Дело №5-553/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Выкса 26 мая 2020 года
Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Д.Н., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «И» К.А.Г., хххххххххххххххххххххххххх
установил:
В нарушение предписания главного государственного санитарного врача по Нижегородской области в городском округе Выкса, Вознесенском районе, городском округе Кулебаки, городском округе Навашинский от 27.03.2020 №52-03-17/09-1134-2020 в многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении ООО «И» по адресу: г.Выкса, ул. хххх, не в полном объеме проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия – дезинфекция в помещениях общественного пользования жилых домов (подъезды, лифты и др.) с использованием дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по применению по режиму вирусных инфекций, а также дезинфекция путем проведения 2-хкратных ежедневных уборок мест общего пользования, протирания дверных ручек, выключателей, кнопок лифта с целью предотвращения распространения среди жителей Нижегородской области коронавирусной инфекции COVID-19.
К.А.Г. пояснил, что работы по дезинфекции проводятся, однако отсутствуют подтверждения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона, в соответствии с которым при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки в том числе о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией.
Согласно п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в ред. Постановлений Правительства от 13.07.2012 № 710, от 31.01.2020 № 66) коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29, пунктом 1 статьи 30, подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV на территории Российской Федерации, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) указано на необходимость организовать совместно с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в местах массового скопления людей (в том числе на торговых объектах, в местах проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятий) и перевозки авиационным, железнодорожным, автомобильным транспортом, мероприятия по усилению режима текущей дезинфекции (п.1.2). В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2020 N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019" предписано провести работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по обеспечению выполнения рекомендаций по организации режима труда работников, в том числе по: обязательной дезинфекции контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение дня (п.1.3); взять на контроль выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере общественного питания и торговли, мероприятий по обеспечению усиленного дезинфекционного режима, включая дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, обеспечение дезинфекционными средствами для обработки рук, поверхностей и инвентаря (п.1.4).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 утверждены СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила, в соответствии с которыми: 2.6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. 4.2. Содержание жилых зданий и помещений должно отвечать требованиям санитарного законодательства Российской Федерации. 4.3. При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В соответствии с п.3.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31.01.2020 N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предоставлены полномочия давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.
В соответствии с п.8.8 Указа Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N 27 "О введении режима повышенной готовности" руководителям организаций, обслуживающих жилой фонд, предписывается обеспечить проведение дезинфекционных мероприятий в местах общего пользования (подъездах, лифтах, др.) с подтверждением их проведения, позволяющим оценить объем и качество проведенных дезинфекционных мероприятий.
Руководителем территориального органа Роспотребнадзора в г.о.г.Выкса в соответствии с предоставленными полномочиями на основании ч.2 ст.50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 27.03.2020 директору Общества с ограниченной ответственностью «Иверское», осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами, было выдано обязательное для исполнения предписание №52-03-17/09-1134-2020 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а именно: организовать проведение дезинфекции в помещениях общественного пользования жилых домов (подъезды, лифты и др.) с использованием дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по применению по режиму вирусных инфекций; обеспечить проведение дезинфекции путем проведения 2-хкратных ежедневных уборок мест общего пользования, протирания дверных ручек, выключателей, кнопок лифта.
Частью 2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как следует из обращения жителя многоквартирного дома, находящегося в управлении ООО «И», по адресу: г.Выкса, ул.хххххх, поступившего в ЕДДС администрации г.Выкса, работы по дезинфекции подъездов данного многоквартирного дома и уборка мест общего пользования не реже 2-х раз в сутки не осуществляется, по запросу ТОУ Роспотребнадзора были предоставлены сведения о фактическом выполнении работ 3, 6, 8, 10, 14, 16 и 21 апреля 2020 г., сведений о выполнении работ в иные дни не предоставлено.
Обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении №х от 18.05.2020, копией предписания от 27.03.2020, информацией об обращении в ЕДДС администрации г.о.г.Выкса К.В.Н., запросом от 23 апреля 2020 г., служебной запиской главного специалиста-эксперта ТОУ Роспотребнадзора Б.А.С., актом приемки работ по дезинфекции от 14.04.2020, графиком работ по уборке с отметками о выполнении 3, 6, 8, 10, 14, 16 и 21 апреля 2020 г., ответом на запрос.
Ответственным за допущенное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, является директор ООО «И» К.А.Г.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств. Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П, от 17 февраля 2016 г. N 5-П и др.).
Санкцией ч.2 ст.6.3 КоАП РФ предусмотрено наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от 50 до 150 тысяч рублей. Исходя из смысла административного законодательства, административное наказание не должно носить карательный характер, обременять правонарушителя в степени, явно противоречащим принципам и целям административного наказания, назначение административного наказания не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства или причинение ему нравственных страданий. В связи со сложившейся нестабильной ситуацией, связанной с введением на территории Нижегородской области режима повышенной готовности, самоизоляцией граждан, отсутствием возможности работать, тяжелого материального положения, наличия у привлекаемого к ответственности лица на иждивении 2-х детей, назначение наказания в виде штрафа в пределах санкции ч.2 ст.6.3 КоАП РФ не будет отвечать принципу гуманизма и индивидуализации наказания, поскольку превентивные цели (предупреждение совершения новых правонарушений) достигаются самим фактом привлечения К.А.Г. к административной ответственности.
По приведенным основаниям полагаю необходимым применить в рассматриваемом деле положения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при определении размера административного штрафа ниже низшего его предела с учетом требований ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ об ограничении размера снижения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.4.1, ч.2 ст.6.3, ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Директора Общества с ограниченной ответственностью «И» К.А.Г. признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа с применением ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по реквизитам: Получатель платежа: хххххххххххххххххххх
Неисполнение обязанности по уплате штрафа влечет за собой ответственность по ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.
Судья -Д.Н.
Решением судьи Нижегородского областного суда постановление отменено. Дело направлено на новое рассмотрение.