дело №г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Митюковой Н.Ш.
при секретаре Кузьминой Е.Ю.
с участием представителя истца - помощника прокурора Юкаменского района УР - Вальдес А.С.,
представителя ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Урняк» Юкаменского района УР – *****,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Урняк» о признании деятельности по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух противоречащей требованиям закона и возложении обязанности по устранению нарушений закона
установил:
Прокурор Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры обратился в Юкаменский районный суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Урняк» о признании деятельности по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух противоречащей требованиям закона и возложении обязанности по устранению нарушений закона, мотивируя тем, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Урняк» законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой выявлены нарушения Обществом требований, установленных п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Общество с ограниченной ответственностью «Урняк» действует на основании Устава, утвержденного решением общего собрания участников ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об ООО «Урняк» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, присвоен ОРГН №, присвоен ИНН №.
Основными видами деятельности ООО «Урняк» в соответствии с п. 2.4 Устава являются выращивание зерновых, бобовых и кормовых культур, разведение крупного рогатого скота, свиней, пчел, распиловка и строгание древесины, оптовая торговля мясомолочными продуктами и другие виды деятельности.
В процессе деятельности ООО «Урняк» используются стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: отопительное оборудование, открытая стоянка транспорта, товарная ферма, помещение гаража, техника и др. При этом, разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Общество не имеет.
По данному факту Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в августе 2012 года проведено административное расследование, по результатам которого юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения), наложен штраф в размере ***** рублей. Постановление о привлечении ООО «Урняк» к административной ответственности вступило в законную силу.
Из объяснений генерального директора ООО «Урняк» ***** *****, данных в Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуре ДД.ММ.ГГГГ следует, что основными видами деятельности Общества являются сельскохозяйственное производство. В производственной деятельности Обществом используются автогараж, котельная, коровники, телятник, транспортные средства и иное имущество, согласно списка основных средств, числящихся на балансе Общества. Инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух Обществом не проведена, Проект нормативов допустимых выбросов не разработан, разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в Обществе не имеется ввиду отсутствия в Обществе денежных средств на указанные цели. О том, что нужно получать разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух ***** знал. В настоящее время денежных средств на указанные цели также не имеется, когда они появятся, и будет ли возможность заняться вопросом соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха ФИО9 не знает. Объекты недвижимости в Управлении Федеральной регистрационной службы не зарегистрированы. В настоящее время подготовлены технические паспорта на объекты недвижимости. В дальнейшем планируется объекты недвижимости зарегистрировать.
К одному из принципов охраны окружающей среды по смыслу ст. 3 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относится принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под предельно допустимым выбросом понимается норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; вредное (загрязняющее) вещество определяется как химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Согласно п. 1 ст. 23 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Исходя из требований п. 3 ст. 12 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 года ООО «Урняк» осуществляет сверхнормативные выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, таких как диоксида азота, оксида азота, ангидрида серного, сажи, оксида железа, марганца, фтора и других вредных (загрязняющих) веществ.
По требованиям п. 6 приказа Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию.
Согласно п. 7 указанного приказа государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к настоящему Приказу (далее - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка. Так, в указанный перечень включены диоксид азота, сажа (углерод), радиоактивные изотопы и соединения железа, марганца, фтора и многие другие вредные (загрязняющие вещества).
В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» разработка предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Согласно п. 1 ст. 30 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.
Таким образом, ООО «Урняк» обязано произвести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что им до настоящего времени не сделано.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Однако в нарушение указанных требований закона ООО «Урняк», использующее в производственной деятельности стационарные источники выбросов, производит выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, не имея проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, полученного в установленном законом порядке.
Таким образом, деятельность ООО «Урняк» противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также ст. 11 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право каждого на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
По требованиям п.1 ч.1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, подведомственны судам общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ, п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Таким образом, иск подлежит рассмотрению Юкаменским районным судом Удмуртской Республики.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Невыполнение требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде, что является основанием для предъявления искового заявления.
Руководствуясь п.3. ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, прокурор Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры просит признать деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Урняк» по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов без проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, полученного в установленном законом порядке незаконной и противоречащей требованиям п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 30, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; в целях устранения нарушений интересов неопределенного круга лиц, обязать Общество с ограниченной ответственностью «Урняк» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ: - провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух;
- получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух;
- взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законом размере.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Юкаменского района УР Вальдес А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Урняк» ***** исковые требования признала полностью, согласна с ними.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике был извещен надлежащим образом о времени и дате судебного заседания, о чём в материалах дела имеется почтовое уведомление, ДД.ММ.ГГГГ факсимильной связью направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
С согласия представителя истца – помощника прокурора Вальдес А.С., представителя ответчика *****, и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике.
Заслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание иска представителем ответчика – сделано добровольно, не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, право представителя ответчика заявлять о признании исковых требований определено доверенностью, поэтому суд принимает признание иска ответчиком.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст.173 ГПК РФ представителю ответчика ООО «Урняк» судом разъяснены последствия признания иска и то, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Таким образом, исковые требования прокурора Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Урняк» о признании деятельности по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух противоречащей требованиям закона и возложении обязанности по устранению нарушений закона, подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст., 173, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Урняк» о признании деятельности по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух противоречащей требованиям закона и возложении обязанности по устранению нарушений закона удовлетворить.
Признать деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Урняк» по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов без проведения инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, полученного в установленном законом порядке незаконной и противоречащей требованиям п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 30, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Урняк»:
-провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
-разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
-получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью государственную пошлину в доход местного бюджета ***** рублей.
Решение может быть обжаловано или принесено представление прокурором в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня оглашения решения.
Апелляционные жалоба, представление подаются через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий: Н.Ш. Митюкова