Дело № 2-3070/2018
24RS0024-01-2018-003601-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Иващенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Малинич АВ, Малинич АС к администрации г. Канска, КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края» о признании права на предоставление мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Малинич А.В., Малинич А.С. к администрации г. Канска, КГКУ « Центр социальных выплат Красноярского края» о признании права на предоставление мер социальной поддержки.
Свои требования мотивирует тем, что Канской межрайонной прокуратурой на основании жалобы Малинич А.В. проведена проверка исполнения администрацией г. Канска требований законодательства о социальной поддержке населения. Проверкой установлено, что 05.04.2018 решением Канского городского суда по гражданскому делу № по заявлению Малинича А.В. судом объявлена умершей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Судом решено моментом смерти считать смерть при пожаре ДД.ММ.ГГГГ, а днем смерти считать 24.05.2017 г. 08.05.2018 г. Канским территориальным отделом ЗАГС Красноярского, края выдано свидетельство о смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Малинич А.В. обратился с заявлением в администрацию Канского района о выплате Малинич А.В. и ФИО1 в равных долях каждому единовременного пособия как членам семьи погибшей в результате чрезвычайной ситуации. 06.06.2018 администрация г. Канска приняла решение об отказе, в выплате единовременного пособия, мотивировав отказ тем, что заявителем, не предоставлено заключение эксперта (экспертиза трупа и судебно-медицинская молекулярно-генетическая экспертиза вещественных доказательств). Просит решение администрации г. Канска от 06.06.2018 об отказе в выплате единовременного пособия, признать незаконным, признать за истцами право на единовременное пособие как члену семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 000 000 рублей в равных долях каждому члену семьи, взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Красноярского края» единовременное пособие как члену семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации в размере 1 000 000 рублей в равных долях, по 500 000 рублей.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Савчина И.С. исковые требования поддержала в полном объеме.
Истцы Малинич А.В., Малинич А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика администрации г. Канска Неретина Е.А. (действующая на основании доверенности) исковые требования не признала, суду пояснила, что отказано в выплате Малинич по факту не было, однако для оформления всех документов согласно закону необходима экспертиза трупа, которой у истцов не было.
Представитель ответчика КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края» в судебное заседание не явился. Просили дело рассмотреть в их отсутствие. Направили письменный отзыв, в котором просили отказать в удовлетворении требований, поскольку Правительству Красноярского края в 2017 году были выделены ассигнования на выплату единовременного пособия членам семей граждан, погибших в результате пожаров на территории г. Канска на основании Распоряжения Правительства РФ от 17.11.2017 года №2553-(резолютивная часть) в сумме 2000000 рублей, выплаты осуществлены. Заявлений от Малинич А.В. и Малинич А.С. о выплате им единовременного пособия до настоящего времени не поступало.
Представитель третьего лица МЧС России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, направили письменные пояснения по делу.
Представитель третьего лица УСЗН г. Канска Лукзен Е.Ф. (на основании доверенности) суду пояснила, что в списках граждан, претендующих на получение единовременной выплаты членам семьи лиц, погибших в результате чрезвычайной ситуации Малинич не значились, в связи с чем Управление социальной защиты населения не имело полномочий по дальнейшей работе с данной семьей.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Направили письменный отзыв о том, что Порядок №318-п, утвержденный Постановлением правительства красноярского края от 08.06.2017 года определяет механизм выплаты единовременного пособия членам семьи граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации, пособия выплачиваются из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, предоставленный в соответствие с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года №110. В соответствии с данными правилами КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края» уполномочено производить выплату единовременного пособия только после поступления финансовых средств из федерального бюджета в краевой бюджет и гражданам, включенным в утвержденные по форме согласно приложению №15 к Правилам №110 списки граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью члена семьи в результате чрезвычайной ситуации. В соответствии с п. 8 порядка №470, утвержденного приказом МЧС России от 29.08.2014 года члены семьи погибшего гражданина должны направить заявление о выплате единовременного пособия главе администрации муниципального образования и приложить документы: свидетельство о смерти, паспорт гражданина члена семьи погибшего, документ, удостоверяющий личность, другие документы, в числе которых заключение эксперта (экспертиза трупа и судебно-медицинская молекулярно-генетическая экспертиза вещественных доказательств). Вопрос о включении в списки решается администрацией муниципального образования, списки направляются в органы социальной защиты населения субъекта РФ, согласовываются его руководителем и направляются руководителю органа здравоохранения по субъекту РФ, чьим руководителем согласовываются списки и направляются в ГУ МЧС России по субъекту РФ. Начальник ГУ МЧС про субъекту РФ согласовывает и подписывает списки, после чего органы исполнительной власти субъектов РФ обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайно ситуации, в том числе на выплату единовременного пособия и указанием количества граждан, которым предполагается оказать помощь, размера необходимых бюджетных ассигнований на выплату единовременного пособия в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего в равных долях каждому члену семьи. Малинич в таких списках не значились, заявления по форме от них не поступали. В администрацию г. Канска после получения свидетельства о рождении ФИО1 не обращались. У администрации г. Канска не было оснований включать их в данные списки. Просят в случае вынесения положительного решения указать источник финансирования и способ исполнения решения суда в этой части.
Представители третьих лиц: Министерства здравоохранения Красноярского края, ГУ МЧС России по <адрес>, Правительство РФ, Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования, обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Исходя из ст. 7 Конституции РФ следует, что Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила).
Согласно п.п. «е» п. 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе, выплата единовременного пособия: членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи.
В соответствии со ст.9 Закона Красноярского края от 10.02.2000 № 9-631 «О защите населения и территории Красноярского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство края в области защиты населения и территории края от чрезвычайных ситуаций осуществляет в соответствии с законом края о краевом бюджете финансирование мероприятий в области защиты населения и территории края от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и краевого характера, определяет порядок предоставления финансовых средств резервного фонда при недостаточности их собственных средств при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Красноярского края от 08.06.2017 № 318-п «О финансировании мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров в населенных пунктах на территории Красноярского края» утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Красноярского края, пострадавших от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров в населенных пунктах на территории Красноярского края, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, единовременного пособия (далее - Порядок).
Пунктом 8.1. Порядка установлено, что для выплаты единовременного пособия члены семей погибшего (умершего) обращаются в органы местного самоуправления по месту жительства и представляют следующие документы и сведения: заявление о выплате единовременного пособия, составленное по
форме согласно приложению N 13 к Правилам; свидетельство о смерти погибшего (умершего); документ, удостоверяющий личность заявителя; документы, подтверждающие статус, указанный в подпункте "е"
пункта 2 Правил; заключения эксперта (экспертиза трупа и судебно-медицинская молекулярно-генетическая экспертиза вещественных доказательств).
Органы местного самоуправления обеспечивают направление в краевое государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Красноярского края» документов, поступивших от пострадавших граждан, указанных в пунктах 7, 8, 8.1 Порядка, в течение 5 рабочих дней с момента их представления.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела.
Как установлено в судебном заседании, на основании жалобы Малинич А.В. Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением Канского городского суда по гражданскому делу № по заявлению Малинича А.В. судом объявлена умершей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Судом решено моментом смерти считать смерть при пожаре ДД.ММ.ГГГГ, а днем смерти считать ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Канским территориальным отделом ЗАГС Красноярского, края выдано свидетельство о смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
28.05.2018 Малинич А.В.(сын умершей) обратился с заявлением в администрацию Канского района о выплате Малинич А.В. и Малинич А.С. (матери умершей) в равных долях каждому единовременного пособия как членам семьи погибшей в результате чрезвычайной ситуации.
06.06.2018 администрация г. Канска приняла решение об отказе в выплате единовременного пособия, мотивировав отказ тем, что заявителем не предоставлено заключение эксперта (экспертиза трупа и судебно-медицинская молекулярно-генетическая экспертиза вещественных доказательств).
Между тем, в судебном заседании добыто достаточно доказательств тому факту, что Малинич А.В. и Малинич А.С. не имели возможности предоставления в администрацию г. Канска всех документов, которые требовались для включения в списки граждан, имеющих право на предоставление единовременного пособия в связи с гибелью члена семьи в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с Порядком предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Красноярского края, пострадавших от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров в населенных пунктах на территории Красноярского края, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, единовременного пособи, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.06.2017 № 318-п «О финансировании мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров в населенных пунктах на территории Красноярского края»
Так, заключение эксперта (экспертиза трупа и судебно-медицинская молекулярно-генетическая экспертиза вещественных доказательств), не могло быть представлено в органы местного самоуправления, в связи с тем, что отсутствует сама возможность проведения такого исследования.
Согласно решению Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. судом объявлена умершей, а моментом смерти решено считать смерть при пожаре ДД.ММ.ГГГГ, единственный факт, имеющий значение для признания права на указанное единовременное пособие — гибель ФИО1 в результате чрезвычайной ситуации.
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что ФИО1 проживала по адресу: <адрес> матерью Малинич А.С. ДД.ММ.ГГГГ она возвращалась домой, однако в дом не заходила, после чего начался массовый пожар со значительными последствиями. Труп ФИО1 обнаружен не был, однако есть все основания предполагать, что она погибла при этом пожаре. ФИО1 уходила из дома без документов, со времен возгорания ее телефон не активен, розыскные мероприятия результатов не дали. Суд при вынесении решения установил, что есть все основания полагать, что ФИО1 погибла при массовом пожаре по <адрес>, поэтому не целесообразно дожидаться прошествия пять лет для объявления умершей, так как с большой вероятностью Малинич погибла от определённого несчастного случая – пожара.
Таким образом, доподлинно установлено отсутствие трупа ФИО1, в связи с чем проведение в отношении него экспертизы невозможно, при этом судом установлен факт смерти ФИО1 именно в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2017 N 297-п "О введении в Красноярском крае режима чрезвычайной ситуации" с 24 мая 2017 года на территории Красноярского края введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.
Данный режим введен в том числе, и в связи с пожарами на территории г. Канска, в одном из которых погибла мать Малинича А.С. и дочь Малинич А.С. – ФИО1
Одновременно на территории г. Канска также введен режим чрезвычайной ситуации в соответствии с Постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 24.05.2017 N 491 "О введении на территории города Канска режима чрезвычайной ситуации".
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2017 N 2553-р «О выделении Правительству Красноярского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетных ассигнований для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров» постановлено: выделить Правительству Красноярского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров в населенных пунктах на территории Красноярского края 24 мая 2017 г., бюджетные ассигнования в размере 2000 тыс. рублей на выплату единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации.
На момент выделения денежных средств были составлены списки граждан, члены семьи которых погибли в результате чрезвычайной ситуации.
Как уже установлено в судебном заседании, при вынесении Постановления Правительством РФ, семья Малинич не могла быть включена в указанные списки, так как на тот момент (ДД.ММ.ГГГГ) не был установлен факт смерти ФИО1 в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ, данный факт был установлен только решением Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии истцы также не могли соблюсти установленный порядок получения данной выплаты, в связи с тем, что ими была предпринята попытка обращения в администрацию г. Канска для внесения их в список, в чем им было отказано из-за отсутствия документа в виде заключения эксперта.
Доводы Министерства социальной защиты Красноярского края о том, что справка о рождении умершей ФИО1, требовавшаяся для подтверждения родства с Малинич А.С., была выдана только 11.09.2018 года, то есть уже после обращения в администрацию г. Канска, суд не может принять во внимание, поскольку отсутствие данной справки не служило основанием для отказа во внесении в списки. Более того, в своем письме администрация г. Канска не сообщает о необходимости предоставления такой справки, отказ мотивирован только отсутствием заключения эксперта.
Между тем, такого заключения в природе не имеется, что не может служить основанием для формального отказа семье Малинич в выплате единовременного пособия по причине гибели их родственника.
Однако при этом суд полагает, что нельзя признать незаконным решение администрации г. Канска об отказе в выплате единовременного пособия, так как администрация г. Канска не является органом, которому предоставлено исключительное единоличное полномочие на назначение такого пособия, его выплата согласовывается на многих уровнях, в том числе в органах социальной защиты населения, органах здравоохранения субъекта РФ, ГУ МЧС России по субъекту РФ, Правительстве Красноярского края. После этого Правительство РФ принимает решение о выплате данной суммы КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края». Таким образом, администрацией г. Канска только аккумулируются документы на выплату и принятие таких документов или отказ в их принятии основываются исключительно на предоставлении или непредоставлении всего пакета необходимых документов. В данном конкретном случае отказ администрации г. Канска произошел по формальным основаниям – из-за отсутствия заключения эксперта, в силу требования нормативно-правового акта, поэтому оснований считать данный отказ незаконным, суд оснований не находит.
Между тем, суд полагает, что Малинич А.В., и Малинич А.С. имеют право на единовременное пособие как члену семьи гражданина, погибшего в результате чрезвычайной ситуации.
Сторонами не оспаривается, что покойная ФИО1 являлась матерью Малинича А.В. и дочерью Малинич А.С., иных членов семьи и погибшей не имелось. Никем из участников процесса также не оспаривается и сам факт того, что истцы имеют право на получение такого пособия, доводов относительно оснований его назначения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» суду не заявлено.
Ввиду отсутствия необходимых документов обычный установленный порядок получения пособия для семьи Малинич не доступен, в связи с чем установление права на его получение возможно только в судебном порядке.
Относительно взыскания данного пособия с КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края», суд полагает следующее.
В своих возражениях ответчик указывает на то, что выплату он будет уполномочен произвести только после выделения на это целевых ассигнований Правительством Красноярского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. При вынесении решения просит суд указать на источник финансирования производства выплат и способ исполнения решения суда.
Суд полагает, что указание на источник финансирования является излишним, так как финансирование выплат определено в соответствии с ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», Законом Красноярского края от 10.02.2000 № 9-631 «О защите населения и территории Красноярского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Порядком предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Красноярского края, пострадавших от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров в населенных пунктах на территории Красноярского края, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, единовременного пособия, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 08.06.2017 № 318-п «О финансировании мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров в населенных пунктах на территории Красноярского края».
В связи с изложенным установление в решении суда источника финансирования выплаты членам семьи умершей является излишним. Способ выделения денежных средств на данную выплату также подробно изложен в указанных нормативных актах.
Данное решение суда является основанием для выделения денежных средств на выплату истцам денежных средств за гибель их родственника, в связи с чем не допустимы споры о порядке финансирования данной выплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации г. Канского межрайонного прокурора в интересах Малинича АВ, Малинич АС к администрации г. Канска, КГКУ « Центр социальных выплат Красноярского края» о признании права на предоставление мер социальной поддержки – удовлетворить частично.
Признать за Малиничем АВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и
Малинич АС, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на единовременное
пособие как члену семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 000 000 (один миллион) рублей в равных долях каждому члену семьи.
Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Красноярского края» единовременное пособие как члену семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации в размере 1 000 000 (один миллион) рублей в равных долях, то есть по 500 000 (пятьсот тысяч) рублей в пользу Малинича АВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Малинич АС, ДД.ММ.ГГГГ г.р
В удовлетворении требований о признании решения администрации г. Канска от 06.06.2018 об отказе в выплате
единовременного пособия – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Глущенко Ю.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 03 декабря 2018 года.