Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1689/2019 ~ М-1333/2019 от 10.06.2019

УИД RS0-19

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес>                             02 сентября 2019 года

Георгиевский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего          Монастырского В.В.,

при секретаре судебного заседания             ФИО3,

с участием:

истца                                      ФИО2,

представителя истца ФИО11,

представителя ответчика                          ФИО6,

прокурора ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебного заседания Георгиевского городского суда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФКУ ИК-4 УФСИН ФИО1 по <адрес> о взыскании страхового возмещения, компенсации за смерть близкого родственника, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с иском к ФКУ ИК-4 УФСИН ФИО1 по <адрес> (далее – ИК-4) о взыскании страховой премии за перенесенную операцию в соответствии с нормативно-правовыми актами о службе в органах уголовно-исполнительной системы РФ (далее – УИС), компенсации за смерть близкого родственника и возмещении морального вреда в связи с затратами на организацию и послеоперационное лечение, а также за погребение матери в сумме 100 000 рублей, ссылаясь на следующее.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял службу в ИК-4. За время прохождения службы ему была проведена операция в связи с установленным диагнозом: полипоз желчного пузыря, в связи с чем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на стационарном лечении в ГБУЗ СК «ССКБ».

ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Сбором необходимой документацией на операцию, послеоперационное лечение, а также погребение матери он занимался за свой счет.

Впоследствии он обратился к руководству ИК-4 с просьбой выплатить ему положенную компенсацию, на что начальник ОК и РЛС ИК-4 ФИО5 ответил ему отказом, сославшись на отсутствие к тому оснований.

Вместе с тем, в соответствии с заключенным контрактом о службе в УИС от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4.4) работодатель обязан своевременно предоставлять сотруднику установленные по занимаемой должности денежное довольствие, продовольственное и медицинское обслуживание, другие установленные нормативно-правовыми актами РФ компенсации для него и членов его семьи. Кроме того, такая обязанность предусмотрена статьей 1084 ГК РФ.

ИК-4 представила возражения на исковое заявление, в которых требования ФИО2 не признала, ссылаясь на то, что действительно статьями 69, 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №197-ФЗ «О службе в Уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – ФЗ ), предусмотрены социальные гарантии сотруднику и членам его семьи, а также страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей. Вместе с тем, оснований для выплаты заявленных компенсаций, законом не предусмотрено. Более того, статьей 8 ФЗ предусмотрены основания для лишения сотрудника, уволенного со службы, единовременного пособия, среди которых: грубое нарушение служебной дисциплины, нарушение (невыполнение) условий контракта и другое.

В судебном заседании истец ФИО2, участвующий в деле с использованием системы видеоконференц-связи, и его представитель по устному заявлению ФИО11 требования подержали, просили суд их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.

Дополнительно ФИО2 указал, что в связи со смертью матери он обращался на имя начальника ИК-4 с рапортом об оказании ему материальной помощи. Данный рапорт был подписан начальником службы безопасности и передан им в отдел кадров, где ему пояснили, что выплата материальной помощи будет осуществлена вместе с зарплатой за декабрь 2018 года. Однако никакой выплаты он до настоящего времени не получил.

Кроме того, полагает, что обнаруженное у него заболевание и, в последующем, проведенное ему операционное вмешательство явилось следствием ненормированного рабочего дня и неправильно организованного питания. При этом при поступлении на службу он проходил специальную военизированную медицинскую комиссию, по результатам которой он был признан здоровым. Таким образом, полагает, что заболевание он получил в связи с прохождением службы, а потому, в силу закона, ему должна быть выплачена соответствующая компенсация. При этом ФИО2 указал, что пройти ВКК он не успел в связи со взятием его под стражу, однако это обстоятельство, по его мнению, никаким образом не свидетельствует об отсутствии у него заболевания, возникшего в результате службы в ИК-4.

Представитель ИК-4 по доверенности ФИО6, в судебном заседании просил в удовлетворении требований ФИО2 отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Помощник Георгиевского межрайонного прокурора ФИО7 в заключении полагала исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд, с учетом заключения прокурора, приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 к ИК-4 удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.

Частью 2 статьи 45 Конституции РФ закреплено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 46 Конституции РФ).

Способы защиты гражданских прав, предусмотренные статьей 12 ГК РФ, избирает истец, защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Статьей 15 ГК РФ закреплено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению лицом, причинившим вред.

В силу статьи 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Как следует из материалов дела, на основании ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ -лс ФИО2 проходил службу по контракту в органах УИС в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ИК-4.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился на стационарном лечении в ГБУЗ СК «СККБ» с заболеванием: полипоз желчного пузыря, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ему были проведены медицинские процедуры – лапароскопическая холецистэктомия, дренирование брюшной полости. По окончании лечения истцу даны рекомендации: соблюдение диеты, наблюдение хирурга по месту жительства, ограничение физнагрузок 3 месяца, лечение у гастроэнтеролога по месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФИО1 начальника ИК-4 полковника внутренней службы ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ -лс контракт с истцом расторгнут, он уволен со службы в УИС в соответствии с пунктом 14 (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) части 2 статьи 84 ФЗ . Основанием к его вынесению явилось заключение по факту нарушения условий Контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от ДД.ММ.ГГГГ, представление к увольнению из уголовно-исполнительной системы от ДД.ММ.ГГГГ.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в УИС, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются ФЗ .

В силу части 2 статьи 3 ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в уголовно-исполнительной системе, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством РФ о государственной гражданской службе РФ, а трудовые отношения – трудовым законодательством РФ.

Согласно статье 10 ФЗ правовое положение (статус) сотрудника определяется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, регулирующими особенности поступления на службу в уголовно-исполнительной системе, прохождения и прекращения службы в уголовно-исполнительной системе.

На сотрудников возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни, в связи с чем им предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ.

Гарантии социальной защиты сотрудника УИС регламентированы главой 9 ФЗ .

В силу статьи 69 ФЗ обеспечение жилыми помещениями, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ ) и иными федеральными законами.

Статьей 3 ФЗ предусмотрены основные гарантии, пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы.

В силу части 5 статьи 3 ФЗ сотрудникам оплачивается в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:

1) к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае направления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации);

2) к месту долечивания (реабилитации) в медицинской организации (санаторно-курортной организации) федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который в соответствии с законодательством РФ осуществляет медицинское обеспечение сотрудников (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации);

3) к месту проведения медико-психологической реабилитации и обратно в соответствии с частью 10 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 10 ФЗ сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.

При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения. Порядок медицинского обеспечения сотрудника и возмещения расходов указанным организациям устанавливается Правительством РФ.

Члены семьи сотрудника и лица, находящиеся на иждивении сотрудника, имеют право:

1) на медицинское обеспечение в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях;

2) на медицинское обеспечение в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти в порядке, определенном Правительством РФ. При лечении в амбулаторных условиях они обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством РФ плата не взимается.

Сотрудник, члены его семьи и лица, находящиеся на иждивении сотрудника, имеют право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере, устанавливаемом указанным органом, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В соответствии со статьей 12 ФЗ жизнь и здоровье сотрудника подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

Членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей в равных долях в случае:

1) гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах;

2) смерти гражданина РФ, наступившей в течение 1 года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.

Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина РФ, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, считаются:

1) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти);

2) родители погибшего (умершего);

3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена выплата компенсаций членам семьи сотрудника органов УИС в случае его гибели при исполнении служебных обязанностей или смерти, наступившей в течение года после увольнения из органов УИС, вследствие получения им травмы при исполнении служебных обязанностях. При этом возможность получения сотрудником органов УИС компенсации в связи со смертью близких родственников, в данном случае матери, организацией погребения действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем, оснований для возложения на ИК-4 обязанности выплатить ему компенсацию в связи со смертью матери не имеется.

Частью 4 статьи 12 ФЗ установлено, что при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере 2 000 000 рублей.

Правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Во исполнение указанного требования закона Приказом ФСИН России от 05.08.2013 №439 утверждены Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно исполнительной системы или членам их семей (далее – Правила ), которые регулируют порядок обеспечения мер социальной поддержки сотрудникам уголовно-исполнительной системы, организации работы по осуществлению им выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.

В силу пункта 1 Правил в целях их реализации создаются постоянно действующие комиссии по вопросам выплат, в том числе, единовременного пособия в случае получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в УИС.

Пунктом 2 Правил установлено, что в указанных случаях назначается и проводится служебная проверка в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения служебных проверок в уголовно-исполнительной системы. О результатах проверки уведомляются лица, имеющие право на получение единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника.

В заключении по результатам служебной проверки вывод о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья с выполнением служебных обязанностей выносится, в том числе, при следующих обстоятельствах: исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с должностными инструкциями и другими нормативными правовыми актами (подпункт «а» пункта 4 Правил ).

Согласно пункту 5 Правил граждане (члены семьи) для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника, увечья или иного повреждения здоровья сотрудника подают письменное заявление на имя руководителя органа (учреждения), в котором сотрудник проходил службу (замещал последнюю должность).

В силу пункта 9 Правил по результатам рассмотрения поступивших документов комиссией принимается мотивированное решение о производстве выплаты единовременного пособия или об отказе в ее производстве, либо о необходимости представления дополнительных документов.

В соответствии с пунктом 11 Правил на основании решения комиссии о производстве выплаты в течение 10 календарных дней с даты вынесения такого решения издается ФИО1 руководителя органа (учреждения) о производстве выплаты.

В силу пунктов 17-19 Правил для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае увечья или иного повреждения здоровья сотрудника в комиссию представляются:

а) заявление о выплате единовременного пособия;

б) копия заключения служебной проверки по факту получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья или другие документы, подтверждающие факт получения гражданином РФ в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья (справка о травме, акт об обстоятельствах получения ранения, контузии, травмы, увечья, справка об обстоятельствах ранения, контузии, травмы, увечья, решение суда);

в) копия ФИО1 (выписка из ФИО1) об увольнении сотрудника со службы по болезни или по ограниченному состоянию здоровья;

г) заключение ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке «ограниченно годен к военной службе» или «не годен к военной службе» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма»;

д) справка ВВК для оформления документов на выплату единовременного пособия.

При получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья (далее – военная травма), исключающей возможность дальнейшего прохождения службы, выплата единовременного пособия производится после прекращения им службы в УИС.

Вопрос о невозможности дальнейшего прохождения службы решается ВВК в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере проведения военно-врачебной экспертизы в УИС.

Таким образом, действующим законодательством достаточно четко регламентирован порядок получения как единовременного, так и ежемесячного пособия в связи с повреждением здоровья (получения увечья) в связи с выполнением служебных обязанностей.

Между тем, доказательств тому, что ФИО2 обращался с соответствующим заявлением на имя своего непосредственного руководителя – начальника ИК-4, и в отношении него была проведена процедура, предусмотренная Правилами , в том числе организована служебная проверка по данному факту и совершены иные необходимые действия, материалы дела не содержат. Напротив, присутствуя в судебном заседании, ФИО2 подтвердил, что с таким заявлением ни к кому не обращался, военно-врачебную комиссию он не проходил. При этом представленные стороной истца направления №, 65 и 284 не свидетельствует о соблюдении истцом указанной процедуры.

Доводы истца о том, что прохождение ВВК было затруднено в связи с производством в отношении него следственных действий, отклоняются судом, поскольку указанные причины не являются обстоятельствами, объективно препятствующими соблюдению предусмотренной законом процедуры освидетельствования.

Кроме того, в силу прямого указания закона, компенсационные выплаты в связи с увечьем и (или) иным повреждением здоровья возможны сотрудникам органов УИС только в случае наличия причинно-следственной связи между полученными заболеваниями и фактом прохождения службы.

В силу подпункта «г» пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение), на военно-врачебную комиссию возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 91 Положения предусмотрено, что при освидетельствовании военнослужащих, сотрудников, граждан, призванных на военные сборы, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний.

Пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» и «военная травма». Данный перечень является исчерпывающим.

При этом следует отметить, что заключение военно-врачебной комиссии с формулировкой «военная травма» свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы (службы в иных органах).

В подпункте «а» пункта 94 Положения определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи заболеваний с формулировкой «военная травма», если заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности, или если заболевание возникло у освидетельствуемого в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы (приравненной службы) в государстве, где велись боевые действия (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей.

По смыслу подпункта «б» пункта 94 Положения, формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции «заболевание получено в период военной службы» приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что имеющееся у ФИО2 заболевание было обусловлено непосредственно прохождением им службы в ИК-4, не представлено.

Напротив, из справки ВВК ФКУЗ МСЧ-26 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , представленной на запрос адвоката ФИО9, следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. При этом ВВК был установлен диагноз и дано заключение о причинной связи увечья, заболевания: Алиментарное ожирение II (второй) степени, стабильная стадия. Киста левой гайморовой пазухи. Вторичная адентия 15, 36 зубов. Вторичные гипопигментированные пятна с локализацией на коже туловища после лечения отрубевидного лишая (в ноябре 2017 года) – Общее заболевание. Вторичная адентия 18, 26, 46 зубов – заболевание получено в период военной службы.

Таким образом, учитывая, что предусмотренная законом процедура назначения и выплаты единовременного пособия в связи с заболеванием (увечьем), полученных в результате исполнения служебных обязанностей ФИО2 не соблюдена, доказательств наличия причинно-следственной связи между выявленным у истца заболеванием и исполнением им служебных обязанностей не представлено, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного им требования о взыскании с ИК-4 компенсации за перенесенную операцию.

Разрешая требование ФИО2 о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в действующей редакции), под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права, в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу пункта 3 данного Постановления в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Например, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Из материалов дела следует, что обстоятельств, свидетельствующих о возникновении у ответчиков обязанности в прямо предусмотренных законом случаях возместить истцу моральный вред в данном случае не имеется, а потому, в силу изложенных норм права и положений статьи 56 ГПК РФ, в данном случае обязанность по доказыванию факта причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам возлагается на истца. Именно истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями, бездействием государственного органа и имеющимся у истца моральным вредом.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о совершении ИК-4 действий, повлекших за собой причинение ФИО2 морального вреда, не представлено и в материалах дела не имеется.

Определяя обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, оценивая в соответствии со статьей 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая изложенные в решении нормы материального права, суд приходит к окончательному выводу, что изложенные ФИО2 в обоснование исковых требований доводы своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли, а потому оснований для удовлетворения заявленных им требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

ФИО2 в удовлетворении исковых требований к ФКУ ИК-4 УФСИН ФИО1 по <адрес> о выплате страховой премии за перенесенную операцию в соответствии с нормативными правовыми актами уголовно-исполнительной системы, компенсации за смерть близкого родственника, возмещением морального вреда в связи с затратами на организацию и послеоперационное лечение, а также на погребение матери в размере 100 000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд <адрес>.

ФИО13

Председательствующий                      В.В. Монастырский

2-1689/2019 ~ М-1333/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Самсонников Сергей Алексеевич
Георгиевский межрайонный прокурор
Ответчики
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю
Другие
Полякова Антонина Алексеевна
Свистунова Олеся Валерьевна
Суд
Георгиевский городской суд Ставропольского края
Судья
Монастырский Владимир Викторович
Дело на сайте суда
georgievsky--stv.sudrf.ru
10.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2019Передача материалов судье
11.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2019Подготовка дела (собеседование)
12.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.08.2019Предварительное судебное заседание
07.08.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.08.2019Предварительное судебное заседание
02.09.2019Судебное заседание
06.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее