Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-288/2023 от 15.09.2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления оглашена 07 ноября 2023 года.

    Мотивированное постановление изготовлено 09 ноября 2023 года.

г.Самара                                                                                              09 ноября 2023 года

    Судья Октябрьского районного суда г. Самары Лазарев Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-288/2023 об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара, ИНН 6316033540, ОГРН 1026301157420, дата регистрации 20.09.2002 г., расположенного по юридическому адресу: г. Самара, ул. Искровская, д. 7, осуществляющего деятельность по адресу: г. Самара, ул. Свободы, д. 12,

У С Т А Н О В И Л:

Протоколом № 211 об административном правонарушении от 14 сентября 2023 года, составленным государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору – старшим инспектором УНД и ПР по г.о. Самара Пижамовым О.Ю., муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара (далее по тексту – МП ЭСО г.о. Самара) вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: 14.09.2023 г. в 11 часов 00 минут выявлено, что в помещениях здания общежития, отнесенного к категории высокого риска, деятельность в котором осуществляет МП ЭСО г.о. Самара по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Свободы, д. 12, повторно нарушены требования пожарной безопасности, выраженные в отсутствии систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в несоответствии эвакуационных путей требованиям пожарной безопасности, а именно:

- 1. Помещения общежития не оборудованы системой пожарной сигнализации, что является нарушением ст. 4, ч. 1 и ч. 3 ст. 6, ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту – ФЗ № 123), п. 4.4, таблица 1 Свода правил, утвержденных Приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 486.1311500.2020. Свод правил..."), п. 3 Приложения № 1, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 г. № 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре";

- 2. Помещения общежития не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением ст. 4, ч. 1 и ч. 3 ст. 6, ст. 54 ФЗ № 123, раздела 7, таблица 2 Свода правил "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. N 173, п. 8, Приложение № 5, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 г. № 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре";

- 3. На объекте защиты отсутствует техническая документация с содержанием информации о показа гелях пожарной опасности материала (краска), примененного для отделки стен общих коридоров 1, 2, 3, 4, 5 этажей здания, что является нарушением п. 25 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее по тексту – ППР в РФ), ст. 78, п. 6 ст. 134, таблица № 28 ФЗ № 123;

- 4. На объекте защиты отсутствует техническая документация с содержанием информации о показателях пожарной опасности материала (краска), примененного для отделки стен лестничной клетки № 1 с 1-ого по 5-ый этажи, что является нарушением п. 25 ППР в РФ, ст. 78, п. 6 ст. 134, таблица № 28 ФЗ № 123;

- 5. На объекте защиты отсутствует техническая документация с содержанием информации о показателях пожарной опасности материала (краска), примененного для отделки стен лестничной клетки № 2 с 1-ого по 5-ый этажи, что является нарушением п. 25 ППР в РФ, ст. 78, п. 6 ст. 134, таблица № 28 ФЗ № 123;

- 6. В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.2 системы пожарной сигнализации не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, что является нарушением ч. 7 ст. 83 ФЗ № 123.

Защитник МП ЭСО г.о. Самара – Блинова А.А. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Старший инспектор УНД и ПР по г.о. Самара ГУ МЧС России по Самарской области Пижамов О.Ю. в судебное заседание не явился, извещался о дате судебного заседания лично, что подтверждается его подписью на справочном листе, до начала судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив представленные материалы дела, выслушав участника процесса, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, а согласно ч. 3 не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Частью 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности:

- на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;

- на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;

-на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток;

- на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Таким образом, ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является бланкетной нормой и отсылает к содержащимся в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, нормативных документах (в том числе сводах правил) специальным условиям социального и (или) технического характера, установленным в целях обеспечения пожарной безопасности. Нарушение таких условий образует состав административного правонарушения по ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.

При этом противоправное деяние виновного лица не связывается с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся: 1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; 2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 6 ФЗ № 123 пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.

В силу ст. 54 ФЗ № 123 системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно п. 4.4 Свода правил, утвержденных Приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 486.1311500.2020. Свод правил...") в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать автоматической установкой пожаротушения (далее по тексту – АУП) и (или) системом пожарной сигнализации (далее по тексту – СПС) все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами, душевых, плавательных бассейнов, санузлов, мойки; венткамер (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных, тепловых пунктов; категории В4 (за исключением помещений категории В4 в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2) и Д по пожарной опасности; лестничных клеток; тамбуров и тамбур-шлюзов; чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2). Примечание - в лифтовых холлах и безопасных зонах предусматривается установка только СПС.

В соответствии с п. 3 Приложения № 1, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 г. № 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" здание, разделенное на пожарные отсеки по вертикали, при определении необходимости оснащения его автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации рассматривается как единое здание.

Согласно разделу 7 Свода правил "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. N 173 здания (сооружения) должны оснащаться системой оповещения и управления эвакуацией людей (далее по тексту – СОУЭ) соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 г. № 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5. Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приведена в приложении N 6.

Согласно п. 25 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.

В силу ст. 78 ФЗ № 123 проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно п. 6 ст. 134 ФЗ № 123 область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону. Показатели пожарной опасности декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в зданиях V степени огнестойкости и зданиях класса конструктивной пожарной опасности С3 не регламентируются.

В соответствии с ч. 7 ст. 83 ФЗ № 123 системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Судом установлено, что 14.09.2023 г. в 11 часов 00 минут выявлено, что в помещениях здания общежития, отнесенного к категории высокого риска, деятельность в котором осуществляет МП ЭСО г.о. Самара по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Свободы, д. 12, повторно нарушены требования пожарной безопасности, выраженные в отсутствии систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в несоответствии эвакуационных путей требованиям пожарной безопасности, а именно:

- 1. Помещения общежития не оборудованы системой пожарной сигнализации, что является нарушением ст. 4, ч. 1 и ч. 3 ст. 6, ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту – ФЗ № 123), п. 4.4, таблица 1 Свода правил, утвержденных Приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 486.1311500.2020. Свод правил..."), п. 3 Приложения № 1, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 г. № 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре";

- 2. Помещения общежития не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением ст. 4, ч. 1 и ч. 3 ст. 6, ст. 54 ФЗ № 123, раздела 7, таблица 2 Свода правил "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. N 173, п. 8, Приложение № 5, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 г. № 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре";

- 3. На объекте защиты отсутствует техническая документация с содержанием информации о показа гелях пожарной опасности материала (краска), примененного для отделки стен общих коридоров 1, 2, 3, 4, 5 этажей здания, что является нарушением п. 25 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее по тексту – ППР в РФ), ст. 78, п. 6 ст. 134, таблица № 28 ФЗ № 123;

- 4. На объекте защиты отсутствует техническая документация с содержанием информации о показателях пожарной опасности материала (краска), примененного для отделки стен лестничной клетки № 1 с 1-ого по 5-ый этажи, что является нарушением п. 25 ППР в РФ, ст. 78, п. 6 ст. 134, таблица № 28 ФЗ № 123;

- 5. На объекте защиты отсутствует техническая документация с содержанием информации о показателях пожарной опасности материала (краска), примененного для отделки стен лестничной клетки № 2 с 1-ого по 5-ый этажи, что является нарушением п. 25 ППР в РФ, ст. 78, п. 6 ст. 134, таблица № 28 ФЗ № 123;

- 6. В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.2 системы пожарной сигнализации не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, что является нарушением ч. 7 ст. 83 ФЗ № 123.

Таким образом, в ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, совершенные МП ЭСО г.о. Самара по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Свободы, д. 12, повторно на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска.

Постановлением № 4 о назначении административного наказания от 09.03.2023 г. заместителя начальника ОНД и ПР по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области Дмитриева А.Г. МП ЭСО г.о. Самара признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (за нарушение требований пожарной безопасности по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Свободы, д. 12, поскольку (в том числе) помещения общежития не оборудованы системой пожарной сигнализации, помещения общежития не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, на объекте защиты отсутствует техническая документация с содержанием информации о показа гелях пожарной опасности материала (краска), примененного для отделки стен общих коридоров 1, 2, 3, 4, 5 этажей здания, на объекте защиты отсутствует техническая документация с содержанием информации о показателях пожарной опасности материала (краска), примененного для отделки стен лестничной клетки № 1 с 1-ого по 5-ый этажи, на объекте защиты отсутствует техническая документация с содержанием информации о показателях пожарной опасности материала (краска), примененного для отделки стен лестничной клетки № 2 с 1-ого по 5-ый этажи, в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.2 системы пожарной сигнализации не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации), и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Самары от 13.06.2023 г., полученным МП ЭСО г.о. Самара 29.06.2023 г., постановление № 4 о назначении административного наказания от 09.03.2023 г. заместителя начальника ОНД и ПР по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области Дмитриева А.Г., в отношении МП ЭСО г.о. Самара о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ изменено в части размера административного наказания, административный штраф в размере 300 000 рублей заменен на предупреждение, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

Таким образом, ранее МП ЭСО г.о. Самара привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ постановлением № 4 о назначении административного наказания от 09.03.2023 г. заместителя начальника ОНД и ПР по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области Дмитриева А.Г., с учетом решения судьи Советского районного суда г. Самары от 13.06.2023 г.

Факт повторного нарушения МП ЭСО г.о. Самара требований пожарной безопасности достоверно установлен и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом № 211 об административном правонарушении от 14 сентября 2023 года, составленным государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору – старшим инспектором УНД и ПР по г.о. Самара Пижамовым О.Ю., актом внепланового инспекционного визита от 14.09.2023 г., постановлением № 4 о назначении административного наказания от 09.03.2023 г. заместителя начальника ОНД и ПР по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области Дмитриева А.Г., решением судьи Советского районного суда г. Самары от 13.06.2023 г., предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 14.09.2023 г., протоколом осмотра от 14.09.2023 г., решением о проведении инспекционного визита от 07.09.2023 г., выпиской из реестра от 01.12.2022 г., договором № 1 на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда от 01.05.2008 г., выпиской из ЕГРН от 16.01.2023 г., выпиской из журнала регистрации пожаров и иных происшествий по делу № 4-3-15, выпиской от 14.09.2023 г. из ЕГРЮЛ, а также иными доказательствами.

Вышеуказанные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности МП ЭСО г.о. Самара в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1. ст. 20.4 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № от 30.06.2022г. составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, дата совершения правонарушения соответствует дате обнаружения противоправного деяния.

Таким образом, оценивая данные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о виновности МП ЭСО г.о. Самара, осуществляющего деятельность по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Свободы, д. 12, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

При этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от МП ЭСО г.о. Самара мер по соблюдению требований пожарной безопасности и устранении допущенных нарушений, указанных в предписании, в материалы дела не представлено. В том числе, сведений о принятии юридическим лицом всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, заявителем не представлено.

На момент составления протокола об административном правонарушении предписание старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Пижамова О.Ю. исполнено не было.

Доводы защитников лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что у МП ЭСО г.о. Самара нет обязанности устанавливать систему пожарной сигнализации опровергается п. 3.2, п. 3.2.2 договора № 1 на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда от 01.05.2008 г., заключенного между Департаментом управления имуществом г.о. Самара (заказчиком) и МП ЭСО г.о. Самара (исполнителем), согласно которым исполнитель обязуется выполнять работы по технической эксплуатации, содержанию, обслуживанию и ремонту объектов муниципального специализированного жилищного фонда, прилегающей территории с элементами благоустройства в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170, а также другими правовыми актами.

Иные доводы опровергаются материалами дела и не являются основаниями для освобождения от административной ответственности.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, судом не установлено.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьей 24.5. КоАП РФ отсутствуют.

Противоречий по делу, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу юридического лица МП ЭСО г.о. Самара, не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Назначая наказание, суд учитывает характер совершенного МП ЭСО г.о. Самара административного правонарушения, а также такую цель административного наказания, как предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Также в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки совокупности конкретных обстоятельств его совершения, роли правонарушителя, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Основанием для освобождения заявителя от административной ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении МП ЭСО г.о. Самара не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих принятие им всех необходимых мер по исполнению предписания старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Пижамова О.Ю. Кроме того, состав правонарушения, квалифицируемого по части 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению возложенных на него обязанностей, по выполнению, указанных в предписании требований.

В рассматриваемой ситуации доказательств наличия каких-либо исключительных доказательств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное заявителем, как малозначительное, не представлено. Допущенные заявителем нарушения создают угрозу для жизни и здоровья людей.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд, с учетом вышеизложенного и фактических обстоятельств, не находит.

Также оснований для применения к юридическому лицу положений ст.ст. 2.9, 4.1, 4.1.1, 4.2 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку в силу ст. 3.4 ч. 2 КоАП РФ, данное административное правонарушение предусматривает возможность причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

В целях обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, учитывая характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, наличие угрозы жизни, здоровью людей, суд считает необходимым назначить МП ЭСО г.о. Самара наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, поскольку часть комнат в общежитии, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Свободы, д. 12, находится в частной собственность, а часть в муниципальной собственности, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось защитником юридического лица, а значит у суда, при указанных обстоятельствах, отсутствуют основания для административного приостановления деятельности.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании статьей 2.9 и 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 – 29.11, 20.4 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара, ИНН 6316033540, ОГРН 1026301157420, дата регистрации 20.09.2002 г., расположенного по юридическому адресу: г. Самара, ул. Искровская, д. 7, осуществляющего деятельность по адресу: г. Самара, ул. Свободы, д. 12, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, внесенным правонарушителем на расчетный счет: получатель ГУ МЧС России по Самарской области, ИНН 6315800812, КПП 631501001, ОКТМО 36701000, л/с 04421783370 УФК по Самарской области, номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского р/с 40102810545370000036, Отделение Самара Банка России// УФК по Самарской области г. Самара, номер казначейского р/с 03100643000000014200, БИК 013601205, КБК 177 116 01201 01 0004 140 – за нарушения, предусмотренные ст. 20.4 КоАП РФ, денежные взыскания (штрафы) за нарушение Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ.

Разъяснить, что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Документ, подтверждающий оплату штрафа, необходимо представить в канцелярию Октябрьского районного суда г. Самары по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, д.125А, каб.104.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                /подпись/                                       Р.Н.Лазарев

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

5-288/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
МП ЭСО г.о. Самара
Другие
Государственный инспектор г.о Самары по пожарному надзору - старший инспектор ОНД и ПР по г.о. Самары Пижамов О.Ю.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Лазарев Р. Н.
Статьи

ст.20.4 ч.2.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
15.09.2023Передача дела судье
19.09.2023Подготовка дела к рассмотрению
12.10.2023Рассмотрение дела по существу
07.11.2023Рассмотрение дела по существу
09.11.2023Изготовлено постановление о назначении административного наказания в полном объеме
02.12.2023Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
11.12.2023Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
11.12.2023Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее