Дело № 2-382/2021
24RS0029-01-2021-000541-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2021 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
с участием истца пом. прокурора Арапова Л.Л.,
при секретаре Салажан Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Козульского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, в котором просит возложить на администрацию Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края обязанность провести ремонт сооружения - моста, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Козульский район, мост через р. Б. Кемчуг в п. Косачи, номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости: 24:21:0802001, 24:21:0802003, 24:21:4702002, вид объекта: сооружение, назначение объекта недвижимости: сооружение дорожного транспорта, наименование объекта недвижимости: мост, основная характеристика сооружения и её значение: протяженность 147.0 м., введен в эксплуатацию 2003г., по выполнению строительных работ с учетом заключения Центра независимой экспертизы и оценки ООО «Квазар» от 19.05.2021: ремонт железобетонных плит устоев моста: усиление фундаментов цементацией, устройство из монолитного железобетона подферменных площадок и прокладных рядов на суше, устройство подпорных стенок из сборных блоков бетонных при высоте насыпи до 6 м., устройство гидроизоляции опор мостов и труб обмазочной битумной мастикой двухслойной, разборка бетонных конструкций объемом более 1 м. кубического при помощи отбойных молотков из бетона марки 200, укладка переходных плит сборно-монолитных длиной до 5 м., устройство оснований городских проездов из жесткого (малоцементного) укатываемого бетона толщиной 16 см., при изменении толщины слоя на каждый 1,0 см., добавлять (уменьшать) к расценке 27-06-017-03; ремонт поврежденных двух свай (опор) с монолитным ригелем: установка на опоры автодорожных мостов стреловыми кранами железобетонных пролетных строений балочных длиной до 12м., устройство из монолитного железобетона подферменных площадок и прокладных рядов на суше, устройство монолитных фундаментов труб и опор мостов, усиление монолитного ригеля цементацией.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что на основании указания прокуратуры Красноярского края «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных паводками», вынесено решение о проведении проверки в отношении администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, в части оценки соблюдения требований законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края имеется сооружение - мост, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Козульский район, мост через р. Б. Кемчуг в п. Косачи, номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости: 24:21:0802001, 24:21:0802003, 24:21:4702002, вид объекта: сооружение, назначение объекта недвижимости: сооружение дорожного транспорта, наименование объекта недвижимости: мост, основная характеристика сооружения и ее значение: протяженность 147.0 м., введен в эксплуатацию 2003 г., который является собственностью муниципального образования - Жуковский сельсовет Козульского района Красноярского края с 01.06.2021 г. Из заключения Центра независимой экспертизы и оценки ООО «Квазар» от 19.05.2021, установлено, что при проведении осмотра, а также анализа представленного на исследование заключения ООО «СФ «Пирамида», 2020 года было установлено, что произошла просадка участка моста на опоре и сдвиг вниз по течению нижней части 2-х крайних свай (опор). Опорные части двух балок висят с образованием воздушной прослойки между их нижними частями опор и верхней поверхностью резиновой прокладки на опорной распределительной сборной железобетонной плите монолитного ригеля (плиты-насадки) - 20 мм. Данный дефект является критическим. Монолитный ригель (плита-насадка) в результате горизонтального сдвига 2-х крайних свай (опор) и, соответственно, возникшего непроектного усилия консольной балки, защемленной с одной стороны с приложенным на нее другом конце сосредоточенным моментом, получила повреждения, в виде излома, с образованием трещин в верхней части. Сборные железобетонные плиты устоев моста в процессе эксплуатации и подвижек грунта по откосам сдвинулись со своего проектного положения. Данный факт является критическим. Относительная просадка верхнего полотна дороги под поврежденным участком в поперечном направлении на момент проведения измерений составляла 11,5 мм. (относительно другого края моста), образовавшийся зазор между опорными частями пролетных балок и верхней поверхностью резиновой прокладки достигает 20 мм. В результате имеющихся повреждений и как следствие изменением расчетной схемы пролетных строений в результате (опускания) опоры балок, произошло перераспределение усилий на рядом расположенные балки и включения их в совместную работу (продольно и поперечно расположенных) - создание распорных и растягивающих усилий. Фактическая несущая способность моста - его грузоподъемность на поврежденном участке неизвестна, то есть движение транспорта и людей по этой полосе сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей и имущества. При сопоставлении результатов исследования, установлено, что техническое состояние строительных несущих и ограждающих конструкций строения требует незамедлительного ремонта. Мост через р. Кемчуг в с. Косачи Козульского района Красноярского края имеет повреждения, влияющие на несущую, пропускную, эксплуатационную способность и безопасную эксплуатацию, а именно повреждения сборных железобетонных плит устоев моста и двух свай (опор) с монолитным ригелем. Выявленные нарушения являются критическими. Для устранения имеющихся повреждений, для дальнейшей безопасности эксплуатации сооружения требуется незамедлительно произвести строительно-монтажные работы по ремонту сборных железобетонных плит устоев моста в проектное положение, а также ремонту поврежденных двух свай (опор) с монолитным ригелем. Виды работ, указаны в локально-сметном расчете № 1. В нарушение требований действующего законодательства администрация Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края не осуществляет ремонт моста и надлежащее его содержание, вследствие чего, в настоящее время мост является потенциально опасным объектом и представляет реальную угрозу не только для безопасности движения автомобильного транспорта, но и для жизни и здоровья граждан. Ответчиком мер к организации ремонта моста не предпринимается, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность движения по мосту.
Истец помощник прокурора Козульского района Арапов Л.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края в судебное заседание не явился, глава сельсовета ФИО1 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, направила отзыв по заявленным требованиям, в котором указала, что с заявленными исковыми требованиями не согласна, поскольку истец указывает, что администрация Жуковского сельсовета не осуществляет ремонт моста и надлежащее его содержание, мер к организации ремонта моста не предпринимает, однако, в мае 2021 года по договору № 204/2021 от 20.04.2021 г. заключенным между администрацией Жуковского сельсовета и Центром независимой экспертизы ООО «Квазар» была проведена независимая экспертиза сооружения, которой было установлено, что техническое состояние строительных несущих и ограждающих конструкций строения требует незамедлительного ремонта. Кроме того, в целях определения стоимости ремонтных работ был сделан локально-сметный расчет от 02.05.2021 № 1. А также администрацией Жуковского сельсовета сделан локальный сметный расчет на восстановительные работы моста через р. б. Кемчут в п. Косачи Козульского района на сумму 3 597 691,2 руб., без которого невозможно определить масштабы работ по ремонту и объемы необходимого финансирования. Кроме того, в нарушение статьи 131 ГПК РФ истцом не соблюден досудебный порядок, а именно в исковом заявлении отсутствуют сведения о выдаче администрации Жуковского сельсовета представления об устранении нарушений. Таким образом, упущение досудебного порядка, отсутствие своевременного всестороннего изучения обстоятельств истцом, обязанность исполнения судебных актов, а также ответственность за их неисполнение могут отрицательно сказаться на бюджете муниципального образования Жуковский сельсовет. Бюджет Жуковского сельсовета не предусматривает расходы на восстановительные работы, так как более чем на 90 % является дотационным. Администрация Жуковского сельсовета обратилась в администрацию Козульского района с запросом о выделении средств на восстановление моста. Также, требуя обязать администрацию Жуковского сельсовета повести работы в объеме, указанном в исковом заявлении, истец не учитывает пункты 1, 2 выводов, изложенных в заключении специалиста № 519-А2/21, а именно, что для ответа на поставленные вопросы требуется: проведение инженерных изысканий автомобильного моста, выполнение проектных работ по реконструкции моста», в связи с чем, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Представитель третьего лица администрации Козульского района Красноярского края ФИО2 о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. С исковыми требованиями не согласен по аналогичным доводам, указанным ответчиком.
Представитель третьего лица Министерства транспорта Красноярского края ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, направила отзыв по заявленным требованиям, в котором указала, что в соответствии с Порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 02.03.2020 № 131-п (далее – Порядок), между министерством, как главным распорядителем бюджетных средств, и администрацией Козульского района заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету Козульского района на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Красноярского края от 12.04.2021 №116/С (далее - Соглашение, Субсидия, капитальный ремонт и ремонт), в соответствии с которым Козульскому району предусмотрена в 2021 субсидия в размере 8 193 626,00 рублей. Согласно приложению к Соглашению - Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения, запланированных к ремонту и капитальному ремонту на средства субсидии в текущем финансовом году, утвержденному главой Козульского района ФИО4 (далее - Перечень), Жуковскому сельсовету предусмотрены средства субсидии в размере 1 264 197, 00 рубля (<адрес>). Согласно Перечню ремонт или капитальный ремонт указанного в исковом заявлении прокурора объекта не предусмотрен. Согласно заключению, дефекты моста являются критическими, требуют ремонта, однако не исключают эксплуатацию объекта. Указанный объект не признан аварийным, его эксплуатация продолжается с соблюдением дополнительных условий эксплуатации. В связи с чем, для проведения ремонта объекта средства из резервного фонда краевого бюджета не могут быть выделены. Вместе с тем, денежные средства на ремонт объекта возможно получить в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на осуществление дорожной деятельности в целях решения задач социально-экономического развития территорий за счет средств дорожного фонда Красноярского края согласно приложению, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 02.03.2020 № 131-п. Поскольку средства субсидии на 2021 распределены, следовательно, заявку на участие в конкурсном отборе на получение данной субсидии администрация Козульского района может представить в 2022 году. С 2022 года планируется предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования местного значения. В настоящий период времени министерством транспорта организована работа по разработке соответствующего Порядка и условий предоставления субсидии. Одним из условий предоставления субсидии будет являться подтверждение нахождения искусственного сооружения в аварийном состоянии. В связи с тем, что средства краевого бюджета распределены в полном объеме в части предоставления субсидий муниципальным образованиям на 2021 год, дополнительные денежные средства отсутствуют. Предложено администрации Козульского района рассмотреть возможность приведения в нормативное состояние объекта в рамках механизмов программных мероприятий в период 2022-2023 годов.
Суд, выслушав пом.прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 6 ФЗ N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу пункта 6 статьи 13 ФЗ N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статья 17 ФЗ N 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
При этом согласно пункту 6 статьи 3 ФЗ N 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Под "автомобильной дорогой" понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 ФЗ N 257-ФЗ).
К искусственным дорожным сооружениям относятся сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения) (пункт 3 статьи 3 ФЗ N 257-ФЗ).
Исходя из данных правовых норм, органы местного самоуправления обязаны содержать автомобильные дороги, а также включающие в себя искусственные дорожные сооружения (мосты), местного значения в состоянии, отвечающем требования безопасности.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Козульского района была проверка в отношении администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, в части оценки соблюдения требований законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ходе которой было установлено, что на территории Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края имеется сооружение - мост, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Козульский район, мост через р. Б. Кемчуг в п. Косачи, номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости: 24:21:0802001, 24:21:0802003, 24:21:4702002, вид объекта: сооружение, назначение объекта недвижимости: сооружение дорожного транспорта, наименование объекта недвижимости: мост, основная характеристика сооружения и ее значение: протяженность 147.0 м., введен в эксплуатацию 2003 г.
Установлено, что в связи с ненадлежащем содержанием моста, указанный мост является потенциально опасным объектом, создает предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
Согласно выписки из ЕГРП от 01.06.2021 г. собственником указанного моста является муниципальное образование - Жуковский сельсовет Козульского района Красноярского края с 01.06.2021, кадастровый номер 24:21:0000000:3150, на основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию моста через р. Б. Кемчуг в п. Косачи Козульского района Красноярского края, выданного 20.10.2003 г. и акта Выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намечаемых проектных Решений, технических условий на присоединение к Источникам снабжения, инженерным сетям и Коммуникациям объекта, выданного 20.12.2002 г.
Согласно заключению ООО «СФ «Пирамида» выполненному в 2020 г., результаты проведенного визуального обследования моста через р. Кемчуг в с. Косачи Козульского района Красноярского края показало, что мост находится в аварийном состоянии и в существующем виде представляет угрозу для жизни и здоровья людей, имущества и является нарушением ст.7 ФЗ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» («Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений..»). Установленная категория технического состояния моста в соответствии с терминологией ГОСТ Р 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» действующего с 01.01.2011г. и СП 13-102-2003* «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» - аварийное. В существующем виде мост непригоден к эксплуатации. Предприятие считает, что в соответствии с нормативным документом том ВСН 4-81 «Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах», Министерство автомобильных дорог РСФСР, 1981г., с учетом результатов данного обследования необходимо провести специальный осмотр» моста с привлечением «мостостроительных организаций или специальных комиссий, организуемых при дорожных управлениях (управлениях дорог)» с целью уточнения возможности его эксплуатации в существующем виде, дальнейшего проведения работ про инструментальному обследованию, установлению мониторинга, проектированию усиления поврежденной части моста, выполнения работ по усилению и проведению регламентированных работ.
Из заключения Центра независимой экспертизы и оценки ООО «Квазар» от 19.05.2021, установлено, что при проведении осмотра, а также анализа представленного на исследование заключения ООО «СФ «Пирамида», 2020 года было установлено, что произошла просадка участка моста на опоре и сдвиг вниз по течению нижней части 2-х крайних свай (опор). Опорные части двух балок висят с образованием воздушной прослойки между их нижними частями опор и верхней поверхностью резиновой прокладки на опорной распределительной сборной железобетонной плите монолитного ригеля (плиты-насадки) - 20 мм. Данный дефект является критическим. Монолитный ригель (плита-насадка) в результате горизонтального сдвига 2-х крайних свай (опор) и, соответственно, возникшего непроектного усилия консольной балки, защемленной с одной стороны с приложенным на нее другом конце сосредоточенным моментом, получила повреждения, в виде излома, с образованием трещин в верхней части. Сборные железобетонные плиты устоев моста в процессе эксплуатации и подвижек грунта по откосам сдвинулись со своего проектного положения. Данный факт является критическим. Относительная просадка верхнего полотна дороги под поврежденным участком в поперечном направлении на момент проведения измерений составляла 11,5 мм. (относительно другого края моста), образовавшийся зазор между опорными частями пролетных балок и верхней поверхностью резиновой прокладки достигает 20 мм. В результате имеющихся повреждений и как следствие изменением расчетной схемы пролетных строений в результате (опускания) опоры балок, произошло перераспределение усилий на рядом расположенные балки и включения их в совместную работу (продольно и поперечно расположенных) - создание распорных и растягивающих усилий. Фактическая несущая способность моста - его грузоподъемность на поврежденном участке неизвестна, то есть движение транспорта и людей по этой полосе сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей и имущества. При сопоставлении результатов исследования, установлено, что техническое состояние строительных несущих и ограждающих конструкций строения требует незамедлительного ремонта. Специалистом ООО «Квазар» был сделан вывод, что мост через р. Кемчуг в с. Косачи Козульского района Красноярского края имеет повреждения, влияющие на несущую, пропускную, эксплуатационную способность и безопасную эксплуатацию, а именно повреждения сборных железобетонных плит устоев моста и двух свай (опор) с монолитным ригелем. Выявленные нарушения являются критическими. Для устранения имеющихся повреждений, для дальнейшей безопасности эксплуатации сооружения требуется незамедлительно произвести строительно-монтажные работы по ремонту сборных железобетонных плит устоев моста в проектное положение, а также ремонту поврежденных двух свай (опор) с монолитным ригелем.
Согласно техническому плану, выполненному А СРО «Объединение кадастровых инженеров» 21.05.2021 г. сооружение, расположенное по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Козульский район, мост через р. Б. Кемчуг в п.Косачи, введен в эксплуатацию 2003 г. Общая протяженность составила 147 м. Сооружение расположено в пределах кадастровых кварталов 24:21:0802001, 24:21:0802003, 24:21:4702002.
25.05.2021 г. администрация Козульского района обратилась в Министерство транспорта Красноярского края с просьбой рассмотреть вопрос о включении автомобильного моста через р.Большой Кемчуг, расположенного по адресу: Красноярский край, Козульский район, п.Косачи в программу финансирования в рамках национального проекта «безопасные и качественные автомобильные дороги» и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
Как следует из ответа Министерства транспорта Красноярского края от 26.06.2021 г., в целях своевременной организации работ по определению перечней объектов ремонта либо капитального ремонта и этапности выполнения работ Министерством доведены средства субсидий бюджетам муниципальных образований края на период 2021 – 2023 годов. Бюджету муниципального образования Козульский район предусмотрено финансирование в размере 24,6 млн. рублей, ежегодно по 8,2 млн. рублей. Предложено администрации Козульского района рассмотреть разработки проектной документации для последующего проведения ремонта или капитального ремонта искусственного сооружения, указанного в обращении, в 2022 году за счет средств субсидий краевого дорожного фонда с учетом определения порядка приоритетности и объективного анализа необходимости ремонта, автомобильных дорог общего пользования местного значения. После утверждения региональной программы, планируемой к реализации в рамках Национального проекта «Безопасные качественные дороги», а также представления муниципальной образованием Козульский район в адрес Министерства информации о проведении оценки технического состояния искусственного сооружения и разработанной проектно-сметной документации на проведение ремонта, министерством будет рассмотрена возможность выделения средств на указанные цели.
Таким образом, в судебном заседании аварийное состояние моста по делу установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, иное ответчиком не доказано.
Суд соглашается с предложенным перечнем мероприятий, направленных на восстановительные работы моста через р. Кемчуг в с.Косачи Козульского района Красноярского края, т.к. виды работ, указаны в локально-сметном расчете № 1, а именно: ремонт железобетонных плит устоев моста: усиление фундаментов цементацией, устройство из монолитного железобетона подферменных площадок и прокладных рядов на суше, устройство подпорных стенок из сборных блоков бетонных при высоте насыпи до 6 м, устройство гидроизоляции опор мостов и труб обмазочной битумной мастикой двухслойной, разборка бетонных конструкций объемом более 1 м. кубического при помощи отбойных молотков из бетона марки 200, укладка переходных плит сборно-монолитных длиной до 5 м., устройство оснований городских проездов из жесткого (малоцементного) укатываемого бетона толщиной 16 см., при изменении толщины слоя на каждый 1,0 см., добавлять (уменьшать) к расценке 27-06-017-03; ремонт поврежденных двух свай (опор) с монолитным ригелем: установка на опоры автодорожных мостов стреловыми кранами железобетонных пролетных строений балочных длиной до 12 м, устройство из монолитного железобетона подферменных площадок и прокладных рядов на суше, устройство монолитных фундаментов труб и опор мостов, усиление монолитного ригеля цементацией.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникло угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 36 указанного Федерального закона безопасность сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов сооружения.
Доводы ответчика о недолжном прокурором соблюдении досудебного порядка в разрешении возникшего спора, выразившее в том, что прокурор не внес представление об устранении нарушений закона в адрес ответчика, не основаны на законе.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 21, п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. На основании п. 3 ст. 35 данного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В соответствии с п. 3 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре", прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Однако право прокурора принять меры прокурорского реагирования в виде внесения представления не препятствует прокурору принять иные меры прокурорского реагирования, например, обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц без предварительного внесения представления. ФЗ "О прокуратуре РФ" не содержит норм, обязывающих Прокурора до предъявления иска в суд внести представление об устранении нарушений закона.
Поэтому ФЗ "О прокуратуре РФ" не является законом, устанавливающим обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории споров.
При данных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку не проведение ремонта моста через реку Б.Кемчуг в п.Косачи в существующих условиях влечет нарушение права на безопасность дорожного движения неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, создаёт реальную угрозу для возникновения аварийных ситуаций и причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Козульского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на администрацию Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края обязанность провести ремонт сооружения - моста, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Козульский район, мост через р. Б. Кемчуг в п. Косачи, номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости: 24:21:0802001, 24:21:0802003, 24:21:4702002, вид объекта: сооружение, назначение объекта недвижимости: сооружение дорожного транспорта, наименование объекта недвижимости: мост, основная характеристика сооружения и её значение: протяженность 147.0 м., введен в эксплуатацию 2003г., по выполнению строительных работ с учетом заключения Центра независимой экспертизы и оценки ООО «Квазар» от 19.05.2021: ремонт железобетонных плит устоев моста: усиление фундаментов цементацией, устройство из монолитного железобетона подферменных площадок и прокладных рядов на суше, устройство подпорных стенок из сборных блоков бетонных при высоте насыпи до 6 м., устройство гидроизоляции опор мостов и труб обмазочной битумной мастикой двухслойной, разборка бетонных конструкций объемом более 1 м. кубического при помощи отбойных молотков из бетона марки 200, укладка переходных плит сборно-монолитных длиной до 5 м., устройство оснований городских проездов из жесткого (малоцементного) укатываемого бетона толщиной 16 см., при изменении толщины слоя на каждый 1,0 см., добавлять (уменьшать) к расценке 27-06-017-03; ремонт поврежденных двух свай (опор) с монолитным ригелем: установка на опоры автодорожных мостов стреловыми кранами железобетонных пролетных строений балочных длиной до 12м., устройство из монолитного железобетона подферменных площадок и прокладных рядов на суше, устройство монолитных фундаментов труб и опор мостов, усиление монолитного ригеля цементацией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: О.В.Чижикова
Мотивированное решение изготовлено: 12.11.2021 г.