Дело № 2-40/2013
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2013 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2013 года р.п. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Андрияшева И.Б.,
при секретаре Свиридович Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к Администрации Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края о разработке порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края, создании административной комиссии, определении первоначального состава комиссии, опубликовании в средствах массовой информации решения о создании комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в суд с иском к Администрации Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края об обязании ответчика в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения:
- разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края;
- создать на территории Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края административную комиссию, определить её персональный состав и опубликовать решение о создании комиссии в средствах массовой информации.
Требования иска мотивирует тем, что на Службу по контролю в сфере природопользования, образованную Постановлением Правительства Красноярского края от 01 августа 2008 года № 19, возложена обязанность по осуществлению регионального государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль). Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий были выявлены нарушения экологического законодательства, а именно на территории Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края не определен порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Отсутствие указанного порядка свидетельствует о бездействии должностных лиц администрации муниципального образования.
Представитель истца Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Гедрайтис В.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседание поддержала заявление представителя Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Вербицкой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе от иска в части создания административной комиссии, определения её персонального состава и опубликовании указанного нормативного правового акта, и прекращении производства по делу в этой части. В части обязании разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета и опубликовании указанного нормативного правового акта просит удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Шадринского сельсовета Козульского района глава сельсовета Завалин А.В. в судебное заседание не явился, извещён надлежаще и своевременно. Представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Требования иска не признаёт в полном объёме.
Определением Козульского районного суда от 15 января 2013 года прекращено производство по делу в части создания административной комиссии, определения её персонального состава и опубликовании указанного нормативного правового акта.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования в части обязании Администрации Шадринского сельсовета разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета и опубликовании указанного нормативного правового акта подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления), одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.
Согласно ст. 6 Закона об отходах производства и потребления, осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов подлежащих федерального государственному экологическому контролю) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Законом Красноярского края от 18 июня 2009 года № 8-3427 «О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды», установлено, что к полномочиям уполномоченных органов исполнительной власти края в области обращения с отходами производства и потребления относится осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (ст. 12 Закона).
В силу п. 3.10 раздела 3 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 01 августа 2008 года № 19-п, в компетенцию Службы входит осуществление государственного надзора в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории края, в том числе региональный государственный надзор в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статья 3 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу ст. 10 Закона об охране окружающей среды, управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 13 Закона об отходах производства и потребления установлено, что:
- территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
- организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Шадринского сельсовета от 24 января 2009 года № 3 утверждён порядок сбора, использования, транспортировки твёрдых бытовых отходов, обезвреживания ртутьсодержащих отходов и отходов производства (л.д. 41-45)
Из общественно-политической газеты Администрации Шадринского сельсовета «Шадринские вести» № 1 (25) от 30 января 2009 года видно, что постановление Администрации Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края от 24 января 2009 года № 3 опубликовано (л.д. 49-52).
Вместе с тем, в нарушение ст. 13 Закона об отходах производства и потребления, утверждённый порядок сбора отходов не предусматривает их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), и не соответствует экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Общие правила раздельного сбора отходов установлены в Санитарных правилах содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), положения которых не были учтены Администрацией Шадринского сельсовета при утверждении порядка сбора отходов на территории сельсовета.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что обязанность по разработке порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края и его обнародования в средствах массовой информации Администрацией Шадринского сельсовета не исполнена.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что в заявлении предложен достаточный и разумный срок для устранения нарушений закона юридическим лицом, а требования искового заявления в части возложения обязанности по разработке порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края и его обнародовании подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к Администрации Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края в части возложения обязанности по разработке порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края и его обнародовании удовлетворить.
Обязать Администрацию Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения:
- разработать порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края;
- опубликовать постановление о порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Шадринского сельсовета Козульского района Красноярского края в средствах массовой информации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий И.Б. Андрияшев
Верно
Судья И.Б. Андрияшев