Дело №2-87/2018
Решение
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Шайгузовой Р.И., при секретаре Башвеевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бобровой Валентины Ивановны к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности включить в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», возложении обязанности рассмотреть вопрос о включении в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», признании права на получение жилищных субсидий,
установил:
Боброва В.И. обратилась в суд с иском к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» с требованием о возложении на ответчика обязанности включить её как гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории пенсионер, в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2018 год по Заводскому району муниципального образования «Город Саратов».
В обоснование заявленных исковых требований указала, что зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес>, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» с 08 января 2002 года. Начиная с 2006 года, она находилась в составе участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как лицо, отнесенное к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Общий трудовой стаж истца составляет 25 лет 4 месяца 25 дней в Сахалинской области. По адресу: <адрес> она проживает на основании договора найма жилого помещения, и зарегистрирована в указанном жилом помещении на период с 17 марта 2014 года по 17 августа 2019 года. На момент обращения к ответчику и на настоящий момент в её собственности не имеется жилого помещения.
Обратившись в очередной раз к ответчику с заявлением о включении её в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год по Заводскому району г.Саратова, она 01 сентября 2017 года получила отказ.
Основание для отказа послужило отсутствие копии вступившего в законную силу решения суда об установлении её места жительства. Вместе с тем, ею представлены документы о регистрации по месту пребывания, договор найма жилого помещения по вышеуказанному адресу, заключенный с собственником фио.
Начиная с 2014 года. Она постоянно проживала по данному адресу, и ответчик включал её в соответствующий список граждан-участников подпрограммы.
Поскольку требования, необходимые для постановки её на учет как имеющей право на получение жилищных субсидий, ею соблюдены, отказ ответчика во включении её в соответствующий список является незаконным. В связи с чем, она вынуждена обратиться в суд.
В ходе рассмотрения дела Бобровой В.И. были уточнены исковые требования. Истец просит возложить на администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» обязанность рассмотреть вопрос о включении Бобровой Валентины Ивановны в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство на 2018 год по Заводскому району муниципального образования «Город Саратов».
Кроме того, истец просит признать у нее право на получение жилищных субсидий как у гражданина, прибывшего в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 01 января 1992 года. К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Истец Боброва В.И., будучи надлежащим образом извещенной времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, согласно заявлению просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Маврина А.Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил возражения по заявленным исковым требованиям, в которых просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся истца и представителя ответчика.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее по тексту - Постановление) (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы») - (далее по тексту - Правила) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу пп.«з» п.5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с п.19 Правил, для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан), в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов: граждане, указанные в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил: документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г. (паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная органом по контролю в сфере миграции); выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; копии документов, подтверждающих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением пенсионеров); копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, а также справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для пенсионеров; справка учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки) с последнего места жительства заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждающая постоянное проживание с гражданином, подавшим заявление об участии в основном мероприятии, в указанных районах и местностях родственников (за исключением супруга или супруги, детей, родителей, усыновленных, усыновителей) и нетрудоспособных иждивенцев, прибывших с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающих с ним в избранном месте жительства и ведущих с ним общее хозяйство (если указанные родственники и нетрудоспособные иждивенцы были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство по прежнему месту жительства), - для граждан, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в период с 1 января 1992 г. по 1 января 2015 г.
В соответствии с п. 24 Правил, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с “разбивкой по категориям граждан, предусмотренным подпунктами "е" - "к" пункта 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списка граждан, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил).
Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются: в отношении граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с п.8 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведения о количестве граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно паспорту истца Боброва В.И. прибыла в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (п.Углезаводск Долинского района Сахалинской области) 03 марта 1987 года, то есть не позднее 1 января 1992 года.
Из справки, выданной ООО «Найба» на имя Бобровой В.И., истица имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 25 лет 4 месяца 25 дней.
В материалах дела имеются уведомления на имя истца Боброву В.И. об отсутствии в едином государственное реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, представленную всеми территориальными органами Росреестра, что свидетельствует о том, что Боброва В.И. не имеет других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Кроме того, истцом представлена справка о том, что она не имеет муниципального жилого помещения в Долинском районе Сахалинской области.
Согласно справке, выданной администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов» на имя Бобровой В.И., последняя нуждается в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что Боброва В.И. ранее субсидий на эти цели не получала.
27 марта 2017 года Боброва В.И. обратилась в администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». К заявлению приложены необходимые документы, подтверждающие право истца на получение социальной выплаты.
01 сентября 2017 года администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов» Бобровой В.И. направлен ответ об отсутствии оснований для включения её в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год по Заводскому району муниципального образования «Город Саратов» в связи с тем, что истцом не представлены сведения о её месте жительства, либо копии решения суда об установлении места жительства.
Исходя из текста вышеуказанного сообщения, иных притязаний к истцу, помимо непредставления сведений о постоянном месте жительства, у администрации района не имелось.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;
Как следует из сведений, содержащихся в паспорте истца, Боброва В.И. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с 24 октября 2001 года по 26 марта 2014 года.
Согласно свидетельств о регистрации по месту пребывания №583 Боброва В.И. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 17 марта 2014 года по 17 марта 2019 года.
Фактическое проживание Бобровой В.И. в вышеуказанном жилом помещении и отсутствие иного места жительства на территории Российской Федерации подтверждается материалами дела – договором найма жилого помещения от 31 октября 2017 года, а также показаниями допрошенных в ходе рассмотрения дела в качестве свидетелей фио. и фио., оснований не доверять которым у суда не имеется, поскольку они не заинтересованы в исходе рассмотрения дела, их показания согласуются с иными материалами дела.
С учетом наличия у истца всех условий для предоставления жилищной субсидии, установленных Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, ответчик необоснованно отказал во включении истца в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы».
В связи с изложенным, на ответчика администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» необходимо возложить обязанность рассмотреть вопрос о включении истца в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство на 2018 год по Заводскому району муниципального образования «Город Саратов».
В удовлетворении исковых требований к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о возложении на ответчика обязанности включить истца как гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории пенсионер, в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2018 год по Заводскому району муниципального образования «Город Саратов» суд полагает необходимым отказать, поскольку суд не может подменять собой орган, полномочный рассматривать вопрос о включении граждан в соответствующий список.
В удовлетворении исковых требований Бобровой В.И. к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании права на получение жилищных субсидий необходимо отказать ввиду того, что защите подлежит нарушенное право. Ответчиками право истца на получение жилищных субсидий не оспаривалось. Причиной отказа в постановке на соответствующий учет явилось непредставление документов постоянного или преимущественного проживания на соответствующей территории.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» обязанность рассмотреть вопрос о включении Бобровой Валентины Ивановны в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство на 2018 год по Заводскому району муниципального образования «Город Саратов».
В удовлетворении исковых требований Бобровой Валентины Ивановны к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности включить в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» отказать.
В удовлетворении исковых требований Бобровой Валентины Ивановны к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании права на получение жилищных субсидий отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 января 2018 года.
Судья Р.И. Шайгузова