Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-644/2022 ~ М-93/2022 от 13.01.2022

63RS0007-01-2022-000138-66

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» февраля 2022 года            г. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бредихина А.В.,

при секретаре Лебедевой О.Б.,

с участием:

административных истцов Туренина И.В., Турениной О.И.,

Ефименко П.В., действующего в качестве представителя административного ответчика администрации муниципального района Волжский Самарской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело          № 2а-644/2022 по административному иску Туренина И. В., Турениной О. И. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконными уведомления и постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Туренин И.В., Туренина О.И. обратились в суд с административным иском к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконными уведомления и постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что ими была проделана работа по поиску более пригодного для дальнейшего строительства и проживания земельного участка. По итогам проведенной работы получено одобрение Главы сельского поселения Черновский на обращение в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением на получение выбранного земельного участка. В рамках программы «Молодая семья» ДД.ММ.ГГГГ подано заявление на получение земельного участка. В телефонных разговорах им неоднократно сообщалось о том, что препятствия к выделению участка не выявлены. В связи с нарушением требований законодательства и сроков они обратились в прокуратуру Самарской области. По результатам ознакомления с ответами прокуратуры им стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ им был направлен ответ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который не соответствует требованиям закона, а также подписан неуполномоченным лицом. По результатам рассмотрения представления прокурора, ДД.ММ.ГГГГ им повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ими было получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ. С указанными отказами они не согласны.

Ссылаясь на изложенное, административные истцы просят суд признать незаконными уведомление о принятии решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, вынесенное МКУ «УМИЗО» от ДД.ММ.ГГГГ, и постановление Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области принять решение по вопросу одобрения предоставления земельного участка в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов.

В судебном заседании административные истцы Туренин И.В., Туренина О.И., настаивали на удовлетворении административного иска по изложенным в нём основаниям, а также ссылались на уважительность причин пропуска срока подачи данного административного иска.

В судебном заседании Ефименко П.В., действующего в качестве представителя административного ответчика администрации муниципального района Волжский Самарской области, возражал против удовлетворения административного иска, полагал, что постановление является законным, в связи с чем, просил отказать в заявленных требованиях в полном объеме.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица прокурор Волжского района Самарской области в судебное заседание не явился, явку представителя прокуратуры не обеспечил, о месте и времени слушания дела извещен судом надлежащим образом, каких-либо ходатайств не представил.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация сельского поселения Черновский муниципального района Волжский Самарской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав административных истцов и представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд полагает административный иск Туренина И.В., Турениной О.И. подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд может признать оспариваемые решения, действия (бездействие) незаконными, только при наличии одновременно двух условий: решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам; нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Туренин И.В. обратился в администрацию муниципального района Волжский Самарской области через МБУ «МФЦ» муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии с п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ. В данном заявлении содержалась просьба о предварительном согласовании предоставления участка для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению были приложены документы удостоверяющие личность, свидетельство о браке, кадастровый паспорт земельного участка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью руководителя МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» отказано Туренину И.В., Турениной О.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, со ссылкой на пп. 2 п. 8 ст. 39.15, п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, а именно на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории, предусмотренной для общего пользования, соответственно с заявление о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с неполучением данного решения Туренина О.И. обратилась с соответствующим обращением по вопросу исполнения земельного законодательства в Прокуратуру Самарской области. Данное обращение для исполнения перенаправлено в прокуратуру Волжского района Самарской области.

Из ответа Прокуратуры Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Главе муниципального района Волжский Самарской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, в связи с отсутствием оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также в связи с тем, что решение об отказе принято неуполномоченным лицом.

При повторном рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Туренину И.В., Турениной О.И. вновь отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится на территории, предусмотренной для общего пользования. Основанием для отказа указан пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.

О том, что Администрацией муниципального района Волжский Самарской области ДД.ММ.ГГГГ принято повторное решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, административному истцу Турениной О.И. сообщено прокуратурой Волжского района Самарской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных в материалы дела документов судом установлено и сторонами не оспаривалось, что фактически уведомление от ДД.ММ.ГГГГ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ получено административными истцами только ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании (ч. 5 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Данное административное заявление о признании незаконными уведомления и постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка направлено административными истцами в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что пропущенный административными истцами по уважительным причинам срок подачи административного иска об оспаривании постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит восстановлению.

При этом не подлежит восстановлению срок подачи административного иска об оспаривании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в данной части иск Турениных И.В., О.И. не подлежит удовлетворению. Также судом принимается во внимание, что с учётом повторного рассмотрения административным ответчиком заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ранее составленное (принятое) уведомление от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время, само по себе, не создает каких-либо препятствий для административных истцов в реализации их прав в области земельных правоотношений.

Основания для предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотрены пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле".

В соответствии с пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка осуществляется иным не указанным в пп. 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).

Статьей 39.16 Земельного кодекса РФ установлены основания принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п.1).

Административным ответчиком в подтверждение позиции об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок находится на территории, предусмотренной для общего пользования.

При таких обстоятельствах, суд усматривает основания, предусмотренные ст. 227 КАС РФ, для признания постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области незаконным, поскольку нарушаются права и законные интересы административных истцов, а именно, принятым решением создаются необоснованные препятствия в реализации права предоставления земельного участка, а также данное постановление не соответствует нормативным правовым актам в области земельного законодательства.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права административного истца, суд полагает необходимым возложить на Администрацию муниципального района Волжский Самарской области обязанность рассмотреть (повторно) заявление административных истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, не предрешая существа решения, которое должно быть принято уполномоченным органом.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

Частично удовлетворить административное исковое заявление Туренина И. В., Турениной О. И. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконными уведомления и постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Восстановить Туренину И. В., Турениной О. И. пропущенный процессуальный срок подачи административного искового заявления в части оспаривания постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Признать незаконным постановление Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Туренину И. В., Турениной О. И. впредварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

Обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области возобновить работу по рассмотрению заявления Туренина И. В., Турениной О. И. вх. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                               А.В. Бредихин

В окончательной форме решение изготовлено 10.03.2022 года

2а-644/2022 ~ М-93/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Волжского района Самарской области
Туренин И.В.
Туренина О.И.
Ответчики
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Другие
Администрация с.п. Черновский муниципального района Волжский Самарской области
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Бредихин А. В.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
13.01.2022Регистрация административного искового заявления
14.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.01.2022Предварительное судебное заседание
09.02.2022Предварительное судебное заседание
24.02.2022Судебное заседание
10.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее