Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1809/2015 ~ М-1813/2015 от 08.10.2015

Мотивированное решение изготовлено 09.11.2015 года.

Дело № 2-1809/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 ноября 2015 года

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Роговой Т.В.

при секретаре Курбатовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василькова С.И. к Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск, муниципальному образованию ЗАТО г.Североморск о признании жилого помещения утратившим статус служебного и понуждении заключить договор социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Васильков С.И. обратился в суд с иском к Комитету по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск (далее по тексту – ответчик, КРГХ) о признании жилого помещения утратившим статус служебного и понуждении заключить договор социального найма жилого помещения.

Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 08.10.2015 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск, муниципальное образование ЗАТО г.Североморск, в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельные требования- отдел № 3 г.Североморска ФГКУ «Западрегионжилье» и ГУ 1973 ОМИС.

В обоснование иска истец указал, что зарегистрирован по месту жительства в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: ***, предоставленной его супруге ФИО1 на состав семьи из 2 человек на основании служебного ордера №1212 от 01.03.1994 года.

Исходя из положений постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, на момент предоставления его супруге, спорная квартира находилась в федеральной собственности.

Однако, на основании Распоряжения Правительства от 19.10.1996 № 1579–р, квартира № 30 в составе дома *** была передана в казну муниципального образования ЗАТО г.Североморска. Таким образом, при передаче в муниципальную собственность квартиры ***, жилое помещение утратило статус служебного, к нему должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Обратившись в Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск с просьбой заключить договор социального найма, получил отказ.

Полагая решение ответчика противоречащим действующему законодательству, просил признать утратившей статус служебной квартиру ***, обязать Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск заключить с ним договор социального найма двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ЗАТО ***

Истец Васильков С.И. в судебных заседаниях 03.11.2015 и 05.11.2015 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам иска. Также указал, что в спорной квартире проживает с 1993 года, ее получала супруга от ДУ-2 как дворник по ходатайству ГУ 1973 ОМИС. Супруга желала приватизировать квартиру, но поскольку являлась инвалидом и последние 5 лет была обездвижена, не могла обратиться в установленном порядке в администрацию города для решения вопроса о выведении квартиры из числа служебных. В феврале 2015 года супруга умерла. Он обратился в КРГХ по вопросу заключения с ним договора социального найма жилого помещения для последующей приватизации спорной квартиры, в чем ему было отказано по мотиву из-за того, что квартира числится служебной. Полагая, что квартира утратила статус служебной в связи с передачей в муниципальную собственность, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск и Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск Федулов А.Ю. в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в письменных отзывах, возражал против удовлетворения иска, указав, что спорное жилое помещение имеет статус служебного, а доводы истца основаны на неверном толковании норм права.

Так, согласно данных выписки из Реестра муниципального имущества ЗАТО г.Североморск от 30.10.2015 № 2738, жилое помещение общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: *** (реестровый номер объекта недвижимости ***) является собственностью Муниципального образования ЗАТО г.Североморск.

Фактические обстоятельства рассматриваемого спора указывают на то, что в соответствии с решением исполнительного комитета Североморского городского Совета народных депутатов от 09.11.1989 N2301 спорная квартира, по результатам рассмотрения ходатайства 1973 ОМИС, была отнесена к числу служебной. На основании служебного ордера от 01.03.1994 № 1212 служебная квартира, расположенная по адресу: ***, была предоставлена супруге истца только на период трудовых отношений.

До настоящего времени спорная жилая площадь статус «служебной» не утратила, имеет особый правовой режим, относится к специализированному муниципальному жилищному фонду.

Кроме того, на основании положений ст. 1 Закона Мурманской области от 07.07.2005 № 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с нормой ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании изложенного, полагал невозможным удовлетворение исковых требований Василькова С.И.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено также муниципальное образование ЗАТО г.Североморск.

В соответствии со ст. 44 Устава муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование город Североморск», принятого решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 13.12.2011 №218 Администрация ЗАТО г.Североморск (местная администрация ЗАТО г.Североморск) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО г.Североморск федеральными законами и законами Мурманской области.

В структуру администрации входят комитета, управления, отделы, сектора.

Структурные подразделения администрации, которые в соответствии с решением Совета депутатов наделяются статусом юридического лица. Подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с Положением о Комитете имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск, данное структурное подразделение администрации осуществляет от имени муниципального образования ЗАТО г.Североморск права собственника муниципального имущества, обеспечивает зашиту имущественных прав и интересов муниципального образования.

Комитет возглавляет председатель, который по должности является заместителем главы администрации муниципального образования (пункт 4.1).

В связи с изложенным, представитель Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск, действующий на основании доверенности, выданной председателем Комитета, Федулов А.Ю. является уполномоченным представителем муниципального образования по вопросу защиты имущественных прав и интересов муниципального образования.

Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле согласно определению суда о подготовке дела к судебному разбирательству - ФГКУ 1973 ОМИС в судебное заседание не прибыл, согласно имеющегося письменного отзыва на иск, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя организации, указав, что жилищный отдел ГУ 1973 ОМИС сокращен 03.02.2012, а его функции переданы в 4 отдел г.Североморска ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ».

Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле согласно определению суда о подготовке дела к судебному разбирательству – отдела № 3 г.Североморска ФГКУ «Западрегионжилье» - в судебное заседание не прибыл. Ранее в судебном заседании 03.11.2015 представитель 3-го лица Чоповская Н.И. полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, так как договор служебного найма расторгается в связи с прекращением трудовых отношений, либо в связи со смертью главного квартиросъемщика. Спорное жилое помещение находилось в оперативном управлении ГУ 1973 ОМИС до 1996 года. В 1996 году было издано распоряжение Правительства РФ от 19.10.1996 года о передаче спорного жилого помещения в муниципальную собственность. При этом, по ее мнению, передача жилого дома в муниципальную собственность не означает, что находящиеся в этом доме квартиры утратили статус служебных жилых помещений. В обоснование приведенных доводов представила в материалы дела договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: *** от 1993 года, заключенный с дворником ДУ-2 1973 ОМИС ФИО1 подписку об освобождении указанной служебной жилой площади в случае увольнения с работы, и заявление ФИО1. о выделении ей служебной квартиры.

Заслушав истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, двухкомнатная квартира общей площадью 48,10 кв.м., в том числе жилой площадью 27,4 кв.м., расположенная по адресу: Мурманская ***, была предоставлена ФИО1 в связи с работой в ДУ-2 согласно служебному ордеру №1212 от 01.03.1994 и договора найма служебного жилого помещения, заключенного между Управляющим домами ДУ-2 1973 ОМИС и ФИО1 в 1993 году, на состав семьи из двух человек.

В материалы дела также представлен договор найма жилого помещения № 1052 от 21.09.2011, заключенный между КРГХ и Васильковой Н.П., согласно которому спорное жилое помещение передано супруге истца для временного проживания в нем на период трудовых отношений.

В настоящее время в квартире зарегистрирован по месту жительства истец Васильков Н.П., что подтверждается справкой формы № 9.

ФИО1 умерла ***, что подтверждается представленной в материалы дела копией свидетельства о смерти *** от ***, выданного отделом ЗАГС администрации ЗАТО г.Североморск.

23.09.2015 Васильков С.И. обратился в КРГХ по вопросу заключения с ним договора социального найма на занимаемое жилое помещение. Письмом от 24.09.2015 Василькову С.И. отказано в удовлетворении заявления, поскольку жилое помещение имеет статус служебного, решение об исключении занимаемой квартиры из числа служебных как Министерством обороны РФ, так и органом исполнительной власти не издавалось.

Оценивая право истца на заключение договора социального найма спорного жилого помещения, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Согласно ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; а также индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.

В силу положений раздела IV (ст. 92) Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

На основании ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Таким образом, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации регламентированы условия и порядок предоставления служебных жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду.

Разрешая заявленные исковые требования, суд соглашается с доводами истца о том, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду.

Так, материалами дела подтверждается, что решением исполнительного комитета Североморского городского совета народных депутатов от 09.11.1989 года № 301, двухкомнатная квартира *** отнесена к силу служебной по ходатайству ГУ 1973 ОМИС.

Помимо этого, постановлением администрации г.Североморска от 03.03.1994 двухкомнатная квартира *** повторно отнесена к силу служебной по ходатайству ГУ 1973 ОМИС.

При этом, указанная квартира была передана в собственность муниципального образования ЗАТО г.Североморск в составе жилого дома *** на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.10.1996г. № 1579-р, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества ЗАТО г.Североморск № 738 от 30.10.2015 года.

Право собственности муниципального образования ЗАТО г. Североморск на указанный объект недвижимости зарегистрировано в реестре муниципального имущества ЗАТО г.Североморск за № ***.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 07 июня 2006 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом в отличие от общего порядка исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, закрепленного в ст. 92 ЖК РФ, изменение особого правового режима жилых помещений при передаче в ведение органов местного самоуправления не связывается с принятием органами местного самоуправления решений об исключении указанных жилых помещений из специализированного фонда.

Как следует из материалов дела, доказательств того, что спорная квартира установленным порядком отнесена к числу специализированных жилых помещений после передачи её в муниципальную собственность с 1996 году, ответчиком в порядке ст.ст. 56-57 ГПК РФ не представлено.

Между тем, в соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997г. № 1301 (в ред. постановления Правительства от 30.04.2009г. № 388) государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение их жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть учтено в качестве такового, однако, ответчиком таких доказательств не представлено.

На основании изложенного, у суда имеются основания признать, что спорное жилое помещение в силу закона утратило статус служебного жилья.

Поскольку судом установлено, что спорная квартира по адресу: *** в силу закона утратила статус служебной в связи с её передачей в ведение органов местного самоуправления, следовательно, на отношения по пользованию указанным жилым помещением распространяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

То обстоятельство, что истец не является нанимателем спорного жилого помещения, не может служить основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Так, согласно положениями части 2 статьи 82 Жилищного Кодекса РФ, дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

Поскольку наниматель жилого помещения ФИО1. скончалась в *** году, соответственно, истец вправе требовать признания себя нанимателем спорного жилого помещения.

Рассматриваемые в системной взаимосвязи с положением части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности, указанные нормы статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации направленны на обеспечение стабильности отношений, связанных с социальным наймом жилых помещений и имеют своей целью обеспечение баланса интересов сторон договора социального найма.

Иные доводы ответчика правового значения (с учетом выводов суда) в разрешении спора не имеют.

На основании изложенного, суд удовлетворяет иск в полном объеме.

Как следует из представленного в материалы дела Положения о комитете по развитию городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Североморск, утвержденного решением Совета депутатов МО ЗАТО г.Североморск № 22 от 28.11.2006 (с изменениями и дополнениями), полномочиями по заключению договоров социального найма жилых помещений наделен Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск (п. 4.35 Положения), в связи с чем суд возлагает на указанного ответчика обязанность по заключению с истцом договора социального найма.

Суд рассматривает дело на основании представленных сторонами доказательств с учетом положений ст.ст.56-57 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Василькова С.И. – удовлетворить.

Признать жилое помещение по адресу: ***, общей площадью 41,1 кв.м., утратившим статус служебного.

Обязать Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск (***) заключить с Васильковым С.И. договор социального найма двухкомнатной квартиры, общей площадью 41,1 кв.м., в том числе жилой площадью *** кв.м., расположенной по адресу: ***

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Т.В. Роговая

2-1809/2015 ~ М-1813/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильков Степан Иванович
Ответчики
КИО администрации ЗАТО г.Североморск
КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск
Муниципальное образование ЗАТО г.Североморск
Другие
ГУ 1973 ОМИС МО РФ
ФГКУ "Западрегионжилье" в лице отдела №3 г.Североморск
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Роговая Т.В.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
08.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2015Передача материалов судье
08.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2015Судебное заседание
05.11.2015Судебное заседание
09.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее