Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 22 апреля 2019 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Терещенко А.А.,
при секретаре Юликове Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3-202/19 по административному исковому заявлению Новиковой Натальи Михайловны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Новикова Н.М. обратилась в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070421:93 общей площадью 10 002 кв. м., адрес объекта: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, вблизи <данные изъяты>.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка, и это обстоятельство нарушает его права налогоплательщика.
Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном им Отчете об оценке.
В целях досудебного урегулирования спора, административный истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты>. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> от <данные изъяты> заявление Новиковой Н.М о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, поступившее в Комиссию <данные изъяты>, отклонено (л.д.22-24).
В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений <данные изъяты> достоверности величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки данного отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости данного объекта недвижимости. Проведение экспертизы было поручено эксперту НП «Деловой союз судебных экспертов» Титову С.Б.
По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорного земельного участка была определена в ином размере, чем это определено в Отчете оценщика, однако в судебном заседании административный истец по-прежнему настаивает на первоначальных требованиях, просит установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере, определенном в отчете об оценке, полагая данный отчет надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений <данные изъяты> не возражал против частичного удовлетворения требований административного истца. Не оспаривая право истца на установление кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, представитель Министерства полагает, что действительная рыночная стоимость земельного участка определена в заключении эксперта и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, письменных возражений против удовлетворения требований административного истца суду не представили.
Суд считает возможным – на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика, допросив эксперта, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Согласно положениям ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу положений п. 1, п. 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты>) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, абз. 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.
Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ) понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе принятие решения о проведении государственной кадастровой оценке, утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО <данные изъяты>).
Для вновь образованного объекта недвижимости, в соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ, датой определения его кадастровой стоимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты>» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам <данные изъяты> – по состоянию на <данные изъяты>.
Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> все полномочия Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений <данные изъяты>.
Судом установлено, что Новиковой Н.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070421:93 общей площадью 10 002 кв. м., адрес объекта: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, вблизи <данные изъяты>.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду копией свидетельства о государственной регистрации права и Выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав (л.д.7, 8-19).
Спорный земельный участок является вновь образованным, не вошел в перечень объектов недвижимости, сформированный на <данные изъяты> для целей проведения государственной кадастровой оценки земельных участков.
Как следует из представленной суду кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.18) стоимость спорного земельного участка, определенная на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости – <данные изъяты>, составила 28 011 701,22 рублей.
Административным истцом в подтверждение определения действительной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на <данные изъяты> представлен отчет об оценке № ОО2018Б-21-З от 20 <данные изъяты> об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, составленный оценщиком ООО «Новые Горизонты» Чернобровиным А.Н. (л.д. 31-75).
Рыночная стоимость земельного участка в данном отчете об оценке определена в размере 19 858 000 руб.
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно экспертному заключению <данные изъяты>-ЭЗ от <данные изъяты>, подготовленному по результатам экспертизы, проведенной на основании определения суда экспертом НП «Деловой союз судебных экспертов» Титовым С.Б. при составлении отчета об оценке № ОО2018Б-21-З от 20 <данные изъяты> об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 10 002 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, вблизи <данные изъяты> ООО «Новые Горизонты» Чернобровиным А.Н. были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требований Федерального закона от <данные изъяты> №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости земельного участка и иные нарушения, которые могли существенно повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с данным экспертным заключением <данные изъяты>-ЭЗ от <данные изъяты> рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 26 135 705 руб.
В судебном заседании эксперт Титов С.Б. поддержал свое заключение.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на <данные изъяты> в заключении эксперта.
Оценивая данное экспертное заключение <данные изъяты>-ЭЗ с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимосвязи этого доказательства в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.
Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Будучи допрошенным в судебном заседании эксперт Титов С.Б. дал исчерпывающие, по мнению суда, ответы на все поставленные перед ним вопросы.
Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих о том, что избранная ею методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости объекта недвижимости, суду не представлено. Суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельного участка.
Поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое обоснование, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений административного истца относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Новиковой Н.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, подлежит частичному удовлетворению, а именно: в размере 26 135 705 рублей.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца 6 статьи 24.20 Федерального закона от <данные изъяты> №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае заявление Новиковой Н.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с указанным кадастровым номером поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> «<данные изъяты>», и именно эта дата подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с <данные изъяты>
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Новиковой Натальи Михайловны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 10 002 кв. м., адрес объекта: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, вблизи <данные изъяты>, в размере рыночной, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 26 135 705 рублей. В остальной части требования Новиковой Натальи Михайловны оставить без удовлетворения.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка, включая дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> «<данные изъяты>».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Терещенко
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>.
Судья А.А. Терещенко