Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2023 г. г. Жигулёвск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Семеновой Н.Ю.,
при секретаре Сапегиной Е.В.,
с участием:
помощника прокурора г. Жигулевска Орлова А.С.,
истца Шарипова Р.Д.,
представителя ответчика администрации г.о. Жигулевск – Леоновой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/2023 по иску Шарипова Р. Д. к администрации городского округа Жигулевск о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Шарипов Р.Д. обратился в Жигулевский городской суд <адрес> с иском к администрации городского округа Жигулевск, требуя взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что ДД.ММ.ГГГГг. в 18.30 часов Шарипов Р.Д. находился около <адрес> Б по <адрес> и в это время на него напала одна бездомная собака светло рыжего цвета и укусила его в левую ногу. В результате укуса у него образовалась рваная укушенная рана голени левой ноги.
Истец обратился за медицинской помощью и в тот же вечер был бригадой скорой помощи доставлен в отделение травматологии МУЗ «Жигулевская ЦГБ», где ему оказали необходимую медицинскую помощь и назначили амбулаторное лечение в виде прививок, которые производятся на протяжении нескольких месяцев и очень для него болезненны. В связи с укусом собакой истец был вынужден на протяжении длительного времени тратить свое время на посещение лечащих врачей и прохождение курса лечения.
В результате укуса собакой истцу причинен моральный вред в виде физических и нравственных страданий. Он испытал сильные боли в момент укуса собакой, был сильно напуган данным обстоятельством и находился в состоянии сильного шока и стресса. В связи с тем, что лечение от укуса бездомной собаки требуется в виде курса прививок, которые также являются болезненными, он был вынужден на протяжении длительного периода времени испытывать болевые ощущения. Каждый раз при производстве прививок это напоминало ему о случившемся и события того вечера всплывали в его памяти, доставляя дополнительные страдания.
Истец до настоящего времени испытывает страх при выходе на улицу, так как при встрече с собаками ему кажется, что они на него набросятся и опять укусят.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с ответом прокуратуры г. Жигулевска от 23 ноября 2021 г. установлено, что 12 октября 2021 г. истца укусила бездомная собака, которая была отловлена только лишь 25 октября 2021 г.. Данное обстоятельство в соответствии с ответом прокуратуры г. Жигулевска свидетельствует о ненадлежащей работе должностных лиц администрации г.о. Жигулевск в части осуществления мероприятий, направленных на снижение в границах городского округа численности бездомных животных (собак), представляющих опасность для людей.
Истец считает, что указанный выше случай произошел с ним из-за ненадлежащего содержания территории г.о. Жигулевск, не выполнения мероприятий по отлову безнадзорных животных, моральный вред он оценивает в размере 100 000 рублей и просит взыскать с ответчика в свою пользу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Спецсервис» и Департамент ветеринарии Самарской области.
Истец Шарипов Р.Д. в судебном заседании требования и доводы иска поддержала, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации г.о. Жигулевск – Леонова Н.В. в судебном заседании требования иска не признала, по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которым в силу ст. 8 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа. К вопросам местного значения городского округа такой вопрос в силу положений ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не относится.
На основании ст. 1789 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 10.05.2018 № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее - Закон Самарской области от 10.05.2018 № 36-ГД) отдельными государственными полномочиями Самарской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - отдельные государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением и муниципальных районов Самарской области.
Требования к осуществлению на территории Самарской области мероприятий по отлову, содержанию, возврату владельцам потерявшихся животных или отловленных животных без владельцев, передаче отловленных животных без владельцев заинтересованным гражданам и организациям, эвтаназии животных без владельцев и утилизации или уничтожению их трупов, а также возврату животных без владельцев, содержащихся в приютах для животных, на прежние места их обитания, установлены Порядком организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 14.06.2018 № 327 (далее – Порядок), принятым в соответствии с Законом Самарской области от 10.05.2018 № 36-ГД.
В соответствии с Порядком уполномоченным органом является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Самарской области, в установленном порядке уполномоченный на решение вопросов по регулированию численности животных без владельцев и по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на данной территории.
На основании п. 1.4 Порядка мероприятия по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировке, содержанию животных без владельцев, возврату владельцам потерявшихся животных или отловленных животных без владельцев, передаче отловленных животных без владельцев заинтересованным гражданам и организациям, возврату животных без владельцев, содержащихся в приютах для животных, на прежние места их обитания, а также эвтаназии животных без владельцев и утилизации или уничтожению их трупов осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, определенные уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа Жигулевск и ООО «Спецсервис» заключен муниципальный контракт №, в соответствии с п. 1.1 которого исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории городского округа Жигулевск.
В соответствии с п. 4.1 муниципального контракта работы выполняются исполнителем с даты заключения контракта до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Муниципальный контракт будет считаться исполненным после выполнения сторонами взаимных обязательств по муниципальному контракту и осуществления окончательных расчетов между сторонами (п. 4.2). Согласно п. 11.11 муниципальный контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ. На основании п. 5.2 контракта вместе с уведомлением о готовности выполненных работ исполнитель представляет акт о приемке выполненных работ в двух экземплярах. Акт выполненных работ сторонами контракта подписан ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на момент произошедшего события – ДД.ММ.ГГГГ действовал и исполнялся муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Порядка отлов животных без владельцев производится в целях регулирования их численности, возвращения владельцам животных, профилактики инфекционных заболеваний, обеспечения общественного порядка, специализированной организацией на основании заказа-наряда на отлов животных без владельцев, выданного уполномоченным органом на основании обращений (заявки) на отлов животных без владельцев в письменной или электронной форме или посредством телефонной связи заявителей, органов государственной власти, подразделений полиции, а также в рамках плановых мероприятий по отлову животных без владельцев в соответствии с условиями муниципального контракта (договора), заключенного с уполномоченным органом.
Плановый отлов животных без владельцев проводится в случаях отсутствия обращения заявителей, повторных отработок ранее выданных заказов-нарядов (при необходимости) без оформления нового заказа-наряда, в рамках подготовки проведения культурно-массовых мероприятий (п. 3.4).
При этом в соответствии с абз. 2 п. 3.2 Порядка физические и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток (идентификационных меток), на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в уполномоченный орган и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям специализированной организации, проводящим отлов животных без владельцев. Таким образом, обязанность по информированию органов местного самоуправления или специализированной организации о нахождении животных без владельцев возложена и на физических лиц.
В администрацию городского округа Жигулевск обращения по факту нахождения животных без владельцев по указанному в исковом заявлении адресу в период, предшествующий описанному событию, не поступали. Учитывая изложенное, администрацией городского округа Жигулевск отдельные государственные полномочия исполняются в точном соответствии с изданными по указанному вопросу нормативными правовыми актами.
Таким образом, со стороны администрации городского округа Жигулевск отсутствуют признаки ненадлежащего исполнения и бездействия в рамках осуществления переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
С учетом изложенного, а также в связи с отсутствием виновных действий со стороны администрации городского округа Жигулевск в причинении морального вреда истцу, представитель ответчика полагает, что ввиду точного исполнения органом местного самоуправления требований нормативных правовых актов, регулирующих его деятельности в области обращения с животными, надлежащим ответчиком по делу администрация городского округа Жигулевск не является.
Кроме того, заявленный размер исковых требований не соответствует тяжести перенесенных истцом страданий в связи с укусом собакой, не повлекшим вреда здоровью, а также требованиям разумности и справедливости, в связи с чем просил в удовлетворении требований иска отказать.
Представитель третьего лица - ООО «Спецсервис» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ранее представленном письменном отзыве на исковое заявление указал, что между администрацией г.о. Жигулевск и ООО «Спецсервис» ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт № на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования г.о. <адрес>. Количество животных, подлежащих отлову - не менее 43-х голов (п. 1 технического задания). Срок действия контракта - до ДД.ММ.ГГГГ (п. 4.1. контракта). Согласно п. 4.2. контракта, контракт будет считаться исполненным с момента исполнения сторонами обязательств по контракту и осуществления расчетов.
При этом, согласно п. 11.1 контракта, в части оплаты контракт считается действующим до полного исполнения заказчиком своих обязательств.
Цена контракта, согласно п. 6.1 - 426 881 руб. 14 коп..
Согласно условий приемки работ (п. 5 контракта) после исполнения работ исполнитель уведомляет заказчика об исполнении обязательств по контракту.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации ООО «Спецсервис» направило уведомление о выполнении работ по указанному контракту с приложением актов отлова животных без владельцев с 7 по 10, акта оказанных услуг №, счета № от ДД.ММ.ГГГГ на оплату оказанных услуг в размере 394 699 рублей и иных сопроводительных документов.
ДД.ММ.ГГГГ после получения от ООО «Спецсервис» документов и последующего их анализа администрацией было заключено дополнительное соглашение № к контракту с уточнением цены контракта 394 699 рублей.
Указанная в счете № от ДД.ММ.ГГГГ сумма 394 699 рублей была оплачена в полном объеме, с ДД.ММ.ГГГГ по контракту от ДД.ММ.ГГГГ работы не велись, заказ-наряды в адрес ООО «Спецсервис» не направлялись, животные без владельцев не отлавливались.
Все заказ-наряды на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев в рамках указанного контракта исполнены, каких-либо претензий по оказанию услуг по контракту со стороны администрации не предъявлялось, приемка оказанных услуг проведена, оплата по контракту произведена в полном объеме без вычета неустоек и штрафов, соответственно, техническое задание ООО «Спецсервис» по контракту на выполнение работ по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования <адрес> выполнило надлежащим образом, в полном объеме и в установленный срок.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спецсервис» выдало администрации <адрес> банковскую гарантию № по контракту №, в соответствии с которой ГАРАНТ (АКБ «Абсолют Банк») выплачивает сумму гарантии в размере 21 344 руб. 06 коп. (или её часть) бенефициару (Администрации) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Принципалом (ООО «Спецсервис») обязательств по контракту. Срок предъявления требований о выплате суммы гаранта определен сторонами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Бенефициар не обращался с требованием к гаранту о производстве выплат в соответствии с п. 3 гарантийного обязательства, что также свидетельствует о надлежащем исполнении ООО «Спецсервис» услуг по указанному контракту.
Очередной контракт на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования г.о. <адрес> № был заключен ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия контракта: с момента его подписания, то есть с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Первый заказ-наряд № по контракту от ДД.ММ.ГГГГ на отлов собак по расположенному вблизи адресу по <адрес> поступил в ООО «Спецсервис» ДД.ММ.ГГГГ и был исполнен.
На дату событий, произошедших ДД.ММ.ГГГГ действующего контракта на выполнение работ по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования г. Жигулевск Самарской области, не имелось, соответственно заказ-наряды в адрес ООО «Спецсервис» не поступали, в связи с чем производить отлов животных без владельцев последний не имел права согласно требованиям Порядка организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Самарской области и условиям технического задания.
Представитель ООО «Спецсервис» полагает, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда 100 000 рублей не обоснован и чрезмерно завышен, поскольку укус истца был единственный, истец амбулаторно проходил лечение в виде курса вакцин, доказательств того, что собака являлась животным без владельца, материалы дела не содержат. Ответственность за причиненный вред здоровью животными, обладающими владельцами, несет в соответствии с законодательством РФ последний. Судебно-медицинская экспертиза по определению наличия телесных повреждений, их степени, локализации, механизма и давности образования, а также определения причиненного вреда здоровью, не проводилась, соответственно, степень причиненного вреда здоровью истца не определена.
При таких обстоятельствах, исковые требования к администрации г.о. Жигулевск о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению в размере 15 000 рублей.
Представитель третьего лица - Департамента ветеринарии Самарской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил.
Помощник прокурора <адрес> Орлов А.С. в заключении по делу указал, что исковые требования Шарипова Р.Д. являются обоснованными, но указанная в иске сумма подлежит уменьшению, поскольку предусмотренная законом денежная компенсация должна отвечать требованиям справедливости и разумности и быть соразмерной степени нравственных страданий истца.
Судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Из положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем компенсации морального вреда.
В силу статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции). Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда (п. 15).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни. При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 27).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Шарипов Р.Д. обратился в О МВД России по <адрес> с заявлением, в котором просил принять меры к бездомной, агрессивной собаке рыжего окраса, которая ДД.ММ.ГГГГ в 19.00 часов укусила его около магазина «<адрес>» по адресу: <адрес>Б. При проведении проверочных действий в рамках КУСП № было установлено, что бездомная собака рыжего окраса постоянно находится в районе указанного магазина и ведет себя агрессивно. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ информация об агрессивном поведении животных без владельцев была направлена в администрацию <адрес>.
Определением УУП ОУУП и ПДН О МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках КУСП № было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Из ответа прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на имя Шарипова Р.Д. следует, что постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная программа «Благоустройство городского округа Жигулевск на 2018-2022 годы». Пунктом 5 приложения № вышеуказанной муниципальной программой предусмотрено обеспечение регулярной работы по отлову безнадзорных собак и кошек. Работы по отлову бездомных животных на территории г.о. Жигулевск осуществляются ООО «Спецсервис» на основании регулярно заключаемых с администрацией г.о. Жигулевск контрактов на выполнение соответствующих видов работ. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в мкр. Моркваши в непосредственной близости от детского сада «Алёнушка» Шарипова Р.Д. укусила собака, которая была отловлена только ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, бездомная собака, очевидно представляющая опасность для окружающих, на протяжении 13 дней после укуса беспрепятственно передвигалась по территории городского округа, что свидетельствует о ненадлежащей работе должностных лиц администрации г.о. Жигулевск в части осуществления мероприятий, направленных на снижение в границах городского округа численности бездомных животных (собак), представляющих опасность для людей. По выявленным нарушениям федерального законодательства прокуратурой города и.о. главы г.о. Жигулевск внесено представление, которое находится на рассмотрении. Также по обращению, зарегистрированному в О МВД России по <адрес> под № проводится проверка.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.о. Жигулевск в ответ на представление прокурора по факту укуса Шарипова Р.Д. ДД.ММ.ГГГГ собакой без владельца сообщено, что в 2021 году в мкр. Моркваши проведено 16 мероприятий по обращению с животными без владельцев отловлено 22 собаки без владельцев. Собака, предположительно укусившая Шарипова Р.Д., отловлена ДД.ММ.ГГГГ в результате поиска, который осложнялся тем, что собаку укрывали от группы отлова работники магазина «Сытый папа», расположенного по адресу: <адрес>Б. В целях профилактики укусов людей в мкр. Моркваши в октябре, ноябре т.г. выдано 4 дополнительных заказ-наряда на отлов животных без владельцев. Право привлечения в дисциплинарной ответственности, в сложившейся ситуации использовано не было.
Из текста искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 30 минут около <адрес> Б по <адрес> на истца напала бездомная собака светло рыжего окраса и укусила его за левую ногу, после чего истец обратился в травматологическое отделение ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ», где ему была оказана медицинская помощь, поставлен диагноз: рваная укушенная рана голени левой ноги, назначено амбулаторное лечение в виде прививок.
Факт обращения Шарипова Р.Д. в ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» за оказанием медицинской помощи подтверждается следующими доказательствами.
Из представленной по запросу суда ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» выписки из медицинской карты амбулаторного больного следует, что Шарипов Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился на амбулаторном лечении у травматолога поликлиники № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «укушенная рана левой голени неизвестной собакой», ему была оказана медицинская помощь в приемном отделении хирургии. Выписан на работу по выздоровлению ДД.ММ.ГГГГ с нарушением больничного режима, так как ДД.ММ.ГГГГ на прием не приходил.
ДД.ММ.ГГГГ медицинской организаций ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» на имя Шарипова Р.Д. был открыт больничный лист № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который был продлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Из ответа главного врача ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» на запрос суда следует, что ДД.ММ.ГГГГ Шарипов Р.Д. обратился в приемное отделение ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» в связи с полученной травмой – укус левой голени неизвестной собакой. Была проведена первичная обработка укушенной раны, начата вакцинация от бешенства и столбняка. Далее Шарипов Р.Д. лечился и проходил курс вакцинации от бешенства амбулаторно в поликлиники № ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» у врача-травматолога. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шарипову Р.Д. выдан листок нетрудоспособности № в связи с наличием укушенной раны левой голени, наличием отека и боли в области раны, сроками грануляции. ДД.ММ.ГГГГ Шарипов Р.Д. закончил вакцинацию от бешенства.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии», а также ст. ст. 3, 4 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона деятельность по обращению с животными без владельцев - это деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1789 СанПиН 3.3686-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на соответствующей территории (п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с Законом Самарской области от 10.05.2018 N 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Самарской области от 10.05.2018 № 36-ГД финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в форме субвенций с выделением отдельной строкой и распределением по каждому муниципальному образованию.
Расходование субвенций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 10.05.2018 N 36-ГД органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право в пределах своих полномочий издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, и осуществлять контроль за их исполнением.
Отлов животных без владельцев осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Постановления Правительства Самарской области от 14.06.2018 г. № 327 «Об утверждении порядка организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Самарской области». При этом контроль за исполнением указанного Порядка № 327 и расходованием средств субвенций осуществляет департамент ветеринарии Самарской области.
В соответствии с п. 3.1 Порядка организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Самарской области отлов животных без владельцев производится в целях регулирования их численности, возвращения владельцам животных, профилактики инфекционных заболеваний, обеспечения общественного порядка.
Из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Спецсервис» (ИНН № является действующим юридическим лицом, дополнительным видом деятельности которого является деятельность ветеринарная.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа <адрес> (заказчик) и ООО «Спецсервис» (исполнитель) заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по отлову и содержанию животных без владельцев на территории городского округа Жигулевск, предметом которого явилось выполнение работ по отлову и содержанию животных без владельцев на территории городского округа Жигулевск.
Работы выполняются исполнителем в полном соответствии с требованиями технического задания (п. 2.1 контракта).
В соответствии с п.п. 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 контракта заказчик вправе требовать от исполнителя надлежащего исполнения обязательств, установленных муниципальным контрактом; своевременного устранения выявленных недостатков; проверять ход и качество выполнения исполнителем условий муниципального контракта.
Работы выполняются исполнителем с момента заключения муниципального контракта по 01 октября 2021 г. включительно (п. 4.1 контракта). Муниципальный контракт будет считаться исполненным после выполнения сторонами взаимных обязательств по муниципальному контракту и осуществления окончательных расчетов между сторонами (п. 4.2 контракта).
В соответствии с пунктом 5.1 контракта исполнитель обязан в письменной форме уведомить заказчика о готовности выполнения работ к сдаче, а также предоставить акт о приемке выполненных работ (п. 5.2 контракта).
Заказчик в пятидневный срок со дня получения акта о приемке выполненных работ обязан направить исполнителю один экземпляр подписанного акта о приемке выполненных работ или мотивированный отказ от приемки работ (п. 5.3 контракта).
Из пункта 6.1 контракта следует, что максимальное значение цены муниципального контракта составляет 426 881 руб. 14 коп..
Муниципальный контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2021 г., а в части оплаты контракт считается действующим до полного исполнения заказчиком своих обязательств. Окончание срока действия муниципального контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (п. 11.1 контракта).
Согласно Приложению № к муниципальному контракту № (Техническое задание на выполнение работ по отлову и содержанию животных без владельцев на территории г.о. Жигулевск) установлен максимальный перечень оказываемых услуг: отлов животного без владельцев; транспортировка в приют животного без владельцев; видеозапись (видеофиксация) отлова животного без владельцев; видеозапись (видеофиксация) возврата животного без владельцев; содержание и кормление в течение 20 дней (карантин и послеоперационный период); кастрация (стерилизация) животных без владельцев; осмотр животного ветеринарным врачом; обработка от экто и эндопаразитов; учет, чипирование, регистрация животного без владельцев; эвтаназия животного без владельцев; утилизация, уничтожение трупа животного без владельца.
Объем оказываемых услуг не определен. Услуги оплачиваются в соответствии с ценой единицы услуги (п. 5.1).
В соответствии с копией дополнительного соглашения № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ по отлову и содержанию животных без владельцев на территории г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ, пункта 6.1 соглашения изложен в следующей редакции: «Цена настоящего муниципального контракта составляет 394 699 руб. 00 коп. и включает в себя стоимость налогов и сборов, иных обязательных платежей, а также стоимость иных расходов, которые исполнитель может понести при исполнении настоящего муниципального контракта».
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спецсервис» (исполнитель) с одной стороны и администрацией городского округа Жигулевск (заказчик) с другой стороны подписан Акт оказанных услуг №, из которого следует, что исполнителем на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ были выполнены работы и оказаны услуги, в том числе: по отлову животного без владельцев в количестве 54 головы; транспортировка в приют животных без владельцев - 54 головы; видеозапись отлова животного без владельцев – 54 головы; видеозапись возврата животного без владельца – 38 голов; содержание и кормление в течение 20 дней (карантин и послеоперационный период) – 39 голов; содержание и кормление в течение 15 дней (карантин и послеоперационный период) – 9 голов; содержание и кормление в течение 10 дней (карантин и послеоперационный период) - 2 головы; содержание и кормление в течение 14 дней (карантин и послеоперационный период) - 1 голова; содержание и кормление в течение 11 дней (карантин и послеоперационный период) - 1 голова; содержание и кормление в течение 2 дней (карантин и послеоперационный период) - 1 голова; содержание и кормление в течение 1 дня (карантин и послеоперационный период) - 1 голова; стерилизация животного без владельца - 26 голов; кастрация животного без владельцев - 16 голов; возврат животного без владельца в прежнее место обитания - 38 голов; осмотр животного ветеринарным врачом - 54 головы; обработка животного от экто - 54 головы; учет, чипирование, регистрация животного без владельцев - 54 головы; утилизация, уничтожение трупа животного без владельца - 11 голов. Всего оказано услуг на сумму 394 699 рублей.
Вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спецсервис» направило на имя главы городского округа Жигулевск сведения о выполнении работ по муниципальному контракту, а именно: акт отлова животных без владельцев с № по №, карточки учета животных без владельца с № по №, акты выбытия животных без владельца с № по №, акт оказанных услуг № и счет № от ДД.ММ.ГГГГ и таблицу расчета проделанной работы.
Оплата работ по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 394 699 рублей произведена в ООО «Спецсервис» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В материалы дела предоставлены копии заказ-нарядов на отлов животных без владельцев:
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, окрас черный, белый, серый, большого/среднего размера, которые агрессивны, адрес места отлова: <адрес>, свалка бытовых отходов у забора со стороны <адрес>;
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, окрас черный, белый, серый, большого/среднего размера, которые агрессивны, укусили человека ДД.ММ.ГГГГ, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов кошек, собак, окрас черный, белый, серый, рыжий, большого/среднего размера, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, окрас черный, большого/среднего размера, которые агрессивны, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, окрас рыжий, среднего размера, с агрессивным поведением, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, окрас рыжий, пегий, большого/среднего размера, которые агрессивны, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, окрас рыжий, пестрый, большого/среднего размера, которые агрессивны, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, окрас рыжий/черный, белый/рыжий, большого размера, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, окрас рыжий, серый, черный/белый, большого размера, которые агрессивны, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, окрас черный, серый, большого размера, которые агрессивны, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, окрас рыжий, серый, черный/белый серо/черная, рыжий/черный, большого размера, которые агрессивны, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, большого размера, которые агрессивны, укусили детей, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, окрас темно коричневый (<адрес>) и другой, большого размера, которые агрессивны, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку на отлов собак, окрас рыжий (Морквашинская <адрес>) и другой, большого/среднего размера, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку в ООО «Спецсервис» на отлов собаки, окрас серый/черный, рыжий и другой, большого/среднего размера, адрес места отлова: <адрес>
- № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрация г.о. Жигулевск на основании обращения (заявки) физических и юридических лиц подготовила заявку в ООО «Спецсервис» на отлов собаки, окрас рыжий/белый и другой, большого размера, на собаке шлейка и поводок, которая агрессивна, адрес места отлова: <адрес>
Из указанного выше следует, что в период действия муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спецсервис» было отловлено 54 животных без владельца. В отношении отловленных животных были проведены все необходимые мероприятия. Услуги выполнены в полном объеме и в срок (акт оказанных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ).
В материалы дела стороной ответчика предоставлена копия соглашения № о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Самарской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных образований Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом ветеринарии Самарской области и администрацией г.о. Жигулевск Самарской области, в соответствии с которым бюджету г.о. Жигулевск предоставлены субвенции из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Самарской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных образований Самарской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования, возникающего при выполнении переданных государственных полномочий на 2021 год (п. 1.1). Сумма выделяемых средств составляет 781 000 руб. (п. 1.2). Из пункта 1.3 следует, что за счет выделенных денежных средств из областного бюджета орган местного самоуправления должен обеспечить в текущем финансовом году выполнение показателей – количество отловленных животных без владельцев не менее 98 голов. Расчетный норматив расходов на одно животное без владельца составит не более 7 856 руб. 58 коп., при учете максимальной цены на кастрацию не более 7 314 рублей, стерилизацию – не более 8 364 рублей, эвтаназию – не более 3 573 рублей (п. 1.4). Соглашение вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует до ДД.ММ.ГГГГ (п. 6.1).
Из копии дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Самарской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных образований Самарской области следует, что в пункте 1.2 цифры и слова «781 000 руб.» заменены цифрами и словами на «781 494 руб. 14 коп.».
Из копии дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Самарской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных образований Самарской области следует, что в пункте 1.2 цифры и слова «781 494 руб. 14 коп.» заменены на цифры и слова «1 299 832 руб. 09 коп.».
Согласно ч. 2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В обоснование исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в материалы дела предоставлены, в том числе медицинские документы, а также объяснения самого Шарипова Р.Д., данные в рамках проведенной проверки (КУСП №).
Истец Шарипов Р.Д. в судебном заседании пояснил, что после полученной травмы в результате нападения бездомной собаки ему был причинен моральный вред, выразившийся как в физических, так и в нравственных страданиях – стал бояться собак, испытал испуг, волнение и страх, находился в состоянии шока, чувство страха испытывает до настоящего времени.
Суд полагает, что необходимости в доказывании того, что человек, на которого напала и покусала собака, претерпевает как физические, так и морально-нравственные страдания, не имеется.
Оценивая перечисленные выше обстоятельства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные отношения, исходя из того, что администрация городского округа Жигулевск в силу действующего законодательства является заказчиком по муниципальному контракту на оказание услуг по отлову, содержанию, в том числе лечению, вакцинации, стерилизации и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, а также распорядителем перечисленных на её счет денежных средств из областного бюджета, в соответствии со ст. ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, соответственно, является ответственным лицом за возмещение причиненного истцу Шарипову Р.Д. ущерба.
Таким образом, по смыслу приведенных положений действующего законодательства надлежащим ответчиком по делу является администрация городского округа Жигулевск.
По общему правилу, установленному п.п. 1, 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Предусмотренная ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного ему вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В судебном заседании нашло подтверждение, что ответчиком обязанность к принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождения лиц на территории городского округа Жигулевск в должной мере не исполнялась, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации городского округа Жигулевск и нападением на истца Шарипова Р.Д. собаки без владельцев. Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины в причинении вреда истцу, суду вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено.
При определении размера компенсации морального вреда судом принимается во внимание характер и объем причиненных истцу нравственных и физических страданий, период прохождения амбулаторного лечения, необходимость введения истцу препарата антирабической вакцины, степень вины ответчика. Учитывая данные обстоятельства, а также требования разумности и справедливости, суд считает необходимым снизить размер требуемого к взысканию возмещения до 20 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шарипова Р. Д. удовлетворить частично.
Взыскать с администрации городского округа Жигулевск (ИНН № в пользу Шарипова Р. Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 36 09 150978 выдан ОУФМС России по Самарской области в г. Жигулевске ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения № компенсацию морального вреда в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Н.Ю. Семенова
Решение в окончательной форме изготовлено 31 марта 2023 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Н.Ю. Семенова