Гражданское дело № 2-1186/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 28 сентября 2015 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Яковенко Т.И.,
при секретаре Кононовой Ю.Е.,
с участием истца Давыдова <данные изъяты>., представителя ответчика администрации Енисейского района Красноярского края – Елистратовой <данные изъяты>., действующей на основании доверенности от 12.01.2015 г., представителя третьего лица ОАО «МРСК Сибири» - Дорофеева <данные изъяты>., действующего на основании доверенности от 30.12.2013 г., представителя третьего лица – администрации Верхнепашинского сельсовета - Евдокимовой <данные изъяты>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдова <данные изъяты> к администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности подвести электроэнергию к земельному участку,
УСТАНОВИЛ:
Давыдов <данные изъяты> обратился в суд, с учетом уточнений, к администрации Енисейского района Красноярского края, с иском возложении обязанности подвести электроэнергию к его земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>.
Требования мотивировал тем, что имеет в собственности земельный участок, предоставленный под индивидуальное жилищное строительство, общей площадью 2961 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о регистрации права от 20.11.2013 г. В настоящее время на данном земельном участке им проводятся строительные работы, для чего необходима электроэнергия, подвод которой по ул. <данные изъяты> отсутствует. Он обращался с таким заявлением в администрацию Верхнепашинского сельсовета, а также в сетевую организацию, в которых получил отказ. Для проведения электричества необходимо возведение трех опор и провода. Ссылаясь на свой статус пенсионера, инвалида, а также на положения Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полагает, что требуемая им обязанность возлагается на ответчика.
В судебном заседании истец Давыдов <данные изъяты>. настаивал на удовлетворении требований.
Представитель ответчика администрации Енисейского района – Елистратова <данные изъяты> в судебном заседании требования не признала, ссылаясь на то, исковые требования предъявлены истцом к ненадлежащему ответчику, поскольку в силу действующего законодательства к вопросам местного значения, осуществляемым органами местного самоуправления муниципального района отнесена в том числе обязанность по организации электроснабжения в границах муниципального района; надлежащим ответчиком по требованиям истца является администрация Верхнепашинского сельсовета Енисейского района, поскольку земельный участок истца расположен на территории Верхнепашинского сельсовета; просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица администрации Верхнеаршинского сельсовета – глава сельсовета Евдокимова <данные изъяты> в судебном заседании требования полагала не подлежащими удовлетворению; полагала, что истцу следовало обратиться в сетевую организацию с заявлением о технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а в случае отказа – обратиться в суд с заявлением о понуждении сетевой организации к заключению такого договора, чего им не было предпринято. Также полагала, что свои полномочия, предусмотренные федеральным законом, на территории поселения – Верхнепашинский сельсовет Енисейского района органы местного самоуправления данного муниципального образования выполнили, поскольку электроснабжение на территории д. Южаково, входящего в состав данного муниципального образования, имеется (то есть организовано).
Представитель третьего лица ОАО «МРСК Сибири» Дорофеев <данные изъяты>. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истца.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ дано понятие сельского поселения и муниципального района: сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 названного Федерального закона к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из Устава муниципального образования Верхнепашинский сельсовет Енисейского района Красноярского края данное муниципальное образование наделено статусом сельского поселения. В границах поселения находятся сельские населенные пункты, в том числе деревня Южаково.
Пунктом 1 статьи 10 Устава муниципального образования Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края аналогично к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электроснабжения населения.
Пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Устава муниципального образования Енисейский район Красноярского края к вопросам местного значения относится, в том числе организация в границах района электроснабжения сельских поселений, входящих в состав муниципального района.
Таким образом, нормативными правовыми актами снабжение электроэнергией населения относится к вопросам местного значения поселений.
В судебном заседании установлено, что Давыдов <данные изъяты> является собственником земельного участка категории земель: земли населенных пунктов, с разрешённым использованием – для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 2961 кв.м, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>.
Из пояснений истца следует, что в настоящее время на принадлежащем ему земельном участке проводятся строительные работы по возведению жилого дома, для проведения которых необходимо электроснабжение. В октябре 2014 г. истец обратился с заявлением в администрацию Верхнепашинского сельсовета о подключении его к электросетям, на что был получен ответ о том, что ему необходимо в целях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям подать заявку в Северные сети филиала ОАО «МРСК Сибири- «Красноярскэнерго».
ДД.ММ.ГГГГ. Давыдов <данные изъяты> обратился с заявлением к директору Енисейского филиала ОАО «МРСК-Сибири-«Красноярскэнерго» об осуществлении технологического присоединения к электросетям, указав в нем уровень напряжения, мощность принимающего объекта, по адресу – <адрес>, на что получил устный отказ, со ссылкой руководителя филиала на отсутствие на балансе организации высоковольтной линии электропередачи.
Из материалов дела, пояснений представителя Верхнепашинского сельсовета и ОАО «МРСК-Сибири» следует, что расположенная на территории д. Южаково линия электропередач является муниципальной собственностью Верхнепашинского сельсовета Енисейского района. При этом, иных сетевых организаций, помимо ОАО «МРСК-Сибири- «Красноярскэнерго», эксплуатирующих на территории данного муниципального образования объекты электросетевого хозяйства, не имеется.
При этом как следует из пояснений представителей администрации Енисейского района, Верхнепашинского сельсовета, электроснабжение поселения, в том числе <адрес>, организовано.
Истец просит обязать ответчика подвести к его земельному участку электроэнергию, пояснив, что для этого необходимо установить несколько опор линий электропередач, и провести электропровода, то есть фактически просит о технологическом подключении его энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, которые определяют порядок технологического присоединения к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1).
В соответствии с установленным Правилами порядком технологическое присоединение может быть осуществлено либо непосредственно к сетям сетевой организации, либо опосредованно - через объекты электросетевого хозяйства лиц, заключивших с заявителем соглашение о перераспределении части максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств в пользу заявителя.
Пункт 3 Правил предусматривает, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (п. 6).
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил (пункт 8).
Согласно пункту 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны, в том числе сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил.
Пунктом 15 Правил технологического присоединения предусмотрено направление сетевой организацией в адрес заявителя заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и технического условия как неотъемлемого приложения к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя, для подписания, а также уведомления заявителя о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VIII настоящих Правил.
При этом договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме, предусмотренной приложением N 1 указанных Правил, и должен содержать существенные условия, установленные пунктом 16 Правил.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
В силу пункта 17 Правил плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с пунктом 30 Правил, в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту.
Таким образом, технологического присоединение энергопринимающих устройств по заявке физического лица осуществляется непосредственно сетевой организацией, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Между тем, получив устный отказ сетевой организации в удовлетворении своей заявки, Давыдов <данные изъяты>., с требованиями в судебном порядке о понуждении сетевой организации к заключению с ним договора на технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МСРК-Сибири- «Красноярскэнерго» энергопринимающих устройств своего земельного участка, осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт для строительства индивидуального жилого дома, до настоящего времени не обращался. При этом, в ходе рассмотрения дела истец наставил на удовлетворении своих требований, заявленных им к администрации Енисейского района.
Обратившись в суд с настоящим иском к ответчику, истец тем самым, выбрал ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права, поскольку им были заявлены требования к ненадлежащему ответчику, которым в данном случае является администрация Енисейского района, у которой в силу закона, отсутствуют полномочия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
Между тем, в рамках настоящего дела иных требований и к надлежащему ответчику истцом не заявлено, а суд в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ не может выйти за пределы заявленных истцом требований. Истец не лишен возможности обратиться с соответствующим иском к сетевой организации, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных к администрации Енисейского района исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Давыдову <данные изъяты> к администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности подвести электроэнергию к земельному участку отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок, со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через канцелярию Енисейского районного суда.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2015 года