОГРНИП , ИНН МНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска. Основной деятельностью являлась розничная торговля товарами народного потребления. В силу ст. 6 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ он является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с п.2 ст.14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд.

В связи с неисполнением обязанностей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска получено требование и , общая задолженность в сумме 186 940 рублей 21 копейка и прочих требований в сумме 219 000 рублей.

Считает, что начисление страховых взносов и пени является не правомерным по следующим обстоятельствам.

Он фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность с 02 октября 2010 г. по настоящее время. С 02 октября 2010 г. по 02 августа 2017 г. находился в местах лишения свободы и не мог в установленном порядке оформить заявление о прекращении предпринимательской деятельности, уплатить государственную пошлину и представить необходимые документы. Следовательно, в указанный период он не мог знать о принятых ИФНС России по Железнодорожному району ш. Ульяновска требованиях о взыскании с него страховых взносах. О существовании вышеуказанного требования он узнал после освобождения 15 августа 2017 г.

Со ссылкой на Определение от 12 апреля 2005 г. № 164-О Конституционного Суда Российской Федерации, решения Арбитражного суда Ульяновской области, Арбитражного суда Республики Татарстан указал, что обращался с заявлением в ПФР по Железнодорожному району и ИФНС, однако его требования оставлены без удовлетворения.

Сотрудник налоговой инспекции попросил, написал декларации о доходах за 2014, 2015, 2016 годы, он их написал датой 16 октября 2017 г. Вместе с тем, если бы данные декларации он не заполнил, то при вступлении в законную силу президентской налоговой амнистии на начало 2018 года его задолженности были бы списаны в полном объеме, тем самым из-за некорректной работы сотрудника ИФНС по Железнодорожному району его налоговые и пенсионные страховые взносы не списаны по амнистии, заблокированы банковские карты.

В судебном заседании Куцегуб С.В. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве административного ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области по доверенности Золотова Т.С. административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель административного ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть в отсутствие представителя. В представленном в суд отзыве в удовлетворении административного иска просил отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

С 01 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую НК РФ внесены Федеральным законом от 03 июля 2016 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон N 243-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (действовавшему до 01 января 2017 г., т.е. на момент возникновения спорных правоотношений), Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся индивидуальные предприниматели.

В соответствие с частью 1 статьи 18 данного закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

При этом факт получения индивидуальным предпринимателем дохода либо его отсутствие не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов.

Судом установлено, что Куцегуб С.В. в период с 29 октября 2004 г. по 19 сентября 2017 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи чем, обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, однако такую свою обязанность не исполнял.

За период с 2011 по 2017 годы Пенсионным фондом и Налоговой инспекцией в отношении Куцегуб С.В.. неоднократно выносились требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов.

В период с 02 ноября 2010 г. по 15 августа 2017 г. Куцегуб С.В. отбывал наказание в виде лишения свободы.

По состоянию на 21 января 2019 г. за Куцегуб С.В. числится задолженность по уплате страховых взносов, которая составляет: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01 января 2017 г. налог в сумме 21 114 рублей 59 копеек, пени в размере 10 264 рубля 85 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 г. налог в сумме 3 229 рублей 25 копеек, пени в сумме 394 рубля 23 копейки; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере ПФ РФ на выплату страховой пенсии налог в сумме 80 279 рублей 76 копеек, пени в сумме 34 680 рублей 11 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 г. налог в сумме 16 835 рублей, пени в сумме 2 018 рублей 37 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии налог в сумме 7 495 рублей 20 копеек, пени в размере 5 212 рублей 73 копейки.

С заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в налоговый орган Куцегуб С.В. не обращался.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Частью 6 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности – п. 3; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет – п. 6; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности – п. 7; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности – п. 8).

Нахождение в местах лишения свободы указанными нормами закона в качестве основания для освобождения индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование не предусмотрено.

Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 г. № 211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Ю.В. на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд обязан в этом случае принять во внимание связанные с неисполнением обязательства обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности (пункт 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 164-О).

Между тем, Куцегуб С.В., находясь в местах лишения свободы в период с 02 ноября 2010 г. по 15 августа 2017 г., не предпринимал меры к прекращению статуса индивидуального предпринимателя во избежание наступления негативных последствий, не реализовал свое конституционное право обращения в государственные органы, в том числе в администрацию исправительного учреждения, с просьбой оказать содействие в вопросе государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Кроме того, Куцегуб С.В. обладал правом на переписку, оформление доверенности в соответствии с главой 10 Гражданского кодекса Российской Федерации на представление его интересов по данному вопросу.

Доказательств, указывающих на ущемление прав истца в период нахождения в местах лишения свободы и отбытия наказания, не представлено.

Также административным истцом не представлено доказательств, что он, находясь в местах лишения свободы, не мог выполнить все требования статьи 22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которая предусматривает условия и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и предполагает реализацию прав и выполнение обязанностей гражданином.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание правовое регулирование спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что нахождение истца в местах лишения свободы не может расцениваться в качестве случая исключительного (экстраординарного) характера, не позволившего ему своевременно обратиться с заявлением о регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

В соответствии с п.8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из административного искового заявления и материалов дела, о наличии требований ИФНС и Пенсионного Фонда о задолженности по налогам и страховым взносам административному истцу стало известно после сразу после освобождения – 15 августа 2017 г., вместе с тем с административным исковым заявлением в суд он обратился только ДД.ММ.ГГГГ, по истечении срока, предусмотренного ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказательств в обоснование уважительности причин пропуска срока для обращения в суд Куцегуб С.В. не представил.

Также суд отмечает, что решения арбитражных судов, на которые Куцегуб С.В. ссылается в административном исковом заявлении, преюдициального значения по настоящему делу не имеют.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оснований для отмены требований ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска и Пенсионного фонда России по Железнодорожному району г. Ульяновска от 31 июля 2017 г., от 04 августа 2017 г. об оплате налогов, сборов, пени, штрафов, процентов по состоянию на 10 декабря 2018 г. в общей сумме 219 000 рублей и для удовлетворения административных исковых требований Куцегуб С.В. и признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам, пени, налоговым взносам в связи с нахождением в местах лишения свободы и неосуществлением предпринимательской деятельности, не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

     РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                               ░.░. ░░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

2а-282/2019 ~ М-18/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Куцегуб С.В.
Ответчики
МИФНС России № 2 по Ульяновской области
ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Земцова О. Б.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
09.01.2019Регистрация административного искового заявления
09.01.2019Передача материалов судье
11.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2019Судебное заседание
07.02.2019Судебное заседание
12.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2019Дело оформлено
13.03.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее