Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3258/2016 ~ М-3227/2016 от 11.08.2016

Дело № 2-3258/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2016 года                       г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Соколовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района г.Волгограда в интересах Титова ФИО10 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда,

установил:

Прокурор Ворошиловского района г.Волгограда обратился в суд с иском в интересах Титова В.О. к Комитету строительства <адрес> о возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда.

В обоснование требований указав, что Титов В.О. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО4 заочным решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении сына Титова В.О. Также отец ФИО4 решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении сына Титова В.О. В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Титов В.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый Комитетом образования и науки Волгоградской области. Однако, как следует из обращения Титова В.О., поступившего в прокуратуру Ворошиловского района г.Волгограда, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права Титова В.О., который не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ему государством жилья.

Помощник прокурора Ворошиловского района Волгограда Трибунская Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Истец Титов В.О. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Тупикова Н.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, также представляющая интересы <адрес> на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора возражала, пояснив, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Титов В.О включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году, под по <адрес>, под по <адрес>. В настоящее время в городе Волгограде и Волгоградской области свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда отсутствуют. В целях формирования специализированного жилищного фонда и обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, государственным казенным учреждением Волгоградской области <данные изъяты> заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО <данные изъяты> на строительство объекта «Жилой <адрес> 10 017» на 210 квартир по <адрес>. С учетом сроков производства строительных работ и ввода в эксплуатацию, предоставление квартир детям – сиротам планируется в ДД.ММ.ГГГГ году. В ДД.ММ.ГГГГ году приобретение жилых помещений на территории <адрес>, в том числе на территории <адрес>, будет осуществляться исходя из бюджетного финансирования и наличия жилья на рынке жилой недвижимости города. В целях обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями Комитетом строительства <адрес> заключены государственные контракты на приобретение 82 жилых помещений: в <адрес> – 8 кв., в <адрес> – 22 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 6 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 13 кв., в <адрес> – 4 кв., в <адрес> – 14 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 1 кв. В настоящее время проводятся мероприятия по оформлению остальных жилых помещений в государственную собственность <адрес>, по завершению которых квартиры будут предоставлены детям – сиротам по исполнению вступивших в законную силу судебных решений. В <адрес> ведется строительство 11 домов блокированной застройки на 22 квартиры. В <адрес> ведется строительство 6 домов блокированной застройки на 12 квартир. В 2016 году Комитетом строительства <адрес> планируется приобретение жилых помещений в следующих районах: в <адрес> – 6 кв., в <адрес> – 4 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 3 кв., во <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 4 кв. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность <адрес>, Титову В.О. будет предоставлено жилое помещение. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Титова В.О. жилым помещением.

Представитель третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета образования и науки Волгоградской области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».

В ходе судебного разбирательства установлено, что Титов В.О. является сыном Титова О.В. и Титовой О.В., что подтверждается копией свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

Решением Городищенского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ мать Титова О.В. лишена родительских правах в отношении своего сына Титова В.О. (л.д. 14-16).

Кроме того, вступившим в законную силу решением Ворошиловского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ отец Титов О.В. также лишен родительских прав в отношении своего сына Титова В.О. (л.д. 17-19).

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Титовым В.О. установлена опека. Опекуном несовершеннолетнего Титова В.О. назначена ФИО7 Определено место жительства несовершеннолетнего Титова В.О. с опекуном по адресу: <адрес>. Закреплено право проживания и пользования жилой площадью по адресу: <адрес> (л.д. 10).

Постановлением администрации Ворошиловского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ назначено ежемесячное денежное пособие опекуну ФИО7 на содержание Титова В.О.

Согласно акту об установлении невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ, специалистами отдела опеки и попечительства администрации <адрес> установлена невозможность проживания Титова В.О. в ранее занимаемом жилом помещении, поскольку собственником домовладения по адресу: <адрес> является ФИО8, которая не является членом семьи Титова В.О.

Заключением администрации <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ Титова В.О. рекомендовано включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 9).

Из указанного постановления также усматривается, что за Титовым В.О. жилых помещений на праве собственности на территории РФ не имеется.

Исходя из этого, Титова В.О. необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Титов В.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно выписке из приказа Министерства образования и молодежной политики Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) Титов В.О. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году под по Волгоградской области, под по <адрес>.

Сведения о принадлежности Титову В.О. на праве собственности жилого помещения в материалах дела отсутствуют, что также подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ о зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 22).

Проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление Титову В.О. жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Титову В.О. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Материалами дела также установлено, что Титов В.О. достиг совершеннолетия, следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Титова В.О. обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым Титова В.О. представлено не было.

В этой связи, доводы ответчика на то обстоятельство, что Комитет строительства Волгоградской области не бездействует, а предпринимает комплекс мер по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями, в том числе путем проведения аукционных процедур и заключения государственных контрактов на приобретение жилья и после принятия жилых помещений в государственную собственность Титову В.О. будет предоставлена квартира, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Титова В.О. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Титова В.О., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Ворошиловского района г.Волгограда в интересах Титова В.О. к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ворошиловского района г.Волгограда в интересах Титова ФИО10 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением из специализированного жилищного фонда – удовлетворить.

Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Титову ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления жилых помещений на территории муниципального образования город-герой Волгоград для проживания по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Справка: решение принято в окончательной форме 26 сентября 2016 года в виду того, что пятый день, установленный ст.199 ГПК РФ пришелся на выходной день.

Председательствующий:                  Чурина Е.В.

2-3258/2016 ~ М-3227/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Титов Владимир Олегович
Прокурор Ворошловского района г. Волгограда
Ответчики
Комитет строительства Волгоградской области
Другие
Администрация Волгоградской области
Комитет образования и науки Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Чурина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
vor--vol.sudrf.ru
11.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2016Передача материалов судье
15.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2016Подготовка дела (собеседование)
31.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2016Судебное заседание
26.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2016Дело оформлено
11.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее