Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-52/2022 ~ М-13/2022 от 13.01.2022

№ 2-52/2022 г.

УИД №10RS0015-01-2022-000035-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

         16 февраля 2022 года                        г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Копина С.А.,

при секретаре Игроковой И.А.,

    с участием истца Амозовой С.А.,

    представителя соответчика Совета Пудожского муниципального района – председателя Совета Гроль Е.П., действующей на основании Решения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Амозовой Светланы Александровны к администрации Пудожского муниципального района, Совету Пудожского муниципального района о взыскании материальной помощи, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Амозова С.А.     обратилась в суд с иском к администрации Пудожского муниципального района о взыскании материальной помощи, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что в период с 09.01.2017 года по 08.01.2022 года работала в должности <данные изъяты> Контрольно – счетного органа Пудожского муниципального района. 08.01.2022 года трудовой договор расторгнут в связи с истечением срока трудового договора. В соответствии с п. 3.2 Положения об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих Контрольно – счетного органа Пудожского муниципального района установлено, что денежное содержание муниципального служащего состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Одним из видов дополнительных выплат является материальная помощь. Указанная материальная помощь планируется в составе фонда оплаты труда в размере трех должностных окладов на каждую муниципальную должность на год : одного оклада при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, на основании заявления муниципального служащего, два оклада – по итогам работы за год, при наличии фонда оплаты труда. Истица обратилась с заявлением от 19.11.2021 года о выплате материальной помощи в размере двух должностных окладов. Решением Совета от 26.11.2021 года в выплате материальной помощи было отказано. Размер подлежащей выплате материальной помощи составляет <данные изъяты> коп. Указанную сумму просит взыскать с администрации Пудожского муниципального района. Кроме того, просит возложить на ответчика обязанность самостоятельно рассчитать и выплатить ей компенсацию за каждый день задержки выплаты в соответствии со ст. 236 ТК РФ, начиная с 01.01.2022 года по день фактической выплаты. Также просила взыскать с ответчика перерасчет компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> коп., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно пояснила, что в числе иных составляющих заработной платы ей предусматривается выплата материальной помощи: одного оклада при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, на основании заявления муниципального служащего, два оклада – по итогам работы за год. Она обратилась в Совет Пудожского муниципального района с заявлением о выплате ей материальной помощи по итогам работы за год, поскольку материальная помощь в размере одного оклада ей была уже выплачена. Решением Совета в выплате материальной помощи ей было отказано. Полагает такой отказ необоснованным и просит взыскать в ее пользу указанные суммы. Указывает, что оснований для отказа в выплате материальной помощи не имелось. Финансовая возможность для выплаты материальной помощи имелась, поскольку существовала экономия фонда заработной платы около пятисот тысяч рублей. Кроме того, в связи с выплатой материальной помощи расчет компенсации за неиспользованный отпуск произведен неверно, в связи с этим просила взыскать в ее пользу перерасчет в размере <данные изъяты> коп. Просит также обязать ответчика произвести начисление и выплату компенсации за задержку выплаты материальной помощи с 01.01.2022 года по день фактической выплаты таковой, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

В письменном отзыве, направленном в суд, указали о несогласии с исковыми требованиями. Заявили, что материальная помощь не является гарантированной выплатой обязательного характера, ее начисление и последующая выплата не зависят от квалификации работника, сложности и качества работы, и отнесена к специальным гарантиям, не может квалифицироваться как часть оплаты труда работника применительно к ст. 129 Трудового кодекса РФ. Законодателем обязанность такой выплаты не предусмотрена. Работодателем председателя КСО является представительный орган – Совет Пудожского муниципального района. Решениями Совета Пудожского муниципального района от 26.11.2021 года № 232 и от 24.12.2021 года № 239 Амозовой С.А. отказано в выплате материальной помощи в размере двух окладов, в связи с чем оснований у администрации муниципального района для начисления и выплаты таковой помощи не имелось. Просили в иске отказать.

Представитель соответчика – Председатель Совета Пудожского муниципального района в судебном заседании полагала требования истицы нподлежащими удовлетворению. На заседании депутатской комиссии, а в последующем и на заседании Совета, рассматривалось заявление о выплате истицей материальной помощи. Большинством голосов принято решение об отказе в выплате материальной помощи. Пояснила, что за истекший год истица не имела каких – либо дисциплинарных взысканий и нареканий по работе.

Выслушав истца, представителя соответчика, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как установлено судом и подтверждается материалами гражданского дела, истец на основании Решения Совета Пудожского муниципального района от 25.11.2016 года № 259, заключенного контракта от 09.01.2017 года осуществляет трудовую деятельность в качестве <данные изъяты> контрольно – счетного органа Пудожского муниципального района. Согласно представленным доказательствам истице установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей, надбавка за особые условия службы в размере 100 %, надбавка за классный чин в размере <данные изъяты> рублей, надбавка за вредные условия, надбавка за выслугу лет, а также надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего севера.

В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.

Согласно ст.21 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ) ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. При этом работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст.22 ТК РФ).

В соответствии с абз.7 ст.11 ТК РФ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Согласно п.3 ч.1 ст.11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

В силу п.2 ч.1 ст.23 указанного Федерального закона муниципальному служащему гарантируется право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.

Частью 1 ст.8 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 №1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» предусмотрено, что денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относится, в том числе, материальная помощь.

На денежное содержание муниципального служащего начисляется районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные федеральным законодательством.

Частью 2 ст.22 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Решением № 216 Совета Пудожского муниципального района от 22.10.2021 утверждено «Положение об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих контрольно – счетного органа Пудожского муниципального района» (далее – Положение).

Как установлено п.п.3.2 Положения денежное содержание муниципального служащего состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных Законом Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» и правовыми актами Совета Пудожского муниципального района.

В соответствии с п. п. 3.4. Положения муниципальным служащим в составе оплаты труда предусмотрены ежемесячные и иные дополнительные выплаты, к которым относится, в том числе, материальная помощь.

В п.9 названного Положения отражен порядок и размер выплаты материальной помощи. В силу п.п.9.1. материальная помощь выплачивается муниципальным служащим, состоящим с КСО Пудожского муниципального района, Советом Пудожского муниципального рацйона в трудовых отношениях на дату принятия решения о выплате материальной помощи из средств бюджета муниципального района в размере трех должностных окладов: одного оклада при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, на основании заявления муниципального служащего (п.п. 9.1.1.); двух окладов по итогам работы за год, при наличии средств в фонде оплаты труда (п.п. 9.1.2.).

        Подпунктом 2.2. пункта 2 Положения установлено, что сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, в фонде оплаты труда предусматриваются средства для выплаты в расчете на каждую должность муниципальной службы на год, в том числе, материальной помощи - в размере двух должностных окладов.

    Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что истица, отработавшая в качестве председателя КСО Пудожского муниципального района в течение целого года и уволенная 08.01.2022 года, по мнению суда, не может быть лишена права на выплату ей материальной помощи, выплачиваемой по итогам работы за год, поскольку иное свидетельствовало бы о дискриминационном характере допущенного в отношении истицы нарушения трудового законодательства.

    В свою очередь, в судебном заседании установлено, что истица дважды ( в ноябре и декабре 2021 года ) обращалась в Совет Пудожского муниципального района, как орган правомочный принимать решения в отношении председателя КСО, о выплате ей материальной помощи по итогам работы за год. В качестве обоснования выплаты истицей представлена информация о наличии экономии в фонде оплаты труда контрольно – счетного органа в размере, превышающем <данные изъяты> рублей.

    Решениями Совета Пудожского муниципального района от 26.11.2021 года № 232 и от 24.12.2021 года № 239 Амозовой С.А. отказано в выплате материальной помощи в размере двух окладов.

    Вместе с тем, анализ принятых решений, а также протоколов заседаний представительного органа, позволяет сделать вывод о том, что решения об отказе в выплате материальной помощи в размере двух должностных окладов по итогам работы за год, являются немотивированными. Достаточных оснований к принятию таковых решений не имелось

    В свою очередь, судом установлено и не опровергнуто ответчиками, что на момент принятия решений об отказе истице в выплате материальной помощи финансовая возможность в таковой выплате имелась. Указанное обстоятельство подтверждается данными бухгалтерского учета, согласно которым экономия фонда оплаты труда по окончанию финансового года по КСО значительно превышает сумму предполагаемой к выплате материальной помощи.

    Применительно к обстоятельствам настоящего спора отсутствие финансовых средств в фонде оплаты труда не может являться основанием для отказа в выплате истцу материальной помощи. При этом, работодатель при формировании фонда оплаты труда обязан был запланировать указанные средства в фонде оплаты труда и в дальнейшем, по мере распределения их, контролировать их полноту и наполняемость с учетом предстоящих в конце года выплат муниципальным служащим КСО.

Судом установлено, что должностной оклад истцы составлял <данные изъяты> рублей, с применением соответствующих коэффициентов. С учетом указанного в пользу истицы подлежат взысканию материальная помощь в размере <данные изъяты>

По требованиям о взыскании компенсации за задержку окончательного расчета суд приходит к следующему.

В силу ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Поскольку материальная помощь выплачивается по итогам работы за год, а срок выплаты заработной платы определен 06 числа месяца, который в январе 2022 года являлся нерабочим, следовательно, указанные суммы должны быть выплачены в последний рабочий день, предшествующий дню выплаты заработной платы.

Расчет размера компенсации будет выглядеть следующим образом:

Размер ключевой ставки Центрального банка РФ составлял (% годовых): с    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

При этом, суд полагает, что в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации на суд не возложена обязанность удовлетворения соответствующего требования по день фактического расчета, который является предположительным, ввиду чего проценты (компенсация) не могут быть взысканы по день фактического расчета, то есть на будущее время. В связи с указанным, в данной части суд отказывает истице в удовлетворении заявленных требований о возложении обязанности на ответчика произвести начисление компенсации по день фактической выплаты материальной помощи.

Рассматривая требования истицы о взыскании перерасчета компенсации за неиспользованный отпуск, в связи тем, что не была учтена сумма материальной помощи, суд исходит из следующего.

В силу части второй ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Соответствующие нормы содержатся в пункте 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, подпунктами "н" и "о" которого к числу выплат, учитываемых для расчета среднего заработка, отнесены премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, а также другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

В силу пункта 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

        В соответствии с нормами    «Положения об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих контрольно – счетного органа Пудожского муниципального района», материальная помощь является гарантированной выплатой, ее размер поставлен в зависимость от размера оклада служащего и от выполнения им трудовых обязанностей, Подпунктом 2.2. пункта 2 Положения установлено, что сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, в фонде оплаты труда предусматриваются средства для выплаты в расчете на каждую должность муниципальной службы на год, в том числе, материальной помощи - в размере двух должностных окладов.

        По существующей практике, если материальная помощь носит стимулирующий характер, зависит от размера заработной платы и соблюдения трудовой дисциплины, то есть связана с выполнением физическим лицом его трудовой функции, является частью системы оплаты труда и включена в фонд оплаты труда, то она подлежит учету при расчете среднего заработка исходя из пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

При определении суммы перерасчета суд принимает во внимание записку – расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях, от 08.01.2022 года, предоставленную как истцом, так и ответчиком, в котором отражено количество дней неиспользованного отпуска ( 89 дней ) отражены суммы, используемые при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск. В число данных сумм не включена материальная помощь по итогам работы за год. Размер перерасчета будет составлять <данные изъяты>

Согласно ст.21 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В силу ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Поскольку материальная помощь не начислена и не выплачена истцу, имеются предусмотренные законом основания для взыскания компенсации морального вреда.

Учитывая обстоятельства дела, срок задержки выплат, а также требования разумности и справедливости суд считает необходимым взыскать в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

Как установлено ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

В силу п.п.1, 19 п.1 ст.333.36 НК РФ истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела, в связи с чем, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению за счет бюджета Пудожского муниципального района.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Амозовой Светланы Александровны удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Пудожского муниципального района в пользу Амозовой Светланы Александровны материальную помощь по итогам работы за 2021 год в размере <данные изъяты>., компенсацию за задержку выплаты материальной помощи за период с 01.01.2022 года по 16.02.2022 года в размере <данные изъяты> коп., перерасчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Всего <данные изъяты> коп.

В остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Пудожский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 17.02.2022 г.

Судья                                                 Копин С.А.

2-52/2022 ~ М-13/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Амозова Светлана Александровна
Ответчики
Совет Пудожского муниципального района
Администрация Пудожского муниципального района
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Судья
Копин Сергей Анатольевич
Дело на странице суда
pudozhsky--kar.sudrf.ru
13.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2022Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2022Судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее