Дело № 2-574/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 декабря 2017 года р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,
с участием помощника прокурора
Ульяновского района Ульяновской области Д.К. Роганова,
при секретаре Л.Ф. Калимуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Торутанова Михаила Ивановича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида лекарственным средством, обязании обеспечить инвалида лекарственным средством
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Торутанова М.И. к ГУЗ «Ульяновская районная больница», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, АО «УльяновскФармация» о признании незаконным бездействия ГУЗ «Ульяновская районная больница», Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, АО «УльяновскФармация» по обеспечению инвалида лекарственным средством, обязании ГУЗ «Ульяновская районная больница» обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственное средство, обязании Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, АО «УльяновскФармация» обеспечить инвалида лекарственным средством. В обоснование иска указал, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка по обращению инвалида ******** группы Торутанова М.И., *********** г.р., страдающего <данные изъяты> по вопросу лекарственного обеспечения, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства. В ходе проведенной проверки установлено, что истец наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница», ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» с вышеуказанным диагнозом. С 01.06.2017 повторно признан инвалидом ******** группы. С 2015 года Торутанов М.И. на ежемесячной основе обращается в ГУЗ «Ульяновская районная больница», каждый месяц ему выписывают лекарственное средство <данные изъяты> (<данные изъяты>). 12.07.2017 и 09.10.2017 Торутанову М.И. лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» выписаны рецепты для получения лекарственного препарата <данные изъяты> 50 мг/мл 1 мл № 4. Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 N 661-П «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» вышеуказанное лекарственное средство входит в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению, при амбулаторном лечении которых медицинские изделия и лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Между тем, в аптечном пункте АО «УльяновскФармация», расположенном по адресу: ул. Заовражная, д. 1А, с. Ундоры, Ульяновский район, Ульяновская область, в выдаче медицинских препаратов в соответствии с выписанными рецептами лечащего врача Торутанову М.И. отказали по причине их отсутствия в наличии. Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» прямо предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. В п. 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи. Таким образом, гарантированное законом право Торутанова М.И. на льготное лекарственное обеспечение было нарушено в результате бездействия ответчиков. Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Ульяновская районная больница» по обеспечению Торутанова М.И. лекарственным средством <данные изъяты> (<данные изъяты>, 50 мг/мл 1 мл № 4); обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» обеспечитьсвоевременное оформление рецептов Торутанову М.И., налекарственное средство <данные изъяты> (<данные изъяты> 50 мг/мл 1 мл № 4) в соответствии с медицинскими показаниями; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация» обеспечить Торутанова М.И. лекарственным средством <данные изъяты> (<данные изъяты>, 50 мг/мл 1 мл № 4) в количестве, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.
В последующем и.о. прокурора Ульяновского района Ульяновской области уточнил исковые требования, просив признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области по обеспечению Торутанова М.И. лекарственным средством <данные изъяты> (<данные изъяты> 50 мг/мл 1мл № 4) по рецепту серии ******** от 12.07.2017 года и рецепту серии ******** ******** от 09.10.2017 года; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Торутанова М.И. лекарственным средством <данные изъяты> (<данные изъяты> 50 мг/мл 1мл № 4) по рецепту серии ******** ******** от 12.07.2017 года и рецепту серии ******** ******** от 09.10.2017 года; обратить решение к немедленному исполнению.
От и.о. прокурора Ульяновского района Ульяновской области и Торутанова М.И. поступили письменные заявления об отказе от исковых требований к ГУЗ «Ульяновская районная больница» и АО «УльяновскФармация», который принят судом, о чем вынесено отдельное определение, которым производство по делу к указанным ответчикам прекращено.
Помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Роганов Д.К. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы, аналогичные содержащимся в иске.
Истец Торутанов М.И. уточненные исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области, предъявленные в его интересах, также поддержал, пояснив, что он является инвалидом ******** группы с 2014 года. Препарат <данные изъяты> должен приниматься непрерывно, 1 шприц-ручка в неделю, на месяц нужна упаковка, в которой 4 шприц-ручки.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве на иск указал, что Министерством закупался лекарственный препарат «<данные изъяты>» согласно государственному контракту об оказании услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области ******** от 27.12.2016 (далее - государственный контракт). Соответственно, Министерство не бездействовало по обеспечению Торутанова М.И. данным лекарственным препаратом. В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. За назначение, дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Лечащий врач наблюдает больного, следит за правильностью установленного диагноза и соответствующей дозировкой лекарственного препарата. Согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы (далее - РМИС), Торутанов М.И. обеспечен в 2017 году: 10.02.2017 лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в количестве 1 упаковки. Данный рецепт был обслужен 14.02.2017 в АО «УльяновскФармация» аптека № ********; 10.03.2017 лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в количестве 1 упаковки. Данный рецепт был обслужен 20.03.2017 в АО «УльяновскФармация» аптека № ********; 11.04.2017 лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в количестве 1 упаковки. Данный рецепт был обслужен 13.04.2017 в АО «УльяновскФармация» аптека ********; 17.05.2017 лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в количестве 1 упаковки. Данный рецепт был обслужен 19.05.2017 в АО «УльяновскФармация» аптека ********; 16.06.2017 лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в количестве 1 упаковки. Данный рецепт был обслужен 16.06.2017 в АО «УльяновскФармация» аптека ********; 28.08.2017 лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в количестве 1 упаковки. Данный рецепт был обслужен 16.06.2017 в АО «УльяновскФармация» аптека ********; 18.09.2017 лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в количестве 1 упаковки. Данный рецепт был обслужен 19.09.2017 в АО «УльяновскФармация» аптека ********. Таким образом, обеспечение Торутанова М.И. данным лекарственным препаратом Министерством осуществляется. По вопросу обеспечения Торутанова М.И. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по рецептам от 12.07.2017, 09.10.2017 пояснил, что согласно пункту 2.1.3. государственного контракта, заключенного между Министерством и АО «УльяновскФармация», исполнитель обязуется обеспечить наличие в пунктах отпуска нормативного товарного запаса в течение 5 рабочих дней с даты направления Заказчику письменной информации о пунктах отпуска, обеспечить наличие в них ассортимента лекарственных препаратов, включенных в Спецификацию (приложение № 1 к Контракту), в количестве, равном 30% от количеств, указанных в утвержденных Заказчиком заявках медицинских организаций. Так же согласно пункту 2.1.4. данного контракта исполнитель обязуется не позднее 5 рабочих дней с даты направления Заказчику письменной информации о пунктах отпуска организовать отпуск лекарственных препаратов по рецептам в следующие нормативные сроки: в день предъявления в пункт отпуска рецепта, выписанного в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»; при временном отсутствии необходимых медицинских изделий - в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты предъявления рецепта в пункт отпуска. Соответственно, АО «УльяновскФармация» не исполнило обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного контракта. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П «О Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области» вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также по отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства. Так как Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области и не является медицинской организацией, фармацевтической компанией. АО «УльяновскФармация» не исполнило условия контракта, что послужило причиной для не обеспечения истца лекарственным препаратом «<данные изъяты> по рецептам от 12.07.2017, 09.10.2017. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № ПО от 12.02.2007 (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.02.2013 № 94н) «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» не предусмотрена возможность выписки врачом льготных рецептов с целью восполнения недостающего пациенту количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в соответствии с рекомендациями. Соответственно, обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Таким образом, прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, какое медицинское изделие и какой лекарственный препарат должен быть назначен и в какой дозировке, это противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Требования прокуратуры считает незаконными, необоснованными. Обеспечение Торутанова М.И. данным лекарственным препаратом Министерством осуществляется. АО «УльяновскФармация» не исполнило условия контракта, что послужило причиной для не обеспечения истца лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по рецептам от 12.07.2017, 09.10.2017. Медицинские изделия, лекарственные препараты имеют срок годности (1 год) и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания могут изменяться и Торутанов М.И., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. В исковых требованиях нецелесообразно прописывать марку медицинского изделия, лекарственного препарата и его количество, так как эти данные зависят от выписанного количества доктором и марки медицинского изделия, которое будет закуплено в следующем году на конкурсной основе. Увеличить дозировку и выписывать лекарство впрок федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Просил в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Торутанов М.И., *********** года рождения, страдает <данные изъяты>, является инвалидом ******** группы, инвалидность установлена повторно 01.06.2017 года на срок до 01.06.2018 года.
Согласно выпискам из медицинской карты Торутанов М.И. нуждается в постоянном и длительном приеме препарата <данные изъяты>.
12.07.2017 года и 09.10.2017 года лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» истцу были выписаны льготные рецепты серии ******** ******** и серии ******** ******** соответственно на получение лекарственного препарата <данные изъяты> (50 мг/мл 1мл № 4).
В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственного препарата истец не был обеспечен данным лекарственным средством.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.
На основании п.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.
В силу п.п.3 п.2.1.2 вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.
Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №2885-р, лекарственный препарат «<данные изъяты>» внесен в указанный перечень, следовательно, Торутанов М.И. на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие лекарственных препаратов в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.
Обязанность по организации обеспечения Торутанова М.И. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Ссылка на невозможность обеспечения лекарственным препаратом по рецепту, срок действия которого истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.
Таким образом, исковые требования истца к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида лекарственным средством, обязании обеспечить инвалида лекарственным средством, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Дело рассмотрено судом в пределах заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Торутанова Михаила Ивановича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида лекарственным средством, обязании обеспечить инвалида лекарственным средством, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Торутанова Михаила Ивановича лекарственным средством <данные изъяты> (<данные изъяты> 50 мг/мл 1мл № 4) по рецепту серии ******** ******** от 12.07.2017 года и рецепту серии ******** ******** от 09.10.2017 года.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Торутанова Михаила Ивановича лекарственным средством <данные изъяты> (<данные изъяты> 50 мг/мл 1мл № 4) по рецепту серии ******** ******** от 12.07.2017 года и рецепту серии ******** ******** от 09.10.2017 года.
Решение в части обеспечения Торутанова Михаила Ивановича лекарственным средством <данные изъяты> (<данные изъяты> 50 мг/мл 1мл № 4) по рецепту серии ******** от 12.07.2017 года и рецепту серии ******** ******** от 09.10.2017 года обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА
Решение принято в окончательной форме 27 декабря 2017 года