Дело № 12-97/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Новокиевский Увал 09 сентября 2019 года
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,
при секретаре Чиверь М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Мазановское дорожное управление» - Свинкина Григория Николаевича на постановление мирового судьи Амурской области по Мазановскому районному судебному участку от 13 августа 2019 года о признании юридического лица – ООО «Мазановское дорожное управление» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Амурской области по Мазановскому районному судебному участку от 13 августа 2019 года юридическое лицо – ООО «Мазановское дорожное управление» привлечено к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, генеральный директор ООО «Мазановское дорожное управление» Свинкин Г.Н. обратился в суд с жалобой, указывая на то, что с постановлением мирового судьи Амурской области по Мазановскому районному судебному участку от 13 августа 2019 года не согласен, считает его незаконным и не обоснованным, подлежащим отмене.
При рассмотрении жалобы проверены полномочия сторон на участие в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1-25.11 КоАП РФ. Отвода судье не заявлено.
В силу ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по административному правонарушению подаётся в десятидневный срок со дня получения. Исходя из представленных суду материалов, срок подачи жалобы не истёк.
Представитель ФС по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору (РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР) надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представлены.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель юридического лица – генеральный директор ООО «Мазановское дорожное управление» Свинкин Г.Н., настаивал на отмене постановления мирового судьи, привел аналогичные доводы, указанные в жалобе.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ст. 26.1 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ суд, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, проверяет законность и обоснованность в полном объеме.
В силу п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
Статья 42 Земельного кодекса РФ предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (ч.1); земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи (ч.4).
Положением ст. 12 Земельного кодекса РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом – государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области в отношении ООО «Мазановское дорожное управление» по результатам выездной внеплановой проверки, 22 ноября 2018 года было вынесено предписание №000083 по устранению нарушений требований земельного законодательства, в котором предписывалось в срок до 01 июня 2019 года устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Предписание получено Обществом 22 ноября 2018 года, однако изложенные в нем требования в установленный срок не выполнены.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 004041 от 05 июля 2019 года в отношении ООО «Мазановское дорожное управление», 05 июля 2019 года в 11 часов 30 минут при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области № 513-ГК от 05 июня 2019 года по ранее выданному предписанию об устранении выявленного нарушения № 000083 от 22 ноября 2018 года, срок которого истек 01 июня 2019 года, установлено: на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: -- общей площадью 76259 кв.м., расположенном в 1 км на восток от --, находящемся в аренде у ООО «Мазановское ДУ» (договор аренды --, дата регистрации -- --) на площади 3831 кв.м, при добыче ПГС (лицензии БЛГ80781ТР от --, БЛГ80917ТР от 26 октября 2018 года), выявлено снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почвы, что является нарушением земельного законодательства РФ. Повторное в течение года ранее выданное предписание №000083 от 22 ноября 2018 года, срок которого истек 01 июня 2019 года не исполнено. Нарушена ст.42 Земельного кодекса РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области --3 в отношении ООО «Мазановское дорожное управление» протокола об административном правонарушении №004041 от 05 июля 2019 года, действия ООО «Мазановское ДУ» должностным лицом, составившим административный протокол, квалифицированы по ч.26 ст.19.5 КоАП РФ как повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей Амурской области Мазановского районного судебного участка правомерно с учетом положений п.2 ч.1 ст.4.3, ст.4.6, ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, а также с учетом п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», действия ООО «Мазановское дорожное управление» переквалифицированы с ч.26 ст.19.5 КоАП РФ на ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.
Объективная сторона ч.25 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор по использованию и охране земель, об устранении нарушений законодательства.
Состав данного правонарушения является формальным и наступления вредных последствий не требуется.
Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием, то есть в данном случае 01 июня 2019 года.
Факт совершения ООО «Мазановское дорожное управление» указанного административного правонарушения подтверждается собранными по данному делу доказательствами, которые были получены в соответствии с требованиями закона, содержат сведения об обстоятельствах совершения административного правонарушения и были оценены мировым судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, в том числе: протоколом об административном правонарушении №004041 от 05 июля 2019 года; предписанием №000083 от 22 ноября 2018 года, Актом проверки №1151 от 22 ноября 2018 года; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица №513-ГК от 05 июня 2019 года; уведомлением ООО «Мазановское ДУ» о проведении внеплановой выездной проверки с целью проверки исполнения предписания от 22 ноября 2018 года; актом проверки №513 от 05 июля 2019 года и фототаблицей к нему; актом обмера площади земельного участка №513 от 05 июля 2019 года; схематическим чертежом земельного участка; схематическим чертежом площади нарушений; схематическим чертежом поворотных точек; схематическим чертежом точек фотосъемки; выпиской из ЕГРН от 16 ноября 2018 года; постановлением мирового судьи по Мазановскому районному судебному участку от 27 апреля 2018 года по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ; постановлением мирового судьи по Мазановскому районному судебному участку от 26 декабря 2018 года по ч.26 ст.19.5 КоАП РФ; решением Мазановского районного суда Амурской области от 05 марта 2019 года и иными материалами дела.
Статьёй 26.11 КоАП РФ установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действия ООО «Мазановское дорожное управление» квалифицированы мировым судьей по Мазановскому районному судебному участку по ч. 25 ст.19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами дела и требованиями КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что ООО «Мазановское дорожное управление» были предприняты все возможные действия, направленные на исполнение предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ №000083 от 22 ноября 2018 года, суду представлено не было.
Установив, что в назначенный срок ООО «Мазановское ДУ» не выполнило законное предписание должностного лица административного органа, осуществляющего государственный земельный надзор, мировой судья правомерно признал данное юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы сводятся к несогласию представителя ООО «Мазановское ДУ» с выводами суда, сделанными на основании имеющихся в деле доказательств, которым в судебном акте дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств не усматривается.
Мнение генерального директора ООО «Мазановское ДУ» Свинкина Г.Н. о том, что мировым судьей не учтено, что имеется решение Мазановского районного суда Амурской области от 05 марта 2019 года, согласно которому на ООО «Мазановское ДУ» возложена обязанность в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу – разработать проект рекультивации нарушенных земель на площади 3831 кв.м (кадастровый --); согласовать разработанный проект рекультивации нарушенных земель на площади 3 831 кв.м (кадастровый --) с органами местного самоуправления (администрацией Мазановского района Амурской области); восстановить нарушенное состояние окружающей среды в соответствии с утвержденным проектом рекультивации нарушенных земель на площади 3 831 кв.м. (кадастровый --), считает, что срок исполнения определен данным решением до 05 октября 2019 года, суд полагает данное мнение заблуждением, основанным на неправильном понимании норм права. Вынесенное решение Мазановского районного суда по гражданскому делу не продляет автоматически сроки установленные предписанием надзорного органа в рамках дела об административном правонарушении.
Суждения генерального директора ООО «Мазановское ДУ» Свинкина Г.Н. о том, что Обществом «Мазановское ДУ» ведется работа, направленная на решение вопроса о переводе арендуемого земельного участка из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ. Для вопросов связанных с продлением срока исполнения предписания административного органа предусмотрена иная процедура. Кроме того, судом учитывается, что вынесенные административным органом предписания ООО «Мазановское ДУ» не обжаловались, в том числе не оспаривались и сроки исполнения данных предписаний, что свидетельствует о том, что Общество было с ними согласно.
Сведения, на которые ссылается генеральный директор ООО «Мазановское ДУ» о том, что 24 января 2019 года Россельхознадзором им было отказано в продлении срока исполнения предписания от 22 ноября 2018 года, не влияют на имеющийся в действиях общества состав правонарушения, поскольку причиной отказа послужило то, что ООО «Мазановское ДУ» не были представлены доказательства по принятию мер по исполнению предписания. В данном случае получив отказ ООО «Мазановское ДУ» не было лишено возможности обратиться повторно до истечения срока исполнения предписания в надзорный орган, предоставив надлежащие доказательства, по исполнению предписания, а также вправе было обжаловать отказ в продлении срока исполнения предписания в судебном порядке.
Согласно Постановлению мирового судьи Амурской области по Мазановскому районному судебному участку от 13 августа 2019 года, юридическое лицо – ООО «Мазановское дорожное управление» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Данное постановление судом вынесено с соблюдением требований п.п.1-7 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленной ст.4.5 КоАП РФ. При назначении административного наказания, суд учел характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, а также применил положения ч.3.2,3.3, ст.4.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено судом в пределах санкции, предусмотренной ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, мировой судья обоснованно пришел к выводу о виновности юридического лица – ООО «Мазановское дорожное управление в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, в связи с чем суд не находит оснований для отмены вынесенного на законных основаниях Постановления мирового судьи по Мазановскому районному судебному участку от 13 августа 2019 года.
В силу п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об оставлении постановления мирового судьи без изменения, а жалобу без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, 30.8 КоАП РФ судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи Амурской области по Мазановскому районному судебному участку от 13 августа 2019 года о привлечении юридического лица – ООО «Мазановское дорожное управление» к административной ответственности по ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Мазановское дорожное управление» Свинкина Г.Н. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. ст. 30.12, 30.14 КоАП РФ.
Председательствующий судья: Е.Г. Кузнецова