Судья ФИО3 Дело № 33-21077/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи ФИО14,
судей Илларионовой Л.И., Алибердовой Н.А.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в заседании от <данные изъяты> апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 на решение Озерского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации сельского поселения Клишинское о признании незаконным бездействия, понуждении утвердить схему расположения земельного участка и сформировать земельный участок многоквартирного дома,
заслушав доклад судьи ФИО14,
объяснения ФИО2 и ее представителя ФИО10, ФИО1 и его представителя ФИО7, представителя Администрации сельского поселения Клишинское Озерского муниципального района <данные изъяты> – ФИО8,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 и Е.В. обратились в суд с иском к Администрации сельского поселения Клишинское о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом, понуждении утвердить схему расположения земельного участка и сформировать земельный участок площадью 3511 кв.м под многоквартирным домом по адресу: <данные изъяты>-1, <данные изъяты>. Свои требования мотивировали тем, что являясь собственниками <данные изъяты> многоквартирном доме по вышеуказанному адресу и имея намерение зарегистрировать право собственности на земельный участок при доме, <данные изъяты> обратились в Администрацию сельского поселения Клишинское с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, в чем им было отказано. В октябре и декабре 2012 г. они также обращались к ответчику с заявлениями об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, подготовленной за свой счет, в чем им также было отказано. Уклонение Администрации от формирования земельного участка и утверждения схемы считают незаконным, нарушающим их право на приобретение в общую долевую собственность земельного участка.
В судебном заседании истцы настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика – Администрации сельского поселения Клишинское, возражая против иска, указала, что на заявления истцов Администрация реагировала своевременно, давая ответы в письменной форме о том, что полномочия по формированию земельного участка переданы <данные изъяты>, а другие сособственники многоквартирного дома категорически возражают против формирования единого земельного участка, поскольку каждый из них пользуется свои земельным участком.
Представитель третьего лица – Администрации Озерского муниципального района МО с иском не согласился, пояснив, что полномочия по формированию земельного участка с 2012 г. переданы в сельское поселение по соглашению. В период, когда <данные изъяты> была полномочна решать указанные вопросы по соглашению с поселением, земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, но впоследствии был снят с кадастрового учета из-за технической ошибки.
Третьи лица – ФИО11, ФИО12, ФИО9 просили иск оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что они являются собственниками квартир в одноэтажном многоквартирном доме, расположенном на спорном земельном участке, который фактически разделен между сособственниками и используется каждым из них единолично, в связи с чем свое несогласие с формированием единого земельного участка они выразили в поданных в Администрацию заявлениях.
Решением суда от <данные изъяты> исковые требования ФИО1 и Е.В. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным решением, ФИО2 и А.В. в апелляционной жалобе просят о его отмене, как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО2 являются сособственниками (по1/2 доле в праве каждый) <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>-1, <данные изъяты>. В многоквартирном доме по вышеуказанному адресу собственником <данные изъяты> является ФИО11, собственниками <данные изъяты> – ФИО12 и ФИО13
Судом установлено, что <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., 7.03.2013г. истцы обращались в Администрацию сельского поселения Клишинское с заявлениями о формировании земельного участка под многоквартирным домом <данные изъяты> и утверждении схемы расположения указанного земельного участка, на что им соответственно давались ответы о невозможности удовлетворения заявлений ввиду отсутствия согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на формирование земельного участка.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями п.5 ст.36 ЗК РФ, п.3 ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», однако без учета правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ № 12-П от <данные изъяты> г., пришел к необоснованному выводу о том, что формирование органами местного самоуправления земельного участка под многоквартирным домом и утверждение схемы его расположения возможно только при наличии решения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по данному вопросу и при наличии соответствующих полномочий у заявителей обращаться в компетентные органы по вопросу формирования земельного участка от общего собрания, решения которым по данным вопросам собственниками не принимались.
В соответствии со ст.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв.Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (п.1). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п.3). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п.4). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п.5).
Часть 3 ст.16 вышеназванного Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от <данные изъяты> № 12-П в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона от <данные изъяты> № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Согласно ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 1). В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством (п. 2).
В силу п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу в соответствии с требованиями ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не сформирован.
Отказ Администрации сельского поселения Клишинское в формировании земельного участка под многоквартирным домом по неоднократным заявлениям истцов по мотиву отсутствия согласия на то всех сособственников помещений многоквартирного жилого дома судебная коллегия находит неправомерным, а требования истцов в указанной части подлежащими удовлетворению, поскольку в силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от <данные изъяты> № 12-П, их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Таким образом, в случае если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, у органа местного самоуправления возникает обязанность по его формированию с момента соответствующего обращения заинтересованного лица.
В то же время, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконным бездействия ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка площадью 3511 кв.м.
В соответствии с п.2 ст.6 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае представления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно ч.4 ст.43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Учитывая, что вопросы формирования земельного участка под многоквартирным домом на кадастровом плане территории в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относятся к вопросам местного значения поселения (в конкретном случае – Администрации сельского поселения Клишинское, которому данные полномочия переданы Озерским муниципальным районом с <данные изъяты> по соглашению от <данные изъяты> г.), которое фактически своим отказом оспаривает конфигурацию и площадь спорного земельного участка, судебная коллегия полагает, что подмена указанных полномочий и утверждение схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом посредством судебного решения не допустимо в силу конституционного принципа разделения исполнительной и судебной властей.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований истцов в части признания незаконным бездействия Администрации сельского поселения Клишинское, выразившегося в отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом, и возложении обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, а также об отказе в удовлетворении иска в остальной части.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Озерского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. Постановить по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 и ФИО2 к Администрации сельского поселения Клишинское о признании незаконным бездействия, понуждении утвердить схему расположения земельного участка и сформировать земельный участок многоквартирного дома удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Клишинское Озерского муниципального района <данные изъяты>, выраженное в отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом.
Обязать Администрацию сельского поселения Клишинское Озерского муниципального района <данные изъяты> сформировать земельный участок для многоквартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты>-1, <данные изъяты>.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи