РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе
председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Алюшиной Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «МРСК- Сибири» к Астафьеву В.В. о сносе самовольной постройки,
У С Т А Н О В И ЛИстец обратился в суд с иском к Астафьеву В.В. о сносе самовольной постройки, мотивируя требования тем, что согласно свидетельству о праве собственности от 30.06.2008 г. серия <адрес> Обществу принадлежит на праве собственности сооружение - трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ № 1150 с воздушными ЛЭП напряжением 0,4 кВ, - назначение нежилое, застроенная площадь 0,2 кв.м., протяженность № км.инв. № №, по адресу <адрес>, <адрес>. Согласно выписке № 04:424/2004-737 из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от 31 марта 2004 года и техническому паспорту нежилого помещения, составленному на 09.02.2004 г., указанный объект был введен в эксплуатацию в 1969 году. В 2012 году Обществом на было подготовлено землеустроительное дело по описанию местоположения границ охранной зоны BЛ 0,4 кВ. Согласно уведомлению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от 15.03.2013 г. сведения о границах охранной зоны ЛЭП 0,4 кВ № 1150 на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160 «О порядке установления охранных зон электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» внесены в государственный кадастр недвижимости 13.03.2013 г. с учетным номером 24.53.2.20. До вступления в действие Постановления Правительства № 160 действовало Постановление Совета Министров СССР от 11.09.1972 № 667 «Об утверждении Правил охраны электрических сетей напряжением до 1 000 вольт». Согласно п. 1 Правил они были введены в целях обеспечения сохранности электрических сетей напряжением до 1000 вольт и предотвращения несчастных случаев. Для охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт устанавливались: а) охранные зоны: вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением ответвлений к вводам в здания) в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли (при неотклоненном их положении) на 2 метра с каждой стороны (п.2). При этом данным актом не была предусмотрена регистрация охранных зон или документальное установление ограничений для землепользователя. Согласно п. 6 Правил № 667 от 11.09.1972г. земельная площадь охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 вольт не подлежала изъятию у землепользователей, но использоваться должна была ими с обязательным соблюдением требований настоящих Правил. Согласно акту осмотра охранных зон 15 сентября 2013 г., было выявлено нарушение охранной зоны ВЛ - 0,4 кВ ф.2 от ТП 10/0,4 кВ № 1150. Комиссией установлено, что в пролете опоры № 1 и 6 построен гараж и отсутствует подъезд к опоре № 6. Указанное строение по адресу <адрес> городе Минусинске, принадлежит Астафьеву В.В. Согласно акту внеплановой проверки органом муниципального земельного контроля от 12.03.2014 г. установлено, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 18.05.2010 г. гражданин зарегистрировал право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м, по адресу <адрес>. На кадастровый учет впервые земельный участок был поставлен 13.05.2002 г., имеется кадастровый паспорт земельного участка от 08.10.2010 № 243 У/10-110116. Кроме того комиссией зафиксировано, что в результате прирезки Астафьевым земельного участка, то есть увеличение участка на улицу, столб BЛ оказался внутри участка. Часть воздушной линии мощностью 0,4 кВ оказалась над пристроем гаража. Документального обоснования законности прирезки дополнительного участка ответчиком в акте не указано, но комиссией установлено, что фактическое использование земельного участка Астафьевым В.В. площадью № кв.м., не соответствует разрешенному использованию, земельный участок вообще не выделялся под строительство нежилого помещения - гаража, а предназначался для индивидуального жилищного строительства. Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1 000 вольт с 1972 года было установлено, что (п.4) в пределах охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 вольт без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается: а) осуществлять строительные, монтажные работы, складировать топливо и другие материалы; в) устраивать стоянки автомобильного и левого транспорта, машин и механизмов. Запрещается (п.5) производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей привести к их повреждениям, и в частности: а) загромождать подходы к опорам; г) производить снос или реконструкцию зданий и других сооружений в местах, где проходят воздушные и кабельные линии электропередачи или установлены вводные распределительные устройства, без предварительного выноса указанных линий и устройств застройщиками по согласованию с организациями, эксплуатирующими электрические сети. При увеличении Астафьевым старого гаража путем пристройки нового все указанные требования ответчиком были нарушены, за согласованием о строительстве гаража в охранной зоне BЛ в филиал ОАО «МРСК Сибири»- Красноярскэнерго» ответчик не обращался. В связи с тем, что данный объект был возведен на участке не отведенном для этой цели и с нарушением нормативного акта, запрещающего строительство в охранной зоне сетей без соответствующих согласований, считает, что гараж Астафьева В.В. является самовольной постройкой и подлежит сносу. Ответчик своими действиями, осуществив пристройку гаража и установив забор, полностью исключил возможность доступа работников Общества к принадлежащему на праве собственности ОАО «МРСК Сибири» имуществу - опоре и линии электропередачи. Своими действиями Астафьев создал реальную угрозу для безопасной работы объектов электросетевого хозяйства. Нависающие провода над гаражом могут привести к причинению вреда жизни, здоровью и имуществу как самого ответчика, так и иных лиц, а также способствуют возникновению пожаров. Просит суд признать гараж, возведенный по адресу <адрес> самовольной постройкой и обязать ответчика осуществить снос самовольной постройки (л.д.3-5).
В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивал по изложенным в иске основаниям, суду пояснил, что кроме указания в техническом паспорте сведений о возведении ВЛ в 1969 г. иные документы о периоде возведения линии от опоры № 1 до опоры № 6 отсутствуют.
В судебном заседании ответчик Астафьев В.В. требования не признал, суду пояснил, что разрешение на строительство не получал, поскольку является собственником земельного участка с 2010 года на основании свидетельства о праве на наследство, дом с земельным участком приобретался его матерью, по договору мены, границы земельного участка с момента приобретения не менялись, гараж также был на момент приобретения, строительством либо реконструкцией гаража он не занимался.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Муниципальное Унитарное Предприятие Города Минусинска "Земли Города", привлеченный определением суда от 10.09.2014 г. (л.д.77) не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, ранее суду пояснял, что согласно ситуационного плана на 1980 год столбы ВЛ до 1 000 вольт рядом с земельным участком по адресу <адрес> отсутствуют.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – МКУ <адрес> "Землеустройство и градостроительство", привлеченный определением суда от 08.10.2014 г. (л.д.104), не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен, в связи с чем, суд полагает рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 ГК право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 11.12.2013 г. (л.д.41) права на объект недвижимого нежилое помещение, гараж, по адресу <адрес> не зарегистрированы.
Из землеустроительного дела по описанию местоположения охранной зоны ВЛ 0,4 кВ ТП 1150 с воздушными ЛЭП напряжением 0,4 кВ, по адресу <адрес>, по состоянию на 2012 г. (л.д.53-58) следует, что произведено описание местоположения границ охранных зон.
Согласно акту раздела и отвода земельного участка № 223 от 28.07.1997 г. (л.д.94) произведен отвод земельного участка в натуре по <адрес>, углы поворота землепользования закреплены углами поворота изгороди, площадь землепользования составила 792 кв.м.
Из свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.96-100) следует, что право совместной собственности на земельный участок по адресу <адрес> площадью № кв.м. зарегистрировано за ТЕВ, ШВЛ, ТСВ, отнесен к землям города, предоставлен для индивидуального жилищного строительства.
Согласно выписке из Постановления Администрации г. Минусинска № АГ-137-п от 13.02.2013 г. (л.д.24-25) постановлено передать ОАО «МРСК Сибири» из земель г.Минусинска, категории земель – земли населенных пунктов в аренду сроком на 49 л., в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:53:0000000:8137.
25.06.2013 г. по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 590-10/42.2400.3192.13 от 25.06.2013 г. (л.д. 15-21), и акту приема-передачи (л.д.22-23) МКУ г. Минусинска «Землеустройство и градостроительство» заключил договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности с ОАО «МРСК Сибири», в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м., по адресу <адрес>, с разрешенным использованием для эксплуатации сооружения - трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ № 1150 с воздушными ЛЭП напряжением 0,4 кВ, в границах указанных в кадастровом паспорте участка(л.д.20).
Актом внеплановой проверки отдела архитектуры и градостроительства в отношении Астафьева В.В. от 12.03.2014 г. (л.д. 37-39), с приложенной фототаблицей (л.д.38) установлено, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 18.05.2010 г. Астафьев В.В. зарегистрировал право собственности на земельный участок кадастровым номером №, площадью № кв.м, по адресу <адрес>, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства. На момент выдачи тех.условий на энергоснабжение в 1999 г. граница участка проходила по фасаду существующего гаража без пристроя. После того, как на участке была разрешена прирезка, то есть увеличение участка, столб ВЛ оказался внутри участка, к существующему гаражу выполнен пристрой, с целью увеличения площади гаража. Часть воздушной линии мощностью 0,4 кВ, оказалась над пристроем гаража.
Согласно предписанию муниципального инспектора по земельному контролю на территории МО г. Минусинск от 12.03.2014 г (л.д.40, л.д.118) Астафьеву В.В. предписано в срок до 01.06.2014 г. вид разрешенного использования земельного участка кадастровым номером №, площадью № кв.м., по адресу <адрес>, привести в соответствие с фактическим использованием.
Согласно выписке из Постановления Администрации г. Минусинска № АГ-1942-п от 29.09.2014 г. (л.д. 121) постановлено изменить вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» на вид разрешенного использования «для эксплуатации жилого дома (малоэтажная жилая застройка)» земельного участка, категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, по адресу <адрес>.
Согласно выписке № 04:424/2004-737 из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от 31 марта 2004 года (л.д.42-43) техническому паспорту нежилого помещения, составленному на 09.02.2004 г.(л.д.45-49) сооружение - трансформаторная подстанция 10/0,4 кВ № 1150 с воздушными ЛЭП напряжением 0,4 кВ, по адресу <адрес>, Кутузова, Суворова, введена в эксплуатацию в 1969 году.
Согласно сообщению МКУ Города Минусинска "Землеустройство и градостроительство" от 18.12.2014 г. (л.д. 157) документы, на основании которых границы земельного участка по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, площадью № кв.м., были внесены в государственный кадастр недвижимости, отсутствуют.
Из представленных технических условий от 25.09.2014 (л.д.119) следует, что Астафьеву В.В. для организации учета объема электрической энергии переданного в электрические сети заявителя, необходимо организовать учет в соответствии с требованиями.
Из кадастровой выписке о земельном участке (л.д.122-123) земельному участку, площадью № кв.м., по адресу <адрес>, присвоен кадастровый номер №.
Из землеустроительного дела по установлению границ земельного участка по адресу <адрес>, площадью № кв.м., по состоянию на 20.04.2005 г. (л.д. 145-154) следует, что границы углов поворота земельного участка закоординированы, результаты установления границ согласованы со смежным землепользователями, споров по границам не выявлено.
Из содержания п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ следует, что собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу абзаца 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка. В то же время, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 этой же статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 89 Земельного Кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
В силу п. 5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (вступивших в силу с 17.03.2009г.) "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
В соответствии с п. 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Согласно Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. N 667 Правила вводятся в целях обеспечения сохранности электрических сетей напряжением до 1000 вольт и предотвращения несчастных случаев. Правила являются обязательными при проектировании, сооружении и эксплуатации воздушных, подземных и подводных линий электропередачи, вводных и распределительных устройств. Для охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт устанавливаются охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением ответвлений к вводам в здания) в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли (при неотклоненном их положении) на 2 метра с каждой стороны.
В соответствии со ст. 305 ГК РФ лицо, владеющее имуществом на законном основании, имеет право требовать устранения нарушения своего права от всех нарушителей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил. Разрешение на строительство выдается соответствующим органом архитектуры и градостроительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Судом установлено, что ОАО «МРСК Сибири» является собственником трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ № 1150 с воздушными ЛЭП напряжением 0,4 кВ, по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.06.2008 г. (л.д.44). Астафьев В.В. является собственником земельного участка по адресу <адрес>, площадью № кв.м., что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 18.11.2014 г. (л.д. 120), право собственности возникло на основании свидетельства о праве на наследство от 18.05.2010г., ограничения (обременения) права не зарегистрировано.
Таким образом из материалов дела и пояснения сторон следует, что на земельном участке принадлежащем Астафьеву рядом с принадлежащим ответчику гаражом, в границах участка находится опора ВЛ принадлежащая истцу, что подтверждается фотатаблицей, актом проверки.
Доводы истца о том, что земельный участок был увеличен ответчиком и о том, что гараж был также увеличен ответчиком, суд полагает надуманным, так из технического паспорта на дом по <адрес> от 09.03.1989 года следует, что год постройки дома 1974, площадь земельного участка по фактическому использованию № кв.м., имеется служебное строение гараж (литер Г) площадью № кв.м., который согласно схеме расположен в границах земельного участка, при этом граница проходит по фасаду гаража с двух сторон, из акта раздела и отвода земельного участка № 223 от 28.07.1997 г. (л.д.94) и свидетельства на право собственности на землю от 25.11.1997 г. (л.д. 96-100) следует, что земельный участок по адресу <адрес> имеет площадь № кв.м., указанная площадь зафиксирована и в акте внеплановой проверки отдела архитектуры и градостроительства в отношении Астафьева В.В. от 12.03.2014 г. В этом же акте зафиксировано на момент выдачи тех.условий на энергоснабжение в 1999 г. граница участка проходила по фасаду существующего гаража без пристроя и после того, как на участке была разрешена прирезка, то есть увеличение участка, столб ВЛ оказался внутри участка, к существующему гаражу выполнен пристрой, с целью увеличения площади гаража, что по мнению суда не может соответствовать действительности, поскольку площадь земельного участка с 1997 года не менялась, на 1989 год в границах земельного участка уже находится гараж, при этом граница земельного участка проходит по фасаду гаража, что свидетельствует о том, что прирезка земельного участка была выполнена до 1997 года и учитывая, что в акте органа местного самоуправления отсутствую сведения о том, что земельный участок был увеличен самовольно, без получения соответствующего разрешения, суд полагает, что отсутствие у ответчика приобретшего земельный участок в 2010 г. документов подтверждающий это обстоятельство не свидетельствует об отсутствие соответствующего разрешения и как следствие нарушений при строительстве гаража, предыдущими собственниками, строительных норм и правил, а также правил землепользования.
Кроме того, согласно ситуационному плану (л.д. 93), схеме г. Минусинска, район перекрестка <адрес> и <адрес> (л.д.116) нахождение электроопоры ВЛ 0,4 кВт в районе дома по <адрес> не зафиксировано.
В соответствии с п. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства являются: 1. документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; 2. правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Из содержания пункта 4 указанной статьи (в редакции, действующей в спорный период), документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства.
При этом, до 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается, а кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок являются единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, на момент приобретения права собственности ответчика на земельный участок, земельный участок стоял на кадастровом учета в тех границах, в который был приобретен и на земельном участке был расположен гараж, право на земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке, объекты недвижимости не имели признаков самовольной постройки, поскольку каких-либо доказательств существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил при их создании не представлено.
При этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что в силу ст. 135 ГК РФ гараж является вспомогательным строением, следующим судьбе основного – жилого дома, как объекта индивидуального жилищного строительства, соответственно выделение отдельного участка для его строительства и получения соответствующего разрешения на его строительство не требуется.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N 595-О-П самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем. Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 этой же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется при строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу том, что требования истца о признании гаража самовольной постройкой и о сносе гаража не подлежат удовлетворению, при этом, суд принимает во внимание, что гараж был возведен прежним собственником земельного участка, соответственно оснований для возложения обязанности по его сносу на Астафьева В.В. не имеется, что также подтверждается позицией изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, согласно которой «возложение обязанности по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за совершенное правонарушение в виде осуществления самовольного строительства, в связи с чем, возложение такого бремени на осуществившее ее лицо либо за его счет возможно при наличии вины застройщика.
…. по смыслу ст. 222 ГК РФ содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина лица в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением п. 3 ст. 76 ЗК РФ, согласно которому снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
….. сами по себе отдельные нарушения, которые могут быть допущены при предоставлении земельного участка для строительства и при возведении постройки, в том числе градостроительных, строительных, иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена лишь при наличии со стороны лица, осуществившего ее, нарушений, указанных в ст. 222 ГК РФ».
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное или оспариваемое право. Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положение, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Исходя из изложенного, поскольку земельные участки под опорами ВЛ-0,4 кВТ принадлежат истцу на праве аренды, в связи с чем, существуют ограничения (обременения) права в пользовании земельным участком со стороны собственника участка, который совпадает с территорией охранной зоны линии электропередачи, однако доказательств наличия со стороны ответчика каких-либо препятствий в пользовании истцом недвижимым имуществом, материалы дела не содержат.
Судом установлено, что длительное время существовавшее положение не ухудшилось, что позволяет прийти к выводу о том, что оснований для суждения о том, что ответчиком чинятся истцу препятствия в пользовании принадлежащим ему имуществом, не имеется.
В соответствии с Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 11.09.1972 г. N 667, для охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт устанавливаются охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи на 2 метра с каждой стороны (п. 2). В пределах охранных зон ЛЭП напряжением до 1 000 вольт без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается осуществлять строительные работы, производить посадку и вырубку деревьев и т.д. Между тем в соответствии с п. 6 Правил земельная площадь охранных зон ЛЭП напряжением до 1 000 вольт не подлежит изъятию у землепользователей, но используется ими с обязательным соблюдением требований настоящих Правил. Таким образом, с 1972 года указанным постановлением установлено право ограниченного пользования чужими земельными участками (публичный сервитут) охранной зоны на всем протяжении.
Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, в том числе сервитут, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, в связи с чем, отсутствие в государственной кадастре сведений об охранной зоне не свидетельствует об её отсутствии.
Вместе с тем, доводы о том, что гараж был построен без разрешения от собственника линии электропередач и сетевой организации незаконно в охранной зоне суд считает необоснованными исходя из следующего.
В силу ст. 89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. В соответствиями с пунктом 6 указанных Правил охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
С учетом изложенного, лишь после внесения соответствующих сведений об установлении границ охранной зоны в документы земельного кадастрового учета, возникает обязанность по получению письменного согласования производства строительных работ в охранной зоне.
Между тем, как видно из материалов дела, как до возникновения права собственности истца, так и после возникновения права собственности на данную линию воздушных электропередач охранная зона для спорной линии электропередач в выше оговоренном порядке не устанавливалась, соответственно оснований требовать письменного согласования строительных работ в зоне линии электропередач не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказано то обстоятельство, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика, сам по себе факт нахождения спорного гаража в охранной зоне ВЛ на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ответчику, предоставленного ответчику для обслуживая жилого дома, не может свидетельствовать о нарушении ответчиком прав и законных интересов истца.
Кроме того, стороной истца не представлено достаточных и допустимых доказательств того, что наличие на земельном участке электроопоры создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из того, что на строительство гаража в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется разрешения компетентных органов, суд полагает, что гараж, расположенный на земельном участке ответчика, не имеет предусмотренных ст. 222 ГК РФ признаков самовольной постройки, в связи с чем, оснований для сноса гаража, возведенного на территории земельного участка по адресу: <адрес> не имеется.
Указанные выводы подтверждаются п.п. 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение, и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Таким образом, учитывая, что при разрешении спора не доказано нарушение ответчиком строительных норм и правил в той степени, в какой требовался бы снос спорной хозяйственной постройки - гаража, также истцом не доказаны обстоятельства нарушения своих прав как собственника ВЛ фактом наличия спорной хозяйственной постройки на земельном участке, принадлежащем ответчику либо наличие реальной угрозы нарушения этих прав, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При этом суд учитывает, что требование об устранении нарушения принадлежащего истцу права должно быть, помимо его обоснованности, направлено на предотвращение реально существующей угрозы утраты или повреждения имущества, причинения вреда жизни или здоровью, а также быть разумным и соразмерным, обеспечивающим баланс прав и законных интересов участников спорного правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ОАО «МРСК- Сибири» к Астафьеву В.В. о признании гаража, по адресу <адрес> самовольной постройкой и возложении обязанности осуществить снос самовольной постройки - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен - 12.02.2015 года
Решение не вступило в законную силу